Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткое изложение теоретических вопросов. Тема 11.2 «Народы Азии, Африки и Латинской Америки




Тема 11.2 «Народы Азии, Африки и Латинской Америки

в первой половине XX века»

План изучения темы:

1. США и доктрина "открытых дверей". Мандатная система.

2. Китай: путь к обретению самостоятельности.

3. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки в первой половине XX века.

4. Латинская Америка на пути модернизации: каудильизм или демократия.

Основные понятия: демократия, каудильизм, доктрина "открытых дверей", протекционизм, латифундия.

 

Основные даты:

- 29 июня 1905 г. - подписание секретного договора между Японией и США Тафта-Кацуры;

- 1911-1912 гг. - буржуазная революция в Китае (Синьхайская);

- 1925 г. - национальная великая революция в Китае;

- 1928-1937 гг. - гражданская война в Китае;

- 1937-1945 гг. - японо-китайская война;

- 1910-1917 гг. - мексиканская революция;

- 1936 г. - создание Народного фронта коммунистов в Чили;

- февраль 1921 г. - подписание советско-афганского договора о дружбе в Москве.

1. США и доктрина "открытых дверей". Мандатная система. Доктрина "открытых дверей" - принципы американской политики по отношению к Китаю в конце XIX— первой половине XX вв., выдвинутые в нотах (1899 г.) государственного секретаря США Джона Хея правительствам ряда европейских государств и Японии. Суть доктрины состояла в стремлении обеспечить в Китае равенство возможностей — «открытых дверей» - для всех заинтересованных сторон.

В сентябре 1899 года Хей направил ноты правительствам Великобритании, Германии, России, а в ноябре — Италии, Франции и Японии. В нотах говорилось о стремлении «коммерческих организаций» США сохранить «открытые двери» в Китае, в том числе в сферах влияния великих держав. Признавая раздел Китая на сферы влияния, правительство США попыталось обеспечить американским предпринимателям те права, льготы и тарифы, которыми пользовалась в своих сферах влияния та или иная держава. Ответные ноты носили уклончивый характер. Не возражая прямо против доктрины «открытых дверей», державы, особенно Великобритания и Россия, сделали различные оговорки в отношении возможности ее применения в своих сферах влияния. Тем не менее, в марте 1900 года Государственный департамент США объявил, что запрошенные им государства присоединились к доктрине «открытых дверей», и что США считают их согласие «окончательным и бесповоротным». Это заявление не было опровергнуто великими державами, однако раздел Китая на сферы влияния продолжался, и американцам приходилось с этим считаться. В 1917 году при заключении соглашения Лансинга-Исии США признали «особые интересы» Японии в Китае. Лишь на Вашингтонской конференции (1921—1922 гг.) США в договоре девяти держав (США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия и Китай) добились официального признания доктрины «открытых дверей», что в условиях лидерства США в мировой экономике привело к экспансии американских корпораций в Китае. В годы гоминьдановской диктатуры в Китае (1927—1949 гг.), особенно с конца второй мировой войны и до 1949 года, США установили фактический контроль над политикой, экономикой и вооруженными силами гоминьдановского Китая. Нарушение Японией принципов политики «открытых дверей» в 1937 году привело к введению США против нее нефтяного эмбарго. После прихода коммунистов к власти в Китае (1949 г.) доктрина «открытых дверей» прекратила свое существование. Первоначально провозглашенная по отношению к Китаю, доктрина «открытых дверей» применялась США и в других странах, в частности, как средство вытеснения конкурентов.

Из ноты посла США, врученной 22 сентября 1899 г. лорду Солсбери, премьер-министру и министру иностранных дел Великобритании:

«Мое правительство искренне желает, чтобы интересы его граждан не нарушались исключительными правами любых из контролирующих держав «сферах интересов» в Китае, и надеется на сохранение там открытого рынка для всей мировой торговли, на устранение всех опасных источников международного раздражения и тем самым на ускорение совместных действий этих держав в Пекине с целью проведения административных реформ, столь необходимых для укрепления Императорского Правительства и сохранения целостности Китая, в чем, как оно убеждено, так же заинтересован весь западный мир».

США активно использовали «доктрину открытых дверей» для проникновения в Китай. Установив дружественные отношения с Японией, американцы планировали укрепиться в Манчжурии, где у них были обширные экономические интересы. В частности, американцы хотели контролировать КВЖД, а также богатые природные ископаемые Манчжурии. Поэтому президент Теодор Рузвельт занял активно прояпонскую позицию на переговорах России и Японии в Портсмуте, где настаивал на том, чтобы Россия выполнила японские требования. За посредничество в подписании мира между Россией и Японией этот американский президент впоследствии получил Нобелевскую премию мира.

29 июля 1905 года между США и Японией был подписан секретный договор Тафта-Кацуры, по которому Япония признавала американскую власть на Филиппинах, а Америка – установление японской власти в Корее. Данное соглашение откровенно противоречило американо-корейскому соглашению 1882 года об оказании помощи этой стране со стороны США, в случае агрессии какой-либо страны против Кореи. Тем не менее, американо-японские отношения стали ухудшаться, и Япония закрыла «двери» Южной Манчжурии (её сферы влияния в Китае) для представителей иностранного капитала.

В 1909 году американским госдепартаментом было опротестовано решение англо-франко-германского консорциума предоставить кредит китайским властям на строительство Хугуанских железных дорог. США потребовали для американского капитала равной доли участия в этом проекте. Консорциуму пришлось удовлетворить требования США.

При президенте Вудро Вильсоне проводилась иная политика в отношении Китая, нежели чем при предыдущих президентах США. Президент Вудро Вильсон был убеждён в особой мировой миссии США. Вильсон понимал важность политики «открытых дверей» в Китае, так как эта политика давало возможность Соединённым Штатам отстаивать и реализовывать свои собственные интересы в Китае. Однако политика Вильсона по отношению к Китаю не была империалистической, а наоборот, очень дружественной и тёплой.

Америка признала Китайскую республику и её президента Юань Шикая, а вскоре, отправила туда своего посла Пола Рейнша, бывшего профессором в университете в штате Висконсин. Пол Рейнш полностью разделял взгляды Вильсона на политику США в Китае и стремился помочь Китаю стать сильным и независимым государством.

Однако в 1915 году Япония навязывает Китаю «21 требование», выполнение которых поставило бы Китай в зависимое положение от Японии. В этих условиях США, формально отказавшиеся признать данные соглашения, вскоре пошли на компромисс с Японией: 4 ноября 1917 года госсекретарь Роберт Лэнсинг подписал с чрезвычайным уполномоченным Японии в США Кукудзиро Исии ноту «Лэнсинга – Исии», в которой говорилось, что США признают особые интересы Японии в Китае. Япония в обмен на это подтвердила, что она по-прежнему придерживается принципа «открытых дверей». Подобным образом поступили и остальные державы.

30 апреля Вильсон подписал Шаньдунское соглашение, предусматривающее передачу германских колоний под управление Японии. Это противоречило всей предыдущей политике Вильсона в Китае. Ошеломлённый таким резким поворотом внешней политики США, Пол Рейнш добровольно покинул пост посла США в Китае.

Фактически, США оставили слабый Китай один на один с набиравшей силу и аппетиты милитаристской Японией. Это предопределило её агрессию в отношении к Китаю. Вильсон верил, что Япония могла бы контролировать отдельные экономические зоны в Китае, не нарушая при этом китайский суверенитет. Он был убеждён, что Япония как член Лиги наций никогда не нападёт на Китай.

Усилиями американской дипломатии, США удалось закрепить принципы «политики открытых дверей» на Вашингтонской мирной конференции в 1921-1922 годов. Однако Япония, недовольная таким поворотом событий, начала готовиться к вооруженному захвату Китая. В 1931 году она, вразрез с решениями Вашингтонской конференцией, создала в Маньчжурии марионеточное государство Маньчжоу Го, нарушив территориальную целостность Китая. В результате Япония была исключена из Лиги Наций, но никаких более решительных санкций против неё применено не было. В 1934 году Япония официально отказывается соблюдать принцип «открытых дверей», а в июле 1937 году японская императорская армия вторгается на территорию остального Китая. Западные державы не приняли никаких решительных санкций, чтобы помешать Японии ввести свои войска в Китай, в результате чего японскими захватчиками были истреблены десятки миллионов китайцев. Политика «открытых дверей» потерпела окончательный крах.

Впоследствии США пытались играть на противоречиях между Гоминданом и КПК во время гражданской войны в Китае, чтобы включить Китай в сферу своего влияния, в условиях набирающей обороты «холодной войны», однако провозглашение 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики и эвакуация остатков армии Гоминдана на остров Тайвань помешали этому устремлению американцев.

2. Китай: путь к обретению самостоятельности. Первая половина XX века для Китая характерна постоянным ведением войн на его территории.

История Китая на пути к самостоятельности связана с целым рядом исторических личностей: Кан Ювэй, Сунь Ятсен, Цы Си, Юань Шикай, Чан Кайши, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин.

В 1905 г. объединились несколько буржуазно-демократических и националистических организаций под руководством Сунь Ятсена. Программа включала в себя "три народных принципа":

- "национализм" - свержение маньчжурской династии;

- "народовластие" - ликвидация монархии и установление республики;

- "народное благосостояние" - уравнение прав на землю.

Либеральное крыло китайской буржуазии потребовало введение конституции. Попытки проведения реформы были прерваны в связи с внезапной смертью инициатора реформы - императрицы Цы Си. Либералы перешли на сторону революционных сил.

В 1911-1912 гг. произошла буржуазная революция (Синьхайская революция, от "синьхай" - год). Она свергла маньчжурскую династию, но Китай объединить не удалось. На севере страны и в некоторых других провинциях сохраняли власть феодалы со своими вооружёнными отрядами.

Весной 1925 г. в Китае началась новая революция. Она представляла собой сложное переплетение различных движений: общенациональной борьбы за независимость страны, самостоятельных выступлений рабочих, городских низов и крестьянства. Революционное движение возглавлял Сунь Ятсен, партия которого получила название "Национальной партии Китая". В историю она вошла как партия Гоминьдан. Генерал Чан Кайши в 1926-1928 гг. совершил поход по северным провинциям, завершив объединение Китая и начав капиталистическую модернизацию страны.

Была создана государственная банковская система, поощрялось развитие государственного и частного секторов в промышленности. Введены основы трудового законодательства. Это обрекло на неудачные попытки коммунистов укрепить своё влияние в городах.

Во внешней политике правительство Чан Кайши стремилось ликвидировать иностранные концессии. Важной мерой было восстановление в 1928 г. таможенной автономии. В 1934 г. Чан Кайши восстановил культ почитания Конфуция и объявил о начале "движения за новую жизнь", за возрождение конфуцианских идеалов: соблюдение ритуала, справедливость, скромность.

Компартия имела другую программу возрождения, и её поддерживал Коминтерн: продолжение революции и завоевание власти в форме советов, развёртывание аграрной революции, наступление на капиталистические элементы. В 1928-1937 гг. в Китае произошла гражданская война, в результате которой советское движение в Китае потерпело поражение.

Нападение Японии на Центральный Китай в 1937 г. заставило Чан Кайши и Мао Цзэдуна преодолеть вражду и выступить совместно против японской агрессии. Так возник единый национальный фронт. В итоге советы были преобразованы в административные органы. Красная армия вошла в состав Национально-революционной армии Китая.

С лета 1937 г. началась японо-китайская война (1937-1945 гг.) как часть второй мировой войны. Модернизация была приостановлена до мирных времён.

3. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки в первой половине XX века. Нерешенность демократических задач революции 1908 г. породила новую национальную антиимпериалистическую революцию в Турции 1918—1923 гг. под руководством Мустафы Кемаля. Революция покончила с навязанным Турции режимом капитуляции и контроля над финансами, ликвидировала султанат и халифат (1924 г.). Турция стала светской республикой, что открывало перед страной путь к модернизации. Советская Россия заключила с Турцией в 1921 г. договор о дружбе и оказала финансовую помощь в размере 10 млн. золотых рублей. Аналогичный договор в 1921 г. Советская Россия заключила с Персией (с 1934 г. Иран). Во время гражданской войны и интервенции Иран использовался Великобританией в качестве базы и был оккупирован английскими войсками. Англо-персидское соглашение 1919 г. фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода английских войск из страны. Советско-иранский договор 1921 г. фиксировал добровольный отказ от привилегий и концессий России.

В Афганистане национально-освободительное движение завершилось завоеванием независимости в 1919 г. и подрывом влияния Англии. В феврале 1921 г. в Москве был подписан Советско-Афганский договор о дружбе. Советская Россия оказала в это время существенную финансовую помощь Ирану и Афганистану.
В 1918—1921 гг. с помощью Советской России Народная армия Монголии отбила нападение китайских милитаристов и отстояла независимость страны. Прибывшая в Москву в октябре 1921 г. делегация Монголии во главе с Сухэ-Батором подписала советско-монгольское соглашение, которое юридически оформило отношения дружбы и сотрудничества, ликвидировав прежние соглашения с царской Россией.
Развитие дружественных отношений с соседними восточными странами Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, а также с китайской провинцией Синьцзян и поддержка в них национально-освободительных движений и правительств объяснялись не только целями упрочения безопасности южных границ. Это рассматривалось советским руководством и Коминтерном как часть мировой революции, как курс на подрыв «тылов» империализма.

В арабских странах Средиземноморья в 20-е гг. продолжалась борьба за независимость. В бывших владениях Османской империи — в Сирии и Ливане, а также в Египте, Марокко и Иране имели место крупные выступления патриотических сил за независимость.
Восстание 1919 г. в Корее, восстания и забастовки в Индонезии, Малайе и в других регионах Юго-Восточной Азии, своеобразный подъем движения «ненасильственного сопротивления» в Индии свидетельствовали о брожении в колониальных и зависимых странах Азии и Африки.

И все же в межвоенный период империалистическим колониальным державам удалось в целом сохранить колониальные империи.
По взаимному договору, на Вашингтонской конференции империалистические державы условились о неприкосновенности колониальных владений. Это шаткое равновесие вскоре нарушилось на Дальнем Востоке Японией, начавшей с захвата Маньчжурии в 1931 г. свою колониальную экспансию в Юго-Восточную Азию, затем Италией, развязавшей войну против Эфиопии.

Япония оказалась в особом положении среди азиатских стран. В межвоенный период она как бы повторяла европейский вариант капиталистической модернизации, связанной с внешней экспансией и милитаризацией. В годы первой мировой войны Япония оставалась в стороне от военных действий и использовала эту ситуацию для наращивания своей военной мощи, особенно флота, вынашивая планы территориальных захватов на континенте. Милитаризация легла тяжелым бременем на японский народ. В августе — сентябре 1918 г. Японию потрясали «рисовые бунты» — стихийные восстания против спекулятивного роста цен на рис и дороговизны, охватившие 2/3 территории страны. Бунты, восстания были жестоко подавлены. Волна стачек рабочих разных отраслей промышленности, поднявшаяся в 1919 г., тоже была подавлена, нередко с применением военной силы. Профсоюзы не признавались и действовали полулегально. Даже в условиях подъема рабочего движения в 1920 г. в них насчитывалось не более 300 тыс. членов. Трудовые конфликты решались государственным принудительным арбитражем. Неспокойно было и в главной колонии — Корее, где в марте вспыхнуло массовое антияпонское восстание. С 1919 г. важную роль в политической жизни Японии стали играть возникшие еще в XIX в. шовинистические организации, основанные на расистских идеях пан-азиатизма.

Репрессии были главным оружием правительства. Однако были сделаны некоторые уступки: новый избирательный закон, снизив имущественный ценз, увеличил число избирателей с 1,5 до 3 млн. человек. В Корею послали нового генерал-губернатора, слывшего «либералом», и при нем учредили совещательный орган из представителей имущих классов Кореи.

В 1920—1921 гг., как и в США, в Японии имел место экономический кризис. В 1923 г. произошло гигантское землетрясение в самом густонаселенном районе Японии. Столица Токио была полностью разрушена, погибло 150 тыс. человек. Выход из кризиса, начавшийся в 1924 г., был кратковременным. В 1929 г. Японию потряс новый экономический кризис. Правящие группировки страны и императорский двор, а также крупнейшие корпорации (дзайбацу) видели выход из трудностей лишь в переходе к новому этапу милитаризации страны и сопутствующей такому курсу внутренней реакции и внешней экспансии, в захвате чужих территорий, создании колониальной империи. Таким образом, процесс модернизации Японии проходил в уродливой форме милитаризации страны за счет благосостояния народа. Почти все правительства Японии в межвоенный период возглавляли военные — адмиралы и генералы.

В 1927 г. в меморандуме главы правительства генерала Танака была сформулирована программа крупномасштабной агрессии в Азии: сначала захват Китая, затем Индокитая, Бирмы, Юго-Восточной Азии, Индии. В 1931 г. с оккупацией Маньчжурии начал осуществляться план агрессивных войн. В 1932 г. были захвачены провинция Жэхэ и проходы в великой китайской стене. В 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. В июле 1937 г. началось фронтальное вторжение в Северный и Центральный Китай. В октябре был захвачен Пекин, в ноябре Шанхай, в декабре Нанкин, затем многие провинциальные центры. Правительство Чан Кайши переехало в Чунцин. Агрессия Японии в Китае нарушила начавшийся при Чан Кайши процесс объединения Китая и ликвидации милитаристских клик, а также процесс капиталистической модернизации Китая. Китай вновь оказался расколотым и растерзанным на части.

Милитаризация, внешняя агрессия в 30-е гг. подталкивали страну к тоталитаризму. В Японии этот процесс принял своеобразную форму авторитарно-монархического режима и военно-регулируемого капитализма. Авторитарные черты, жесткое подавление левой оппозиции, ограниченность прав и свобод были характерны для Японии и в начале XX в. Однако в условиях широкомасштабной войны за господство в Азии авторитарно-монархический режим приобрел новые черты, началось превращение его в диктатуру военно-бюрократических групп и крупных корпораций. Правящие круги страны провозгласили политику создания «новой политической и экономической структуры».

Под «новой политической структурой» подразумевалась система жесткого политического контроля военно-государственной бюрократии над обществом. В стране были распущены все политические партии. Дело не дошло до создания единой и единственной партии и слияния ее с государственной машиной, как это имело место при тоталитарных режимах в Европе, но здесь появилась мощная идеологическая реакционно-шовинистическая организация, продолжавшая традиции прошлых шовинистских объединений — «Ассоциация помощи трону». Поскольку легальная оппозиция была уничтожена, то Ассоциация становилась почти единственным рупором пропаганды и центром обеспечения своей цели — «единства нации вокруг императора». Синтоизм как официальная государственная религия, культ предков, самурайская честь и доблесть, преданность императору стали важными орудиями шовинистской пропаганды. В 1938 г. был издан «Закон о всеобщей мобилизации нации». Целью Японии провозглашалось «создание Великой восточно-азиатской сферы совместного процветания».

«Новая экономическая структура» означала установление военно-государственного контроля над экономикой страны. В качестве контрольных государственных органов учреждались ассоциации производителей в различных отраслях хозяйства. Во главе ассоциаций встали представители крупнейших корпораций, что фактически означало передачу им регулирования рынка рабочей силы, контроль над распределением ресурсов, регулирование цен и заработной платы, определение условий выполнения государственных заказов и пр. Государственно-бюрократическое регулирование осуществлялось теми же механизмами (бюджет, налоги, тарифы, заказ, субсидии, административные и косвенные методы регулирования и пр.), которые были характерны и для европейских стран того времени, в том числе и для авторитарных и тоталитарных режимов. Военная машина Японии позволила ей зажечь очаг войны на Дальнем Востоке в 1931 г. Она развернула наступление в Центральном Китае и с началом второй мировой войны захватила практически весь регион Юго-Восточной Азии, а также господствующие позиции в Тихом океане благодаря своему превосходству в авианосцах и особому геополитическому положению.

 

4. Латинская Америка на пути модернизации: каудильизм или демократия. Испанский язык, элементы испанской культуры доминировали в образе жизни и мышления господствующих классов большинства стран континента (только в Бразилии преобладал португальский, а на острове Гаити — французский). Особо живучими в Латинской Америке оказались патриархально традиции, а также влияние католической церкви. Вождь (каудильо) должен был быть яркой, темпераментной, сильной фигурой, способной психологически сплотить и увлечь за собой массы. Программа его действий второстепенна, отсюда необыкновенно высокая доля заведомо невыполнимых, но очень ожидаемых обещаний. Большой вес в политической жизни Латинской Америки приобрел фактор насилия (многочисленные восстания, перевороты, диктатура каудильо и т. п.).

Когда Латинская Америка вышла на мировой рынок, международное разделение труда и доминирование европейских индустриальных держав уже установились. Начинавший развиваться латиноамериканский капитализм пошел по пути создания аграрно-сырьевого резерва ведущих государств. Кроме кредитов и займов, европейские державы охотно вкладывали средства в строительство железных дорог, одновременно консервируя отношение к этому региону как к мировой периферии, «младшему партнеру».

В сельском хозяйстве латиноамериканских стран исключительное положение (до 80% площади обрабатываемых земель) занимали латифундии - крупные помещичьи хозяйства. Помещики и торговая буржуазия образовывали помещичье-буржуазную олигархию, которой чаще всего принадлежали командные посты в экономике и государстве.

Политически Латинская Америка, несмотря на республиканские «вывески», представляла собой довольно пеструю картину. Одним из наиболее ярких событий начала XX в. стала мексиканская революция 1910-1917 гг., свергнувшая диктатуру генерала Диаса и установившая конституционный режим. Буржуазно-реформистские формы правления в 20-е гг. (Аргентина, Уругвай) соседствовали с консервативно-олигархическими (конституционными — Бразилия, диктаторскими - Венесуэла, откровенно правыми диктатурами - Куба, Чили и др.). В 30-е гг. ситуация во многих выше названных странах объяснялась политической непросвещенностью, неорганизованностью большинства народа, отсутствием политического опыта. Интересен опыт Чили, где в 1936 г. был создан Народный фронт из коммунистов, социалистов, радикалов, демократов и профсоюзов.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. не обошёл своим влиянием и страны Латинской Америки. Цены на сырье и продукцию сельского хозяйства резко упали, что вызвало почти полный паралич ориентированной на экспорт экономики. Условия жизни народных масс резко ухудшились, что в ряде случаев было использовано теми или иными политическими силами для смены режима.

В целом страны Латинской Америки в этот период шли в общемировом русле усиления роли государства в экономике (особенно наиболее развитые — Аргентина, Бразилия, Чили) и политики протекционизма — стимулирования собственного экономического развития высокими пошлинами на импорт, а также кредитами и льготами. В ряде стран (Чили — при правительстве Народного фронта с 1938 г., Бразилии, Колумбии) был создан значительный государственный сектор. Несколько сократился объем иностранных инвестиций. Постепенно росло местное производство, укреплялся национальный капитал, выравнивались диспропорции в экономике.

Практически каждаястрана специализировалась на производстве и экспорте какой-либо монокультуры или сырья, что создавало диспропорции в собственном экономическом развитии. Так, Бразилия и Колумбия поставляли кофе, Аргентина — мясо и зерно, Куба — сахар, Эквадор - какао и тропические культуры, Уругвай — мясо, Венесуэла, Мексика — нефть, Чили - селитру и медь, Боливия — олово. Первая мировая война способствовала дальнейшей специализации: возросли мировые цены на сырье и продовольствие.

Отношения, которые существовали у латиноамериканских стран с США, воспринимавших этот регион как сферу своих ближайших интересов и экспансионистской политики «большой дубинки», складывались сложно. США не останавливались и перед военными интервенциями для достижения своих политических целей. Лишь в 1933 г. Ф. Рузвельт заявил об изменении позиции США и переходе к концепции «доброго соседа», что не означало отказа от активного экономического проникновения в этот регион, хотя и снижало риск прямого военного диктата.

 

Задания для самостоятельного выполнения

 

- Выполнение в рабочей тетради заданий по данному разделу.

- Составление глоссария терминов по разделу

 

Формы контроля самостоятельной работы:

- проверка задания в рабочей тетради;

- проверка глоссария;

- устный опрос.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дата подписания секретного договора между Японией и США Тафта-Кацуры:

а) 29 июня 1905 г.;

б) август 1907 г.;

в) 29 июня 1935 г.;

г) январь 1906 г.

2. Гражданская война в Китае:

а) 1917-1921 гг.;

б) 1941-1945 гг;

в) 1928-1937 гг.;

г) 1939-1945 гг.

3. Стимулирование собственного экономического развития высокими пошлинами на импорт -это:

а) импрессионизм;

б) протекционизм;

в) империализм;

г) фундаментализм.

4. Принцип американской политики по отношению к Китаю на рубеже XIX-XX вв.:

а) "холодная война";

б) политика протекционизма;

в) принцип народовластия;

г) доктрина "открытых дверей".

5. Синьхайская революция в Китае:

а) 1912-1913 гг.;

б) 1910-1911 гг.;

в) 1909-1910 гг.;

г) 1911-1912 гг.

6. Даты гражданской войны в Китае:

а) 1927-1938 гг.;

б) 1928-1939 гг.;

в) 1928-1937 гг.;

г) 1930-1934 гг.

7. Антиимпериалистическую революцию в Турции 1918-1923 гг. возглавил:

а) Мустафа Кемаль;

б) Цы Си;

в) Сухэ-Батор;

г) генерал Танак.

8. Японо-китайская война:

а) 1927-1945 гг.;

б) 1937-1945 гг.;

в) 1938-1946 гг.;

г) 1937-1354 гг.

9. Дата создания народного фронта коммунистов в Чили:

а) 1956 г.;

б) 1945 г.;

в) 1935 г.;

г) 1936 г.

10. Крупные помещичьи хозяйства в странах Латинской Америки:

а) плато;

б) патио;

в) латифундии;

г) ранчо.

Тема 11.3 «Строительство социализма в СССР»

План изложения темы:

1. Политика "военного коммунизма". Новая экономическая политика.

2. Образование СССР (1922 г). Конституция 1924 года.

3. Становление единоличной власти Сталина И.В.

Основные понятия: декрет, диктатура, комбеды, продотряды, продразвёрстка, национализация, социализация, интервенция,

Основные даты:

- 1918 5-7 января – деятельность Учредительного собрания, разогнанного большевиками.

- 1918, июль – первая советская Конституция.

- 1918, 3 марта – мирный договор между Россией и Германией, заключённый в Брест-Литовске.

- 1918, 26 мая – восстание Чехословацкого корпуса, начало гражданской войны.

- 18 ноября 1918 – приход к власти адмирала А.В. Колчака в Омской Директории.

- апрель 1920 – март 1921 - Советско-Польская война.

- 14-16 ноября 1920 – разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму.

- 1921, февраль – антибольшевистское восстание солдат и матросов в Кронштадте.

- 1921, март – X съезд РКП (б), принятие программы НЭПа.

- 1922 – денежная реформа НЭПа, введение советских червонцев.

- 1922 – советско-германский экономический договор в Раппало.

- 30 декабря 1930 г. – образование СССР.

- 1924, январь – новая союзная Конституция.

- 1924 – год широкого дипломатического признания СССР многими мировыми державами.

- 1928 – начало форсированной индустриализации.

- 1929 – начало коллективизации.

- 1932 – введение паспортной системы.

- 1936 – принятие новой Конституции, получившей название Конституции победившего социализма.

- 1937 пик политических репрессий сталинского режима, которые были направлены, в основном, на партийных лидеров, т.е. оппонентов Сталина.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 6358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.