Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность наследников по долгам наследодателя. В 1 страница




связи с тем, что по наследству переходят не только права, но и обязанности наследодателя, т.е. долги наследодателя, наслед­ники, принявшие наследство, отвечают по долгам оставившего наследство. Эта ответственность установлена в пределах дей­ствительной стоимости перешедшего к ним наследственного имущества, иными словами, наследник юридически не обязан погашать долги, превышающие стоимость полученного наслед­ства, за счет своих средств. Например, если сумма наследства составляет 100 тыс. руб., а долгов у наследодателя образова­лось на 150 тыс. руб., то погашается имеющийся долг в преде­лах наследственного имущества, т.е. 100 тыс. руб. Указанное правило относится как к наследникам по закону, так и по завещанию, в том числе и к иным наследникам, которым было завещано имущество.

Законодательством установлено, что получивший наслед­ственное имущество не отвечает по долгам того наследника, от которого к нему перешло в порядке наследственной трансмис­сии право на принятие наследства, а по долгам наследодателя он отвечает в пределах стоимости наследственного имущества, полученного по обоим основаниям.


На таких же основаниях отвечает и государство, к которо­му в соответствии с законом перешло имущество.

Для того чтобы получить от наследников оплату долгов наследодателя, кредиторам его надлежит предъявить свои тре­бования в течение сроков исковой давности.

До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или заявлены к на­следственному имуществу. В последнем случае рассмотрение иска приостанавливается до принятия наследства наследника­ми или перехода его как выморочного к административно-тер­риториальной единице (ст. 1086 ГК).

Непредъявление в течение срока исковой давности требо­ваний об уплате долга влечет утрату соответствующих прав кредиторами.

Свидетельство о праве на наследство. Для подтверждения права на принятое наследство нотариус или должностное лицо, которому предоставлено право совершения такого нотариаль­ного действия, по месту открытия наследства выдает по заяв­лению наследников документ, называемый свидетельством о праве на наследство (ст. 1083 ГК).

Свидетельство о праве на наследство могут иметь наслед­ники по закону и по завещанию. Оно выдается как на все наследственное имущество, так и на часть его, т.е. может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности. Однако получение свидетельства составляет их право, а не обязанность.

Свидетельство может быть выдано только на наследствен­ное имущество, лично принадлежавшее завещателю. Поэтому нельзя, например, выдать свидетельство на все имущество, со­вместно нажитое супругами, если один из них жив. В данном случае свидетельство может быть выдано только на личное имущество умершего и его долю в общем имуществе, нажитом во время брака.

Если после выдачи свидетельства о праве на наследство обнаружится, что на какое-то имущество свидетельство не было выдано, то выдается дополнительное свидетельство о праве на наследство.

По общему правилу, свидетельство о праве на наследство выдается по истечении шестимесячного срока со дня открытия наследства, но нотариус вправе выдать его и ранее установлен-


ного срока, если есть данные о том, что, кроме лиц, заявивших о выдаче свидетельства, других наследников нет.

Свидетельство о праве на наследство наследники, приняв­шие наследство, вправе получить в любое время, когда возника­ет необходимость. Предельного срока для этого не существует. Например, дети, унаследовавшие от родителей дом, в котором они вместе с ними проживали, вправе и много лет спустя про­сить нотариуса выдать им указанное свидетельство.

В некоторых случаях без получения свидетельства о праве на наследство нельзя осуществить свои наследственные права, например продать, подарить дом, дачу и т.д.

При возникновении спора о праве собственности на наслед­ственное имущество выдача свидетельства о праве собственнос­ти на наследственное имущество может быть приостановлена.

Поскольку необходимые расходы, связанные с предсмерт­ной болезнью наследодателя, его похоронами, а также расходы, связанные с охраной или управлением наследственным иму­ществом возмещаются за счет наследства в пределах его сто­имости, то такое требование о возмещении указанных расходов может быть предъявлено наследником, получившим свидетель­ство о праве на наследство, причем это требование следует до погашения требований по долгам наследодателя.

До получения наследниками свидетельства о праве на на­следство требования о возмещении указанных расходов могут быть предъявлены к наследнику, принявшему наследство, или к исполнителю завещания.

7. Особенности наследования отдельных видов имущества

В качестве отдельных видов имущества законом обозначены:

1) наследование права на стоимость доли в хозяйственном товари­ществе и на стоимость пая в производственном кооперативе (ст. 1087 ГК);

2) наследование доли (пая) вкладчика в коммандитном товарище­стве, участника (акционера) хозяйственного общества и члена по­требительского кооператива (ст. 1088 ГК);

3) наследование вещей, ограниченно оборотоспособных (ст. 1089 ГК);


4) наследование невыплаченных сумм заработной платы, пенсий, по­собий и платежей в возмещение вреда (ст. 1090 ГК) и другие (ст. 1091, 1092 ГК).

Что касается наследования права на стоимость доли (пая), то, по общему правилу, в случае принятия наследника в число участников полного товарищества либо в качестве полного то­варища коммандитного товарищества или принятие наследни­ка в члены кооператива, стоимость доли (пая) ему не выплачи­вается (п. 1 ст. 1087 ГК).

Учредительными документами может быть предусмотрен переход доли участника общества с ограниченной ответствен­ностью или общества с дополнительной ответственностью к наследникам только с согласия остальных участников обще­ства. Отказ в согласии на переход доли влечет обязанность общества выплатить ее стоимость в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Согласно ст. 1089 ГК принадлежащие на праве собствен­ности умершему вещи, нахождение в обороте которых допуска­ется по специальному разрешению (гражданское оружие и др.), входят в состав наследства и наследуются в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением установ­ленных требований.

Указанные вещи, входящие в состав наследства, до получе­ния соответствующего разрешения изымаются и берутся на ответственное хранение уполномоченными на то органами.

Если наследник не обратился за получением специального разрешения в течение предусмотренного законодательством срока либо ему в выдаче такого разрешения отказано, то его право собственности на указанные вещи подлежит отчужде­нию в порядке, установленном для имущества, которое не мо­жет принадлежать данному лицу.

Наследование невыплаченных сумм заработной платы, пен­сий, пособий и платежей в возмещение вреда регулируется ст. 1090 ГК, из которой следует, что право на выплату соответ­ствующих сумм принадлежит проживающим совместно с умер­шим членам семьи, а также его нетрудоспособным иждивен­цам, независимо от того, проживали они совместно с умершим или нет.


Требования о выплате таких сумм могут быть предъявле­ны в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Если перечисленные выше лица отсутствуют либо они не предъявили требований о выплате этих сумм в установленный срок, соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях.

Наследование имущества, предоставленного Республикой Беларусь и административно-территориальной единицей, осу­ществляется определенной категории лиц как в собственность, с ограничениями по распоряжению им, так и в пользование (ст. 1091 ГК). В данной статье речь идет о лицах, нуждающих­ся в помощи государства. К ним относятся: инвалиды, нужда­ющиеся, например, в средствах передвижения (специальных ав­томобилях, инвалидных колясках; многодетные семьи в ка­ком-то имуществе и др.

При передаче имущества гражданину безвозмездно или на льготных условиях в собственность в связи с его индивидуаль­ностью или другими подобными обстоятельствами оно входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Если же имущество передано в пользование, в случае смер­ти пользователя этим имуществом оно не входит в состав наследства, а возвращается собственнику.

Законодательством (ст. 1092 ГК) установлено, что госу­дарственные награды, которых был удостоен гражданин и на которые распространяется законодательство о наградах Рес­публики Беларусь, не входят в состав наследства. Их передача после смерти награжденного другим лицам осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственных наградах.

Если имеются такие государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных на­градах Республики Беларусь, то они входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. В таком же порядке наследуются почетные, памятные и иные знаки, в том числе награды и знаки в составе коллекций.


Литература

Антимонов Б.С., Граве К А. Советское наследственное пра­во. М., 1955.

Барщевский М.Ю. Если открылось наследство. М., 1989. Барщевский М.Ю. Наследственное право: учеб. пособие. М., 1996.

Барщевский М., Гурова Е. Завещательный отказ // Совет­ская юстиция. 1980. № 6.

Власов Ю.Н. Наследование по закону и по завещанию (Но­вая деловая книга. Юридический практикум). М., 1999.

Гаврилов В.Н. Наследственное право Российской Федера­ции на современном этапе. Саратов, 2000.

Гордон М.В. Наследование по закону и по завещанию. М., 1967.

Добротворский О. Прошу оказать содействие в получении наследства за границей... // Юстиция Беларуси. 1998. № 1.

Институты собственности и проблемы наследства // Госу­дарство и право. 1992. № 1.

Карчевская Л.И. Институт собственности и проблемы на­следования // Советское государство и право. 1992. № 1.

Никитюк П.С. Наследственное право и наследственный процесс (проблемы теории и практики). Кишинев, 1973.

Оформление наследственных прав граждан (теория и обоб­щение нотариальной практики государственных нотариальных контор) // Юстиция Беларуси. 1998. № 1.

Порядок наследования имущества (комментарий, законо­дательные и нормативные документы) // Экономико-правовой бюллетень. М., 1994. Вып. 14.

Пронина М.Г. Право наследования. Мн., 1989.

Пухова Т. Место и время открытия наследства // Человек и закон. 1995. № 2.

Пухова Т. Наследование по завещанию // Человек и за­кон. 1996. № 2.


Репин B.C. Настольная книга нотариуса (теория и практи­ка). М., 1994.

Сагалова ЕЛ. Наследование членов семьи и ближайших родственников: история, практика, перспективы // Государство и право. 2000. № 12.

Серебровский В.И. Очерки советского наследственного пра­ва. М., 1953.

Толстой Ю.К. Наследственное право. М., 1999.

Эйдинова Э.Б. Наследование по закону и по завещанию. М., 1984.

Ярошенко К.Б. Порядок наследования имущества. М., 1994.


Раздел IV

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО1

Глава 44. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вопросам, относящимся к международному частному праву, в ГК посвящен специальный разд. VII (ст. 1093-1135 ГК), в который включены нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения иностранных юридических и физических лиц, при­менение гражданских законов иностранных государств и меж­дународных договоров. Эти нормы исходят из единых целей и базируются на общепризнанных принципах. В нормах между­народного частного права заложена согласованная воля госу­дарств, направляемая на защиту прав и законных интересов иностранных юридических и физических лиц.

Взаимодействие стран по выработке таких норм, а затем и принятие соответствующих договоров, конвенций о правах че­ловека создают обязательства государств обеспечить эти права.

Защита прав и законных интересов иностранных юриди­ческих и физических лиц осуществляется с помощью различ­ных норм права, среди которых важное значение отводится нормам международного частного права.

Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностран­ных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республи­ки Беларусь, ГК, иных законодательных актов, международных договоров и не противоречащих законодательству Республики

1 В данном издании с целью изложения всех разделов ГК представлен краткий комментарий норм, подлежащих применению к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом (разд. VII ГК «Международное частное право»).


Беларусь международных обычаев. Соглашение сторон в выбо­ре права должно быть явно выражено или вытекать из усло­вий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в их сово­купности. При невозможности определить право, подлежащее применению, применяется право, наиболее тесно связанное с гражданско-правовыми отношениями, осложненными иностран­ным элементом (ст. 1093 ГК).

Вырабатывая нормы о применении права, Республика Бе­ларусь в соответствии со ст. 8 Конституции Республики Бела­русь признает приоритет общепризнанных принципов между­народного права и обеспечивает соответствие им законодатель­ства. Правоприменимость этих принципов раскрывается в ст. 6 ГК, согласно которой нормы гражданского права, содержа­щиеся в международных договорах Республики Беларусь, всту­пивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подле­жат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется применение внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствую­щего международного договора.

Что касается норм гражданского права, содержащихся в международных договорах Республики Беларусь, но не всту­пивших в силу, то они могут применяться Республикой Бела­русь временно и в порядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь.

Выбор права - это не просто сложение норм, характеризую­щих наиболее важные черты международного права. Речь идет именно о тех международных договорах, конвенциях, в которых содержатся нормы, обладающие юридической силой и соответ­ствующим механизмом их применения. При этом ориентация должна идти на право страны, подлежащее применению к граж­данско-правовым отношениям, осложненным иностранным эле­ментом. Из этого исходит и действующее законодательство. Так, согласно ст. 1094 ГК при определении права, подлежащего при­менению, суд основывается на толковании юридических поня­тий в соответствии с правом страны суда, если иное не предус­мотрено законодательными актами. В том случае, если юриди-


ческие понятия, требующие правовой квалификации, не извест­ны праву страны суда или известны под другим названием или с другим содержанием и не могут быть определены путем тол­кования по праву страны суда, то при их квалификации может применяться право иностранного государства.

При возникновении ситуаций, требующих применения ино­странного права, проводится установление содержания. В дан­ном случае необходимо исходить из официального толкования этих норм и практики применения в соответствующем иност­ранном государстве, для чего осуществляется анализ норм ино­странного права, а также обращение за разъяснениями к Ми­нистерству юстиции или другим компетентным органам Рес­публики Беларусь, в том числе находящимся за границей. Если возникает надобность в экспертизе международных норм, то суд вправе привлечь экспертов. И лишь в том случае, если содержание норм права, несмотря на предпринятые меры в ра­зумные сроки, не установлено, применяется право Республики Беларусь (ст. 1095 ГК).

Статьей 1096 ГК предусмотрена как обратная отсылка к праву Республики Беларусь, так и отсылка к праву третьей страны. Например, известно, что отношения по наследованию регулируются законом той страны, где оно открылось. Но мо­жет сложиться ситуация, когда гражданин Республики Бела­русь имел последнее место жительства в какой-то другой стра­не, законодательство которой устанавливает, что отношения по наследованию подчиняются закону гражданства страны насле­додателя. Из этого следует, что законодательство Республики Беларусь отсылает к иностранному праву, а последнее содер­жит обратную отсылку к праву Республики Беларусь.

Отсылка может быть не только обратной, но и к закону третьего государства, когда право одного государства отсылает к праву другого государства, а последнее, в свою очередь, содер­жит отсылку к праву третьего государства. Но, как следует из ст. 1096 ГК, любая отсылка к иностранному праву в соответ­ствии с установленными правилами, кроме случаев, предусмот­ренных настоящей статьей, должна рассматриваться как от­сылка к материальному, а не коллизионному праву соответ­ствующей страны.


Действующее законодательство (ст. 1097 ГК) указывает на недействительность соглашений и иных действий участни­ков отношений, регулируемых гражданским законодательством, которые направлены на то, чтобы в обход правил разд. VII ГК «Международное частное право» о подлежащем применению праве подчинить соответствующие отношения иному праву. В том случае, если это будет совершено, применяется право соот­ветствующего государства, подлежащее применению в соответ­ствии с указанным разделом.

По общему правилу, суд применяет иностранное право не­зависимо от того, применяется ли в соответствующем иност­ранном государстве к аналогичным отношениям право Рес­публики Беларусь, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено за­конодательством Республики Беларусь (ст. 1098 ГК), т.е. ино­странцам могут быть предоставлены соответствующие льготы и привилегии при условии, что такими же льготами и привиле­гиями будут пользоваться в другом государстве и лица страны, предоставившей льготы. Согласно действующему законодатель­ству в Республике Беларусь иностранцы имеют такие же права, как и граждане Республики Беларусь.

Если иностранное право в случае его применения будет противоречить основам правопорядка (публичному порядку), а также в некоторых иных предусмотренных законом случаях, оно не применяется. Применение этого права может быть огра­ничено путем использования оговорки о публичном порядке (ст. 1099 ГК). Например, если в стране ограничиваются права в зависимости от вероисповедания, пола, национальности и т.д., то такие нормы иностранного права не подлежат применению на территории Республики Беларусь. В подобного рода случаях применяется право Республики Беларусь.

Правила разд. ГК «Международное частное право» предус­матривают возможность на основе взаимных соглашений, как это уже упоминалось, устанавливать соответствующие льготы, привилегии и т.д. Однако эти правила не затрагивают дей­ствия императивных норм права Республики Беларусь, регули­рующих соответствующие отношения независимо от подлежа­щего применению права.


Согласно ст. 1101 ГК в случаях, когда подлежит примене­нию право страны, в которой действуют несколько территори­альных или иных правовых систем, применяется правовая сис­тема в соответствии с правом этой страны.

Не исключено, что государство может применить к иност­ранным гражданам и юридическим лицам меры, направлен­ные на ограничение их каких-то конкретных прав (например, на свободное передвижение по всей стране). Это меры вынуж­денного характера, и применяются они обычно в ответ на дей­ствия иностранного государства. Такие ограничения называ­ются реторсиями. Они могут быть установлены Правительством Республики Беларусь (ст. 1102 ГК).


Глава 45. КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ

/. Лица

Установлено, что коллизионная норма - это норма, опреде­ляющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению.

Коллизионная норма - норма отсылочного характера, т.е. она не отражает, какие конкретно права и обязанности возни­кают по данному правоотношению, а лишь указывает на тот правовой акт, который решает этот вопрос по существу. Други­ми словами, коллизионная норма указывает лишь, закон какой страны должен быть применен. Вместе с указанным законом, к которому она отсылает, коллизионная норма формирует опреде­ленное правило поведения для участников гражданского оборота.

Коллизионная норма состоит из двух частей:

1) объема - указания на те отношения, к которым должна приме­няться коллизионная норма;

2) привязки - указания на подлежащее применению право (между­народное, своей страны или иного государства).

Изложенные в гл. 75 ГК коллизионные нормы посредством различных привязок определяют применимое право в зависи­мости от вида возникающих отношений.

Одним из видов коллизионных привязок является личный закон участников отношений. Так, согласно ст. 1103 ГК лич­ным законом физического лица считается право страны, граж­данство (подданство) которой это лицо имеет, т.е. коллизион­ной привязкой является личный закон физического лица. При наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связа­но. Если лицо не имеет гражданства, то личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает, а личным законом беженца - право стра­ны, предоставившей убежище.

Таким образом, при указании на физическое лицо необходи­мо исходить из того, что закон к ним относит иностранных граж­дан, лиц без гражданства, а также беженцев. Следовательно, опре­делив, к какому из этих видов данное физическое лицо относится, определяется и личный закон данного физического лица.


В целом правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. № 2339-ХП «О правовом положении инос­транных граждан и лиц без гражданства в Республике Бела­русь»1, с изм. и доп. от 18 июля 2000 г. № 422-3, 4 января 2003 г. № 178-3.

Личным законом определяется правоспособность и дее­способность физического лица (ст. 1104 ГК). Однако при опре­делении правоспособности и дееспособности физического лица используются и другие привязки, в частности иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются в Республике Бела­русь гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранными признаются лица, находящиеся на терри­тории данного государства, не являющиеся его гражданами и состоящие в гражданстве другого государства. Следовательно, даже если гражданин приобретает второе гражданство на за­конных основаниях другой страны, он не считается иностран­цем. Подтверждением этого для Беларуси является и то, что действующее законодательство Республики Беларусь не пре­дусматривает двойного гражданства.

К лицам без гражданства относят тех граждан, которые хотя и проживают на территории Республики Беларусь, но не являются ее гражданами.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без граж­данства может ограничиваться в качестве ответной меры в от­ношении граждан тех государств, в которых имеются специ­альные ограничения гражданской правоспособности граждан Республики Беларусь (ст. 1102 ГК).

Все иностранные граждане и лица без гражданства, пребы­вающие и проживающие на территории Республики Беларусь, находятся под ее юрисдикцией.

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. N» 21. Ст. 250; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 73. 2/197; 2003. № 8. 2/927. См. также: Сборник международно-правовых документов и национальных законодательных актов по вопросам беженцев / Сост. Ю.Л. Сарашевский, А.В. Селиванов. М., 2000.


По отношению к иностранным гражданам установлено несколько режимов - распространение на иностранных граж­дан законов страны, на территории которой они проживают:

1) национальный. Заключается в предоставлении иностранцам та­ких же прав, какими обладают граждане данного государства;

2) специальный - предоставление иностранцам в какой-либо облас­ти определенных прав и (или) установление для них определен­ных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего го­сударства. Нередко это делается путем перечисления соответ­ствующих прав и обязанностей. Предоставление прав может зак­лючаться, например, в упрощенном порядке перехода границы жителями пограничных районов для посещения родственников по договоренности между сопредельными государствами. В не­которых случаях специальный режим может указывать и на ка­кие-то правовые ограничения, распространяющиеся только на иностранных граждан (например, запрещение включать иностран­цев в состав воздушного судна)1.

Национальный и специальный режимы устанавливаются внут­ренним законодательством и охватывают в основном гражданс­кие права иностранцев;

3) наибольшего благоприятствования. Он характеризуется тем, что
иностранцам предоставляются те права, которыми уже пользу­
ются или будут пользоваться граждане любого третьего государ­
ства, находящиеся на территории данного государства в наиболее
выгодном в правовом отношении положении.

Режим наибольшего благоприятствования, в отличие от национального и специального, используется только в между­народных договорах, как правило, касающихся прав, связанных с торговлей. Режим наибольшего благоприятствования чаще всего встречается на основе взаимности.

В Республике Беларусь иностранные граждане пользуются национальным режимом. При этом права и их защита, уста­новленные национальным режимом, предоставляются иност­ранным гражданам независимо от того, предоставляют ли та­кие же права их страны.

Такими же правами и возложенными на них обязанностя­ми, которые установлены законодательством в отношении ино­странцев, пользуются и лица без гражданства.

1 Международное право: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1998. С. 124.


Иными словами, существенных различий в отношении пра­воспособности граждан Республики Беларусь и иностранных граждан нет. Подобное правило установлено и в отношении лиц без гражданства.

Из изложенного следует, что характеристика правоспособ­ности не вскрывает особых различий между гражданами Рес­публики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без граж­данства. Некоторые отличия наблюдаются при исследовании дееспособности, т.е. возможности приобретать для себя права и создавать гражданские обязанности. Так, гражданская дееспо­собность иностранного гражданина определяется по закону стра­ны, гражданином которой он является. Что же касается граж­данской дееспособности лица без гражданства, то она определя­ется по закону страны, в которой он имеет постоянное место жительства, а беженца - по закону страны, предоставившей убе­жище. Гражданская дееспособность физического лица в отно­шении сделок, совершаемых в Республике Беларусь, и обяза­тельств, возникающих вследствие причинения вреда в Респуб­лике Беларусь, определяется по законодательству Беларуси (на­пример, размер и порядок возмещения вреда, причиненного ино­странным гражданином гражданину Республики Беларусь на ее территории, определяются по законодательству Беларуси).

В целом права и обязанности сторон по обязательствам из причинения вреда определяются по закону страны, где име­ло место действие или иное обстоятельство, послужившее осно­ванием для требования о возмещении причиненного вреда.

Признание физического лица недееспособным или ограни­ченно дееспособным, а также признание безвестно отсутствую­щим и объявление его умершим производятся по праву стра­ны суда.

Иностранцы, находящиеся на территории Республики Бе­ларусь, не могут быть наделены большими правами, чем граж­дане Беларуси. Они не вправе также требовать и послаблений закона в своих целях.

Способность физического лица, связанная с его предприни­мательской деятельностью, быть индивидуальным предприни­мателем и иметь связанные с этим права и обязанности опре­деляется по праву страны, где это лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. При отсутствии страны регистрации применяется право страны основного мес-


та осуществления индивидуальной предпринимательской дея­тельности.

Право физического лица на имя, его использование и за­щиту определяется его личным законом (ст. "1106 ГК).

Физическое лицо под своим именем осуществляет- права и обязанности. В случае изменения своего имени оно должно уведомить об этом кредиторов. Приобретение прав и обязанно­стей под именем другого лица не допускается.

К личным неимущественным правам применяется право страны, где имело место действие или иное обстоятельство, по­служившее основанием для требования о защите таких прав, а к правам на интеллектуальную собственность - право страны, где испрашивается защита таких прав.

Согласно ст. 1107 ГК регистрация актов гражданского со­стояния граждан Республики Беларусь, проживающих вне пределов Республики Беларусь, осуществляется в консульских учреждениях Беларуси. При этом применяются законы и иные акты законодательства Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.