Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Так, накопление капитала и материально-вещественные факторы рассматривались как универсальные и определяющие факторы прогресса




Теория человеческого капитала, сформированная Т. Шульцем (Schulz T. W.) в 50-х годах ХХ в. привела к пониманию того, что источником роста производительности труда является неизвестный параметр, названный первоначально «остаточным фактором».

Основой для работ исследователя стали дебаты вокруг работ Э. Денисона, который на обширных статистических материалах доказывал, что технические нововведения, расширение масштабов использования труда и производственного оборудования могли обеспечить в лучшем случае лишь половину увеличения национального продукта, реально полученного в США в ХХ в. На основе этой идеи последователями Т. Шульца была сформулирована концепция человеческого капитала.

Выделение фактора «человеческий капитал» позволило правильно определить экономическую роль образования, науки, здравоохранения, рассматривавшихся до этого как потребляющие и непроизводительные сферы.

Весомый вклад в разработку теории человеческого капитала и расширение сферы ее использования внес другой американский ученый Г. Беккер, удостоенный за исследования в этой области Нобелевской премии по экономике за 1992 г. Он включил в инвестиции в человеческий капитал расходы не только на общее и профессиональное образование, но и на здравоохранение, поиск информации, смену работы, воспитание детей и другие вложения, способствующие росту производительной силы человека.

На основе теории человеческого капитала в сфере международного экономического сотрудничества возникло самостоятельное направление, известное как Содействие раз­витию человеческих ресурсов.

Критика теории человеческого капитала со стороны Л. Туроу (Thurow L.) и других оппонентов в той части, что при определении форм продолжительности обучения решающее значение имеют социальные механизмы, а не частный выбор, не ослабила позиций сторонников школы человеческого капитала, а только привела к расширению и усложнению используемых ими методов исследования и аргументов.

Наряду с теорией человеческого капитала определенную роль в появлении концепции человеческого развития сыграла концепция базовых нужд, появившаяся в 60-х годах ХХ столетия в исследовательских кругах в Скандинавии. В 1976 г. она легла в основу доклада Международной организации труда «Занятость, рост и базовые нужды».

Концепция базовых нужд заключается в том, что она предлагает правительствам строить экономическую и социальную политику в расчете на: обязательное удовлетворение некоторых минимальных потребностей семьи в пище, одежде, жилище и домашнем имуществе; улучшение общественных услуг в области обеспечения питьевой водой, санитарного состояния мест проживания, общественного транспорта, здравоохранения и образования.

На формирование категории «человеческое развитие» оказала свое влияние другая социально-экономическая категория – «качество жизни».

В концентрированном виде суть категории качества жизни выражена в работе Я. Тинбергена «Пересмотр экономического порядка», где сказано: «Эта мера в целом должна быть задумана и разработана не просто с учетом «критерия прибыльности» по отношению к отдельным лицам или государству, а в соответствии с системой основных человеческих ценностей».

В монографии Т.М. Рогачевой «под качеством жизни понимается определенное сочетание экономических, социальных, природно-экологических и других условий жизнедеятельности человека, оказывающих существенное воздействие на благосостояние населения и социальное самочувствие индивидов».

Измерение уровня качества жизни осуществляется на основе целостной системы показателей, отражающих отдельные стороны жизни. В 70-х годах прошлого столетия Дж. Форрестер предложил измерять качество жизни по пяти глобальным параметрам: численность населения, количество накопленного капитала, доля капитала в сельском хозяйстве, число имеющихся природных ресурсов и загрязнение среды обитания.

Таким образом, человеческое развитие заключает в себе многие более ранние подходы. Это широкое определение делает возможным лучше охватить всю сложность человеческой жизни – как множество повседневных людских беспокойств, так и множество культурных, экономических, социальных и политических различий в жизни людей по всему миру.

Концепция человеческого развития, получившая широкое распространение в Казахстане, является важным шагом к стремительному и поступательному развитию нашей страны.

Концепция человеческого развития ставит человека в центре всего как главную цель политических, социальных и экономических процессов, а не просто как средство для достижения каких-либо отдельных целей. Идея человеческого развития рассматривает важнейшие сферы выбора, высоко ценимые людьми, которые варьируют от политических, экономических и социальных возможностей до развития творческого, личного потенциала и принадлежности к сообществу. Данный выбор базируется на увеличении основных возможностей человека стать грамотным, получать знания, быть здоровым, полноценно питаться, не страдать от холода, отсутствия одежды и крова, свободно передвигаться. Все эти аспекты жизни людей рассматриваются через единый подход, что позволяет сравнивать различные страны через комплексные индексы, предлагаемые данной концепцией [].

Концепция человеческого развития легла в основу таких стратегически важных документов для нашей страны как Стратегия «Казахстан – 2030», Программа индустриально-инновационного развития, Государственная программа развития образования на 2011–2020 годы и многие другие.

2 вопрос.

Идеи человеческого развития с середины 80-х годов ХХ столетия стали получать все большую поддержку в экономических кругах при разработке национальных программ развития и проектов международного сотрудничества. Сильное влияние на становление концепции человеческого развития оказали работы К. Хака и У. Кирдара (Haq K. аnd Kirdar U.) 1986–1989-х годов, выполненные в рамках Круглого стола Север-Юг, развивающей исследовательской программы ПРООН и опубликованные в Исламабаде.

В 1987 г. Комитет ООН по планированию развития принял решение рассмотреть в своем докладе 1988 г. человеческие издержки структурной перестройки. Это стало толчком для исследований, проведенных при подготовке этого доклада под руководством М. Уль-Хака, а также К. Гриффина и Дж. Найта, которые были опубликованы в проекте доклада «Развитие человеческого потенциала: забытое измерение стратегии развития». Позднее К. Гриффин совместно с Джоном Найтом (Griffin K. аnd Knight J.) выпустил результаты этой работы в 1989 г. в специальном номере «Журнала по планированию развития», переизданные в 1990 г. в виде книги.

Принципиальное влияние на современное понимание развития человеческого потенциала оказали теоретические разработки Амартьи Сена (Sen A.), опубликовавшего в 1989 г. работу «Развитие как расширение возможностей». Он рассматривал процесс развития не как повышение материального или экономического благосостояния, а как процесс расширения «возможностей» человека, то есть возможностей прожить долгую и здоровую жизнь, иметь доступ к знаниям, совершить больше дел и так далее. Концептуальный подход к человеческому развитию, разработанный группой экспертов Программы развития ООН, впервые был представлен во всемирном Докладе о человеческом развитии за 1990 г. Впоследствии этот доклад стал ежегодным.

Первый всемирный Доклад о человеческом развитии определил человеческое развитие «как процесс расширения человеческого выбора, так и достигнутый уровень благосостояния людей». С помощью доклада был создан новый инструмент для измерения социально-экономического прогресса: индекс человеческого развития (ИЧР), который интегрирует в себе ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования взрослого населения и доход.

Концептуальная схема человеческого развития основывается на четырех основных принципах.

1. Продуктивность. Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться за справедливое денежное вознаграждение. Поэтому экономический рост, динамика занятости и заработной платы являются составляющими модели человеческого развития.

2. Равенство. Все люди изначально должны иметь равные возможности. Барьеры, связанные с полом, расой, национальностью, классовой принадлежностью, происхождением, местом проживания, уровнем благосостояния и т.п., препятствующие обретению возможностей в экономической и политической жизни, следует ликвидировать с тем, чтобы люди могли принимать участие в реализации этих возможностей и пользовании их благами.

3. Устойчивость. Доступ к возможностям должен быть обеспечен не только нынешним, но и будущим поколениям.

В целях обеспечения устойчивости человеческого развития надлежит сделать возможным восполнение всех видов капитала – физического, человеческого, природного, не создавая долгов, по которым придется платить будущим поколениям.

4. Расширение возможностей. Развитие должно осуществляться усилиями людей, а не только в их интересах. Людям необходимо всемерно участвовать в процессе принятия решений и других процессах, определяющих их жизнь.

Концепция человеческого развития исходит из того, что человеческая жизнь ценна не потому, что люди способны производить блага, а потому, что является целью этого развития.

Концепция человеческого развития охватывает все стороны развития, будь то экономический рост или международная торговля, дефицит бюджета или денежная политика, накопление или инвестирование, технологии, основные социальные службы или системы социального обеспечения для бедных. Ни одна из сторон не выпадает из ее рамок, но преимущество в том, что она направлена на расширение выбора человека и обогащение его жизни.

Существует довольно распространенное согласие по поводу некоторых аспектов концепции человеческого развития:

  1. Развитие должно ставить людей в центр своих целей.
  2. Цель развития состоит не только в увеличении дохода, но и в расширении выбора человека.
  3. Человеческое развитие представляет собой как процесс расширения человеческого выбора (через инвестиции в людей), так и использование этих возможностей в полной мере (посредством создания условий для роста и трудоустройства).
  4. Человеческое развитие держится на четырех основных опорах: равенстве, устойчивости, продуктивности и расширении возможностей. Оно рассматривает экономический рост как основной показатель, но акцентирует свое внимание на его качестве и распределении, детально анализирует его значение для людей и ставит вопрос о его устойчивости.
  5. Концепция человеческого развития определяет цели развития и анализирует целесообразные пути их достижения.

 

 

Лекция 2 Измерения и показатели человеческого развития. Индекс человеческого развития.

Цель: раскрыть аспекты человеческого развития и характеризующую их общую классификацию статистических показателей. Изучить основные индексы и базовые показатели данной теории.

Ключевые слова: индекс человеческого развития, индекс развития с учетом гендерного фактора, показатель расширения возможностей женщин, индекс бедности населения, индекс нищеты населения, грамотность, охват обучением, продолжительность жизни, ВВП, ВНП, ППС.

Вопросы:

1. 1. Основные, дополнительные и альтернативные измерения и показатели ЧР. Индекс ЧР.

2. Состояние человеческого развития в Казахстане.

1 вопрос.

Основные, дополнительные и альтернативные измерения и показатели ЧР. Индекс ЧР.

Определение человеческого развития как процесса обеспечения людей более широким выбором во всех аспектах человеческой жизни предопределяет обширную и разветвленную систему статистических показателей, позволяющую оценивать и анализировать его.

Общая классификация статистических показателей, отражающих человеческое развитие, может быть представлена тремя группами:

Показатели человеческого развития

Дающие интегральную оценку человеческого развития – индекс человеческого развития (ИЧР); – индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ); – показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ); – индекс нищеты населения (ИНН–1 и ИНН–2).
Характеризующие основные составляющие интегральной оценки человеческого развития – ожидаемой продолжительности жизни при рождении; смертности населения; характеризующие здоровье населения и систему здравоохранения; – дающие характеристику уровню образования населения и системе образования; – характеризующие производство, распределение и использование доходов на душу населения, неравенство в доходах, бедность по доходам.
Характеризующие другие аспекты человеческого развития – демографического развития; – трудовых ресурсов, занятости, безработицы, социальной помощи; – состояния социальной инфраструктуры; – характеризующие жилье и коммуникации; – общественных свобод: слова, действий, участия в политичес­ких процессах; – процессов урбанизации, использования природных ресурсов и потребления энергии; – использования, влияния и охраны окружающей среды; – инвестиций в социальную сферу, потоков помощи, притоков ресурсов, диспропорций; – национальных счетов с точки зрения человеческого развития

К первой группе показателей относится новая величина для измерения развития человека – Индекс человеческого развития (ИЧР), введенная первым Докладом о человеческом развитии (1990 г.) (для расчета см. технические примечания). ИЧР представляет собой альтернативу ВНП для измерения социально-экономического развития страны. Он позволяет странам и их правительствам оценить характер развития и определить приоритеты политики. Для эффективного выполнения этих задач ИЧР должен основываться на двух фундаментальных принципах: быть простым для широкого понимания и основываться на базовых возможностях человеческого развития.

ИЧР рассчитывается как средняя арифметическая величина трех других индексов: продолжительности жизни от рождения, уровня образования и дохода на душу населения. Индекс уровня образования вычисляется на основе индексов грамотности (с весом в две трети) и доступности образования (с весом в одну треть).

В основе расчета индексов – четыре показателя, область допустимых значений которых лежит в следующих пределах:

Показатели Минимум Максимум
Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет    
Уровень грамотности взрослого населения, %    
Совокупная доля учащихся в возрасте 5–24 лет, %    
Реальный ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)    

 

На основе этих показателей рассчитываются индексы по следующей общей формуле:

Четыре важные возможности человеческого развития были определены как «базовые»: возможность выживания; получения образования; иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни, и возможность участия в жизни общества. Из них три были включены в ИЧР, а четвертый элемент оказался не включенным ввиду невозможности его измерения.

Кроме Индекса человеческого развития существуют и другие индексы, дающие интегральную оценку человеческого развития в стране, это – Индекс нищеты населения, Индекс развития с учетом гендерного фактора и Показатель расширения возможностей женщин.

Если ИЧР отражает общий прогресс страны в области развития человека, то Индекс нищеты населения (ИНН)* показывает распределение прогресса и измеряет уровень сохраняющихся лишений населения. Для измерения уровня нищеты в развивающихся странах используется Индекс нищеты населения ИНН–1, а в развитых странах – ИНН–2. В 1995 г. был введен Индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ), который применяется для корректировки ИЧР в целях отражения неравенства между женщинами и мужчинами. Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ) отражает их возможности активно участвовать в экономической и политической жизни. В отличие от ИРГФ он выявляет неравенство возможностей в отдельных областях.

Четыре выше рассмотренных индекса (ИЧР, ИНН–1, ИНН–2, ИРГФ) включают в себя одни и те же компоненты – продолжительность жизни, образование, уровень жизни, но при расчете этих индексов используются разные показатели.

Во второй группе показателей выделяются базовые показатели человеческого развития, характеризующие его отдельные измерения. К ним относятся следующие показатели, рассчитываемые в целом для обоих полов и в гендерном разрезе:

- средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении, доля населения, не доживающая до определенного возраста (до 40 или 60 лет);

- уровень грамотности взрослого населения (доля грамотных в возрасте от 15 лет и старше), уровень неграмотности (или функциональной неграмотности) взрослого населения;

- совокупная доля учащихся в возрасте 5–24 лет (охват населения в возрасте 5–24 года обучением);

- доход на душу населения (ВВП на душу населения в долларах США, по паритету покупательной способности (ППС).

Базовые показатели человеческого развития соответствуют трем основным компонентам человеческого развития – долголетию, образованности и уровню жизни. Каждый из этих компонентов человеческого развития в целом охватывает несколько важных человеческих возможностей. Так, долголетие означает возможность прожить долгую и здоровую жизнь, образованность – приобретать знания, общаться, участвовать в жизни общества, уровень жизни – получить доступ к ресурсам, необходимым для достойной жизни, иметь условия для территориальной и социальной мобильности, участия в жизни общества и т.д.

Для названных компонентов предложена система показателей, регулярно вычисляемых и сопоставимых практически для всех стран мира. При этом увеличение количественных значений базовых показателей говорит о расширении возможностей выбора в определенном аспекте человеческого развития.

Показателем, характеризующим долголетие, служит средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении. Часто для краткости говорят об ожидаемой продолжительности жизни. Этот показатель является одним из наиболее распространенных показателей международной статистики и определяется в ходе расчетов в рамках так называемых «таблиц смертности».

При условии перехода к здоровому образу жизни, улучшения состояния окружающей среды, повышения уровня жизни и постоянного развития системы здравоохранения конкретному новорожденному, появившемуся на свет в том или ином году, в среднем удается прожить дольше, чем гипотетическому, продолжительность жизни которого определяется для условий года, когда он родился.

Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении – число лет, которое предстоит в среднем прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким же, как и в год его рождения.

Показатель рассчитывается как в целом для обоих полов, так и в отдельности для мужчин и женщин.

Дополняющим данный показатель является показатель доли населения, не доживающего до определенного возраста. Он используется при расчетах индексов нищеты населения и характеризует степень лишения возможности прожить долгую и здоровую жизнь.

Несмотря на огромное значение для развивающихся стран показателей младенческой и материнской смертности именно средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни выступает универсальным показателем долголетия, тем более, что он не зависит от возрастной структуры населения страны и позволяет наилучшим образом дифференцировать как развивающиеся, так и индустриальные страны.

Для стран со средним уровнем развития данный показатель может быть дополнен показателем смертности детей в возрасте до 5 лет, а для высокоразвитых – коэффициентом материнской смертности

Образованность оценивается долей грамотного населения в возрасте от 15 лет и старше, а также показателем охвата обучением населения в возрасте 5–24 года.

Грамотность –способность прочитать, понять и написать краткий текст, касающийся повседневной жизни человека.

Для развивающихся стран грамотность – самый значимый показатель образованности, поэтому при расчете ИЧР ему придается вес вдвое больший, чем для показателя охвата обучением.

Поскольку для развитых индустриальных стран уровень грамотности приближается к 100%, то для оценки прогресса в них уже в первом всемирном Докладе о человеческом развитии предлагалось учитывать показатели более высоких ступеней образования

Следует иметь в виду, что уровень грамотности взрослого населения по существу отражает ситуацию, сложившуюся за длительный период времени (10–20 и более лет). Поэтому для учета тенденций повышения образовательного уровня, складывающегося в последние годы, образованность со второго всемирного Доклада о человеческом развитии стала оцениваться с помощью комбинации двух базовых показателей: уровня грамотности взрослого населения и средней продолжительности обучения, рассчитываемой для лиц в возрасте от 25 лет и старше.

Однако в дальнейшем, учитывая трудности в расчете показателя средней продолжительности обучения даже для индустриальных стран, а также ввиду того, что национальные системы образования предусматривают различную длительность обучения на сходных ступенях, этот показатель был заменен в Докладе за 1995 г. показателем полноты охвата обучением. Он отражает результаты системы образования, определившие современный уровень охвата населения обучением.

Охват обучением – отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней, средней специальной, высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте 5–24 лет.

Следует иметь в виду, что различные ступени образования в разной степени способствуют расширению человеческого выбора. Поэтому общепринятые показатели образованности Ананд и Амартия Сен предложили дополнить индикаторами, специфическими для отдельных уровней развития: для стран со средним уровнем развития показатель уровня грамотности дополнить показателем полноты охвата средним образованием, для государств с высоким уровнем развития – показателем полноты охвата высшим образованием.

Уровень жизни представляет собой доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. В понятие «достойного существования» включается «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». В отличие от двух предыдущих, этот аспект человеческого развития только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. То есть он является просто средством, расширяющим возможности выбора, но не сам выбор.

Поскольку идеальная характеристика уровня жизни должна учитывать многочисленные факторы, открывающие возможности развития и реализации человеческих способностей, то выбор базового показателя, адекватно отражающего данный аспект, представляет собой серьезную проблему. К таким факторам относятся: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугам и др.); индивидуальный образ жизни; размер и структура семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.

ПодППС понимается количество единиц национальной валюты, «необходимое для покупки аналогичной представительной корзины товаров и услуг, которую можно закупить на 1 долл. США в Соединенных Штатах Америки». В связи с трудностями выбора какого-либо прямого показателя для оценки материального уровня жизни используется косвенный базовый показатель – величина валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. При этом ВВП на душу населения в целях сопоставимости на международном уровне должен быть конвертирован в реальный ВВП на душу населения в долларах США с помощью паритета покупательной способности (ППС) национальной валюты по отношению к доллару США.

На основе вышеописанных базовых показателей человеческого развития рассчитываются четыре интегральных показателя – индекса, характеризующих ситуации с человеческим развитием в основных его аспектах. Общая схема расчета индексов и методика их расчета приведены в технических примечаниях.

 

2 вопрос

Интерес к концепции человеческого развитияв республике начал проявляться с 1995 г., когда Программой развития ООН в государстве был подготовлен первый Национальный отчет о человеческом развитии.

Первый Национальный отчет о человеческом развитии в Казахстане за 1995 г. вышел в период глобальных изменений в политическом, экономическом и социальном устройстве республик на постсоветском пространстве. Поэтому одной из основных его задач являлись анализ изменений со дня обретения независимости Казахстаном, его история и оценка человеческого развития на различных стадиях становления страны.

В Национальном отчете о человеческом развитии Казахстана за 1996 г. была продолжена начатая традиция по формулированию программных положений по схеме описательного анализа тенденций человеческого развития. С 1997 г. особенностью Национальных отчетов становится не только оценка параметров человеческого развития, но и комплексное системное исследование социально-экономических процессов в республике с разработкой экспертных рекомендаций по преодолению негативных тенденций, охватывающих различные уровни общественного развития.

В Национальном отчете за 1998 г. были рекомендованы методы выравнивания и сбалансирования экономических и социальных процессов через оптимизацию роли государства в системе жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества. В Отчете за 1999 г. впервые была рассмотрена проблема растущего неравенства в человеческом развитии по регионам, а Отчет за 2000 г. был полностью посвящен проблеме бедности с точки зрения человеческого развития. В Национальном отчете о человеческом развитии за 2002 г. основной акцент сделан на развитии села. Главной идеей Отчета является мысль о том, что устойчивое человеческое развитие в сельской местности возможно лишь посредством создания достойных условий жизни для населения, формирования устойчивой социо-эколого-экономической системы, приспособленной к сельским условиям.

Если в первые годы независимости внимание страны было в основном сконцентрировано на приоритетах государственного строительства, то впоследствии, реагируя, в том числе, и на предложения Национальных отчетов, правительство начало предпринимать ряд действий, направленных на решение социальных проблем в контексте человеческого развития.

В целях улучшения показателей человеческого развития в Казахстане в Национальном отчете за 1997 г. правительству при проведении социальной политики было предложено перейти от стратегии выживания, которая в условиях нарастающего экономического кризиса уже доказала свою неэффективность, к стратегии развития, предполагающей подчинение всех происходящих в обществе реформ социальным потребностям и целям человеческого развития.

При этом, ввиду ограниченности возможностей и масштабности преобразований, данный переход было предложено осуществить с помощью так называемой стратегии оптимизации, предполагающей эффективное использование наличных ресурсов для формирования новой модели социальной модернизации.

В Стратегии долгосрочного развития страны «Казахстан – 2030» в числе долгосрочных приоритетов, наряду с экономическим ростом на базе рыночной экономики, эффективным использованием энергетических ресурсов, развитием современной инфраструктуры и профессиональным правительством является «здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана», то есть основные составляющие человеческого развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.