Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научение в результате оперантного обусловливания




Все реактивные формы поведения характеризуются прежде всего тем, что организм, как бы пассивно реагирует на воздействие внешней среды: или за счет особого состояния рецепторов рети­кулярной формации, или за счет существования врожденных бе­зусловных рефлексов, или за счет врожденной способности к реактивному научению. Однако организм не может быть адаптив­ным, если он всегда выполняет только пассивные функции, он должен создать формы научения, которые включали бы его актив­ность. Психологи-бихевиористы назвали такие формы поведения, когда организм научается путем активного взаимодействия со средой, оперантными.

Первый из вариантов этого оперантного научения — научение методом проб и ошибок. Суть этого метода, впервые описанного американским бихевиористом Торндайком и позднее использовав­шегося при конструировании некоторых видов ЭВМ, заключается в том, что индивидуум, наткнувшись на какое-то препятствие — че­ловека или животное, совершает попытки преодолеть его. Он посте­пенно отказывается от неэффективных способов и в конце концов находит решение задачи. Классическим примером научения методом проб и ошибок является хождение по лабиринту. Человек двигается по лабиринту, попадает в тупик, возвращается назад и идет уже дру­гим путем, и так, преодолевая ошибки, он, наконец, находит выход из лабиринта. При исследованиях этого вида научения часто исполь­зовался лабиринт. Иногда ставилась задача, в которой животное должно было получить пищу, выбравшись из лабиринта или из клет­ки, а чтобы выбраться из клетки, необходимо было еще научиться дергать за крючок или за веревочку. Перепробовав все действия, животное постепенно находило такое, которое приводило к желаемым результатам. При обучении методом проб и ошибок посте­пенно возникает такая ситуация, когда количество ошибок резко сокращается, приближаясь к минимуму. Можно вспомнить, как капитан Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя» обучал своего юного помощника Шарапова, как нужно внимательно работать со служебной документацией: он спрягал уголовное дело, которое вел Шарапов, оставшееся по легкомыслию юного сыщика не в сейфе, как полагается, а на столе. И учитывая суровое время, Шарапов получил очень серьезный опыт научения. Некоторые родители используют этот метод в воспитании детей, когда им разрешается манипулировать с острыми, колющими и режущими предметами или с огнем. Ребенок методом проб и ошибок выясняет, какая из сторон ножа острая и, получив ранение, в дальней­шем избегает использования этой стороны ножа без специальных манипуляций; аналогично — раз дотронувшись до пламени огня, он уже больше не совершает этого действия. |

Подобные вещи практикуются при диагностике умственного развития, когда ребенку даются какие-то задачи и при этом учитывается, насколько он может использовать свой опыт для решения аналогичных задач. Он прошел один лабиринт методом проб и ошибок, ему предлагается похожий лабиринт, и если образуется навык, то он совершает меньшее количество ошибок, если не образуется, то обучение затруднено. Здесь возникает идея, что научение тесно связано с интеллектом.

Е. Торндайком был выведен закон эффекта: в случае, если какое-то действие приводит к желаемому результату, то вероятность его повторения возрастает. Если студент сумел избежать «двойки», со­славшись на состояние своего здоровья, то резко возрастает вероят­ность того, что в дальнейшем, будучи не готовым, он опять использует этот прием. Нежелательное последствие (наказание за не выученный материал) уже имеет меньшую вероятность. Бели пла­чущий ребенок получил конфету, то в будущем вероятность получе­ния сладкого с помощью слез и плача резко возрастает.

Дальнейшее развитие бихевиориальных теорий получило развитие в работах Б. Скиннера, который вывел законы оперантного обуслов­ливания и формирования реакций путем последовательного прибли­жения. Это хорошо видно при описании следующего эксперимента на животных. В клетку помещалась птица. В правой стороне клетки находился светящийся яркий кружок, при нажатии на который клювом, выскакивало зернышко. Научение по методу Б. Скиннера происходило следующим образом, если птица передвигалась в правую половину клетки, то получала вознаграждение — зерныш­ко, если она заходила в левую часть — то не получала. Дополни­тельное вознаграждение в правой половине клетки она получала, если поворачивала голову в сторону светящегося кружка. Дальней­ший этап — вознаграждение давалось в правой половине клетки при повороте головы к кружку и с направлением клюва в сторону кружка. Следующий этап — получение вознаграждения при дотрагивании клювом до кружка. И, наконец, вознаграждение — за удар по кружку. Вся программа была разбита на этапы. На основе результатов этих работ Б. Скиннера возникла предложенная им це­лая система обучения, в которой наказание, как таковое, отсутст­вовало и имелась только форма поощрения.

По мнению Б. Скиннера процесс научения языку проходит так:

ребенок произносит какие-то слоги, отдаленно напоминающие слово «мама», и получает выраженную реакцию восторга родителей, если он продолжает повторять это сочетание слогов — восторги становятся меньшими. Впоследствии ребенок может произнести другое слово, — и тогда он вновь получит социальное вознаграждение.

Подкрепление научения всегда обращено к потребностям челове­ка, и чем точнее известны потребности человека, тем легче найти форму подкрепления. У животных — это, как правило, апелляция к потребностям физиологического уровня: еде, питью, избеганию бо­ли. У человека — намного сложнее. Причем, чем дальше идет процесс социализации ребенка, тем к более иерархически высоким зонам потребности обращаются люди. На первых этапах воспитания при­бегают к использованию физиологических потребностей (сладости, еда), затем вдет апелляция ко второму уровню — стремлению к по­требности в безопасности, здесь часто используется так называемое отрицательное подкрепление, то есть, когда в результате какой-то формы поведения не следует наказания. У родителей существует це­лая процедура выработки такого отрицательного подкрепления, когда ребенку говорят «Бели ты скажешь правду, то не последует никакого наказания. Пусть даже это ты разбил мою любимую вазу — с каждым из нас это может случиться, но мне важнее, чтобы ты говорил правду». Это отрицательное подкрепление направлено на формирование более высоких потребностей этического характера. Не следует сме­шивать отрицательное подкрепление с наказанием, ибо отрицатель­ное подкрепление — это предотвращение наказания.

Бихевиористы делили подкрепления на первичные и вторичные. Первичные — это те, которые основываются на первом уровне потребностей (физиологических), а вторичные — те, которые обращены к более высоким уровням человеческих потребностей, на­пример, в признании, в любви, в причастности к какой-то группе.

Следующая форма оперантного обучения поведению — это под­ражание, при этом существует несколько вариантов подражания.

Когда организм живого существа (человека или животного) вос­производит поведение кого или чего-либо, не оценивая последст­вий — это обычное подражание. Карл Струа описывает наблюдения японских исследователей за поведением обезьян. Исследователи разбили свою стоянку около того места, где жило стадо обезьян. Перед едой исследователи мыли в реке бататы (сладкий карто­фель). Вскоре нечто подобное стали делать молодые самцы обезь­ян. Подобные действия для них не являлись необходимыми, это не было направлено на защиту организма или стада, потому что обезьяна вполне может питаться продуктами без их предваритель­ной очистки и мытья. Затем все большее и большее количество обезьян стало совершать подобные действия, только несколько старых животных не обрели этой формы поведения. С одной сто­роны, эти факты говорят о том, что существуют такие формы по­ведения, которые формируются путем подражания, причем слепо­го подражания, с другой стороны, далеко не все особи в одинако­вой мере способны к этому способу научения. Как правило, такой способ научения характерен для молодых. Так маленький ребенок часто берет в рот карандаш, воспроизводя процесс курения, под­ражая старшему. При этом никаких последствий этого поступка он не оценивает. Здесь работает механизм интроекции — он тем самым присоединяет себя к миру взрослых. Очень часто дети под­вержены этой форме подражания. Возвращаясь к эксперименту японцев, можно задать вопрос: почему старые обезьяны не подда­вались этому процессу? Во-первых, потому что с возрастом спо­собность к научению снижается. В русском языке расхожим яв­ляется выражение: «мне уже поздно этому учиться», подтверждаю­щее это правило. Во-вторых, старые животные нередко у обезьян являются доминирующими в стаде, как бы вождями этого стада. И, вероятно, вождю обезьяньего стада не пристало учиться у своих подчиненных. Некое подобие наблюдается и в человеческой ци­вилизации.

Викарное подражание или викарное научение, подражание мо­дели, при частичном понимании последствий своих действий для себя. Это характерно для молодежи, которая во многом строит свое поведение, подражая своим кумирам, в том числе и в формах асо­циального поведения. Частичное понимание последствий поведе­ния может иметь место и при оперантном научении.

Наиболее серьезным исследователем викарного поведения был американский ученый, последователь И.П. Павлова, Альберт Бан­дура, который многочисленными экспериментами по изучению животных в лабиринте показал, что характер этого научения зави­сит от уровня эмоциональной активации субъекта, который влияет на оценку ситуации. Когда человек считает, что лучше прожить 3—5 лет «яркой, необыкновенной жизнью», принимая наркотики, чем долгую жизнь «бесцветной, стабильной, трезвой», он исходит не из мыслительной оценки ситуации, а из эмоционального реше­ния, которое включало не столько когнитивную оценку, сколько чувственную: «сейчас мне приятно получать эти ощущения, они мне нравятся и я ставлю их ценность выше всего остального». Здесь очень невысок уровень когнитивной оценки, не учитывается тот факт, что через три года в результате приема наркотиков человек будет испытывать другие ощущения, они уже не будут давать того радостного мира, а просто будут избавлять от ужасов и тягот абстиненции. Недаром некоторые наркоманы говорят, что если бы они знали, когда начинали прием наркотиков, к чему это приведет, то никогда бы этого не позволили себе. Эмоциональная оценка ситуации заслоняет когнитивный путь обработки информации.

Следует думать, что наиболее легко научение путем подражания происходит, когда усваиваются регрессионные или асоциальные нормы, поэтому не случайно в приведенном примере фигурирова­ли наркотики. Это объясняется тем, что викарное научение обра­щено к чувствам, и именно регрессионные формы поведения больше соответствуют инфантильному периоду человека и челове­чества, в котором эмоции преобладают над разумом. Родителям не стоит удивляться, что их дети трудно усваивают сложные навыки или сложные социальные формы поведения, но легко усваивают «уличные», регрессионные формы поведения. Научение этим фор­мам поведения в таком возрасте сильно упрощено. Кроме того, если идет апелляция к эмоционально-ситуативным формам науче­ния, то мораль, которая придает социальность поступку, уже не входит в разряд ситуативно-регуляторных механизмов (мораль — это построение гораздо более высокого уровня), поэтому обучение асоциальным и ненормативным формам поведения легче, чем обучение более высоким формам поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.