Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 8 страница. Рис. 8.1. Взаимосвязь форм и методов финансирования инновационной деятельности




 

 


Рис. 8.1. Взаимосвязь форм и методов финансирования инновационной деятельности


В рамках программ поддерживаются все виды работ: поисковые исследования, разработка критических технологий, мероприятия по коммерциализации результатов НИОКР, развитие инновационной инфраструктуры, поддержка материальной базы исследований, а также совершенствование нормативно-правового обеспечения и системы подготовки и переподготовки специалистов инновационной сферы [4].

Наиболее прозрачной формой финансирования является конкурсное грантовое финансирование, распределяемое через систему государственных научных фондов. циях государственного сектора науки. Грантовое финансирование оптимально при поддержке поисковых и инициативных фундаментальных исследований, проектное – для решения крупных прикладных задач, в том числе и в кооперации с бизнес-сектором.

Государственные внебюджетные фонды поддержки инновационной деятельности финансируют мероприятия за счет внебюджетных фондов.

Средства из внебюджетных фондов направляются на следующие цели:

- финансирование НИОКР, проведение работ по стандартизации, сертификации, маркетинговым исследованиям, рекламе и сбыту новой продукции (услуг);

- финансирование научно-методического обеспечения субъектов инновационной деятельности государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного проекта, а также разработки научно-технической документации;

- финансирование работ по охране и улучшению условий для трудовой деятельности.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся:

1) созданиегосударством налоговых, кредитных, таможенных амортизационных, арендных (в том числе лизинговых) льгот инноваторам;

2) включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

3)государственное научно-методическое обеспечение иннова-ционного менеджмента государственными стандартами, методиками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

4) государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;

5)оказаниегосударством помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);

6) государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонтов сложной техники;

7) создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

Акционерное финансирование представляет собой форму привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг. Эта форма предусматривает замену инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что позволяет снизить стоимость капитала и оптимизировать его структуру [8].

Банковское кредитование инновационной деятельности осуществляется в различных формах:

- срочный кредит, предусматривает предоставление кредита на срок и последующее его погашение;

- онкольный кредит оформляется под залог товарно-материальных ценностей;

- учетный кредит предоставляется банком путем покупки (учета) векселя организации до наступления срока платежа;

- факторинг представляет собой операцию по приобретению банком права на взыскание долга;

- форфейтинг представляет собой кредитование экспортера путем покупки векселей, акцептованных импортером.

 

8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности

 

Венчурным инвестированием инновационной деятельности (англ. venture – рискованное предприятие) называется долгосрочное рискованное вложение капитала в объекты инновационной сферы с целью получения высокой прибыли после их продажи по прошествии определенного времени.

Создание венчурных фондов призвано решать задачу внедрения новых техпроцессов и технологий в производственный процесс. Венчурные инвестиции составляют менее 3% корпоративных расходов на НИОКР, но приводят к осуществлению 15% всех инноваций в промышленности. Такие известные компании, как Intel, Advanced MicroDevices, Apple, Sun Microsystems, Seagate Technologies, Cisco Systems, 3Com, Yahoo!, Amgen, Genentech и Biogen финансировались венчурным капиталом на начальных этапах своего развития.

Особенности венчурного финансирования инновационной деятельности состоят в следующем:

1) высокие риски вложения средств, которые проявляются в отсутствии гарантий возврата вложенного капитала;

2) механизмом финансирования инновационных компаний венчурными фондами является прямая покупка их акций;

3) возможность внедрения представителя венчурной компании в совет директоров инновационной организации, тем самым появляется возможность влиять на процесс принятия решений в организации. В случае кредитования такая практика не имеет место.

4) венчурный инвестор не заинтересован в распределении прибыли и получении процентов. Являясь совладельцем компании, он имеет право на ее часть

Для данного типа финансирования характерно соотношение «высокие прибыли – высокие риски». Формально венчурные инвестиции представляют собой аналог прямых частных инвестиций, направленных на высокорисковые инновационные проекты и программы, находящиеся на ранних стадиях развития.

Это совершенно новые экономические отношения, в которых ключевую роль играет факт участия инвестора в управлении проектами и передачи опыта ведения бизнеса. Такие инвестиции помогают молодым копаниям в реализации их инновационных проектов.

В индустрии прямых частных и венчурных инвестиций стало общепринятым следующее разделение процесса инвестирования на ряд стадии:

Seed («ранняя») – организация находится в стадии формирования, имеется лишь проект или бизнес-идея, идет процесс создания управленческой команды.

Start-up («начальная») – компания недавно образована, обладает опытными образцами, пытается организовать производство и выход готовой продукции на рынок.

Early stage («ранний рост») – организация осуществляет выпуск и коммерческую реализацию готовой продукции, хотя пока и нет устойчивой прибыли.

Expansion («расширение») – организация занимает определенные позиции на рынке, становится прибыльной, ей требуется расширение производства и сбыта, проведение дополнительных маркетинговых исследований, увеличение основных фондов и капитала.

Exit («выход») – этап развития организации, на котором происходит продажа акций стратегическому инвестору или их первичное размещение на фондовом рынке.

Оптимальная схема венчурного инвестирования инновационной деятельности представлена на рис. 8.2.

Согласно схеме венчурный капитал вкладывается в венчурный фонд, который находится под оперативным руководством управляющей компании (УК). Фонд, в свою очередь, приобретает доли в организации на ограниченный срок на 7-10 лет, до тех пор, пока рынок не будет способен вернуть вложенный капитал с существенной прибылью. Как правило, фонды инвестируют капитал в большое число проектов (10-20). Это является необходимой стратегией диверсификации рисков, поскольку значительная часть проектов окажется убыточной, но большая доля профинансированных предприятий сможет принести значительную прибыль.

 

 

 


Награда за успех, 20-25% от прибыли
Прибыль, направленная на нужды управления 2-4 % от суммы активов  
Инвестиции

 

 


Средства от продажи инноваций на «выходе»
Средства, вкладываемые в инновационные проекты

 


Рис. 8.2. Схема организации венчурного финансирования

инновационной деятельности

Момент получения прибыли - «выход», когда венчурный фонд продает свои акции на бирже, либо стратегическому инвестору.

Продажа происходит на пике стоимости компании, и вырученные средства могут многократно превышать первоначальные вложения. Таким образом, основной целью венчурного инвестора является рост капитализации проинвестированных компаний.

Руководство процессом сбора средств венчурного фонда и их последующим вложением осуществляет управляющая компания. Она выступает в роли посредника между инвесторами и предпринимателями-реципиентами инвестиций. В начальный период функционирования фонда под руководством УК происходит выбор объекта инвестирования, список которых утверждается инвестиционным комитетом фонда, представляющим интересы всех инвесторов.

По окончании деятельности фонда вознаграждение УК составляет 20-25% от прибыли, что является компенсацией за эффективное управление. Выплата вознаграждения осуществляется после того, как инвесторам будет выплачена первоначальная сумма их вложений плюс заранее оговоренный доход с нормой прибыли. Инвесторы фонда не вносят все средства сразу, а предоставляют фонду обязательства выделять заранее утвержденный объем средств по мере необходимости в них, - что избавляет менеджеров фонда от задачи обеспечивать доходность еще не вложенных средств и позволяет им сосредоточиться на главном деле – инвестировании в компании и управлении уже проинвестированными проектами.

Развитие венчурной системы имеет следующие положительные эффекты:

1) социальный – венчурные компании-реципиенты венчурных инвестиций создают спрос на высококвалифицированных специалистов, производят продукты и услуги населения, основанные на высоких технологиях;

2) бюджетный – получившие венчурные инвестиции организации обеспечат поступление средств в бюджет в виде налогов и сборов при выходе на устойчивую прибыльность. Следовательно, для запуска венчурной системы могут быть использованы механизмы государственного частного партнерства.

 

8.3. Лизинговое финансирование инновационной

деятельности

 

Под лизингом понимается вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Использование лизинга позволяет организациям, не прибегая к привлечению кредитов, использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.

Лизинг существенно отличается от аренды. На лизингополучателе, помимо традиционных обязанностей арендатора, возлагаются обязанности покупателя, а именно: оплата имущества; страхование и техническое обслуживание; возмещение потерь от случайной гибели имущества, ремонт.

Лизинговые операции осуществляются в соответствии с договором лизинга.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным фондам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. Таким образом, лизинг представляет собой аренду машин, транспортного средства, а также сооружений производственного характера.

Субъектами лизинга являются:

· лизингодатель – юридическое лицо, осуществляющее передачу в лизинг по договору специально приобретенное для этого имущество;

· лизингополучатель – лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга;

· финансово-кредитная организация, финансовые ресурсы которой привлекаются для приобретения имущества лизингодателем, которое в дальнейшем передается лизингополучателю в соответствии с договором лизинга.

Финансирование приобретения лизингового имущества осуществляется лизинговыми компаниями за счет собственных или заемных средств [15].

К особенностям лизингового финансирования инновационной деятельности относятся:

· инвестиционные затраты, связанные с использованием лизинга, относятся на себестоимость продукции, уменьшая, тем самым, налогооблагаемую прибыль;

· имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя и учитывается на его балансе, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств;

· по истечении срока лизингового договора и выплаты арендатором полной стоимости имущества и процентов данное имущество становится его собственностью, либо, если это оговорено условиями договора, возвращается лизингодателю;

· инвестиционные затраты при использовании лизинга могут быть выше цены банковского кредита

Лизинговые операции делятся на два типа:

1. Оперативный лизинг с неполной окупаемостью, при котором затраты лизингодателя, связанные с приобретением имущества, сдаваемого в лизинг, окупаются частично в течение первоначального срока аренды.

При оперативном лизинге:

· лизингодатель не покрывает свои затраты за счет одного лизингополучателя;

· риск от порчи или утери имущества лежит в основном на лизингодателе;

· по окончании срока лизинга имущество передается другому клиенту.

2. Финансовый лизинг с полной окупаемостью, при котором затраты лизингодателя, связанные с приобретением имущества, сдаваемого в лизинг, окупаются полностью в течение первоначального срока аренды. Для финансового лизинга характерно то, что срок аренды, как правило, близок к сроку службы оборудования.

Отличия финансового лизинга от оперативного (возвратного) при финансировании инновационной деятельности или отдельных проектов сводятся к следующему:

· участие третьей стороны – производителя или поставщика объекта лизинговой сделки;

· объектом лизинговой сделки выступает, как правило, новое оборудование, целенаправленно приобретаемое для нужд лизингополучателя;

· объекты лизинговых сделок отличаются высокой стоимости;

· продолжительность лизингового соглашения обычно близка сроку службы объекта сделки;

· техническое обслуживание оборудования осуществляется предприятием-поставщиком или лизингополучателем;

· после завершения срока договора лизинга лизингополучатель имеет одну из следующих возможностей:

1) приобрести объект сделки, но по остаточной стоимости (если сроки лизингового договора равен амортизационному сроку оборудования, оно просто переходит в собственность лизингополучателя);

2) заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке;

3) вернуть объект сделки лизинговой компании.

8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды

 

Инновационная деятельность в большей степени, чем дру­гие направления предпринимательской деятельности, сопря­жена с риском, так как полная гарантия благополучного ре­зультата в инновационном предпринимательстве практичес­ки отсутствует.

В общем виде риск в инновационном предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:

· при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока такая фирма является единственным обладателем данной технологии.

· при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоот­ветствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;

· при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает: риск того, что новый товар и услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги;

· риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производств новых товаров.

В целом риск, возникающий в инновационном предпринимательстве, включает в себя следующие основные виды рисков:

1) риски ошибочного выбора инновационного проекта;

2) риски необеспечения инновационного проекта достаточ­ным уровнем финансирования;

3) маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, не­обходимыми для реализации инновационного проекта;

4) маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;

5) риски неисполнения хозяйственных договоров (контрак­тов);

6) риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

7) риски усиления конкуренции;

8) риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обес­печения;

9) риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.

Одной из причин возникновения риска ошибочного выбо­ра инновационного проекта является необоснованное опре­деление приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих при­оритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия [15,26].

Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя нижеследующие.

1. Риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуаций, когда инновационный проект требует больших финан­совых средств, а предприятие не смогло их получить. Этот вид риска возникает в случае, если предприятие не сможет при­влечь инвесторов для финансирования проекта, то есть если не сможет убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта.

2. При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта финансирования. Первый метод – самофинансирование проекта, второй – опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

Риск по хозяйственным договорам (контрактам) в иннова­ционной деятельности, как показывает анализ результатов за­ключения и исполнения договоров, включает несколько ви­дов рисков:

1) риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров. Этот риск может воз­никнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера;

2) риск заключения инновационной фирмой до­говоров на условиях, отличающихся от наиболее приемлемых либо обычных для предприятия данной отрасли. Данная ситу­ация возможна в том случае, если для выполнения инновационного проекта требуется уникальное сырье, материалы или комплектующие изделия, количество поставщиков которых ограничено;

3) риск заключения договоров (контрактов) с неплатежеспособными партнерами. Данный вид риска может возникнуть при принятии инновационной фирмой заказов на изготовле­ние продукции, оказание услуг неплатежеспособным покупателям;

4) риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери инновационного предприятия, связанные с на­рушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта;

5) риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам, при осуществлении инновационной деятельности.

Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретения, тех­нологии.

Следующая группа рисков, возникающих в процессе инновационной деятельности, — это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом.

Данные риски в первую оче­редь обусловлены техническими особенностями инновацион­ного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разра­ботать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта.

Маркетинговые риски сбыта разработанного инновацион­ного проекта включают следующие.

· Риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых то­варов и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий.

· Риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий в следующих ситуациях: а) когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным; б) когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась; в) если выбран сегмент рынка, в кото­ром потребность в новшестве оценена неверно; г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потреб­ность в новшестве ограничена, и т. п.;

· Риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества
из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю. Эффективность сбыта производимой продукции зависит от сложности каналов сбыта: пользуется ли производитель услугами оптовых и розничных посредников или зани­мается реализацией товаров конечному потребителю сам. Для того что­бы добиться большей независимости от торговых фирм, инновационная фирма должна создавать собственную сбытовую сеть, однако издержки на ее содержание вы­зывают снижение объема прибыли либо в расчете на еди­ницу продукции при ее стабильной продажной цене, либо в суммарном выражении при увеличении продаж­ной цены.

· Риск проведения неэффективной рекламы новых това­ров и услуг либо товаров с усовершенствованными ха­рактеристиками наступает в случаях, если реклама недостаточна или избыточна по интенсивнос­ти, частоте доведения ее в различных формах до потре­бителя; неверно сегментирована, то есть неверно распре­делены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупате­лей; ошибочно выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы.

Главной целью при управлении рисками реализации инноваций является снижение неопределенности при создании и внедрении инноваций, максимально полный учет факторов внешнего и внутреннего окружения.

Для снижения рисков в инновационном менеджменте могут использоваться следующие методы:

1. Метод уклонения от рисков;

2. Метод распределения рисков;

3. Метод диверсификации;

4. Метод локализации источников риска;

5. Метод диссипации;

6. Метод компенсации рисков;

7. Метод страхования рисков;

8. Метод хеджирования.

Метод уклонения от рисков основан на отклонении инвестиционного проекта в случае обнаружения каких-либо ненадежных действий партнеров, поставщиков и других контрагентов, разработанных и представленных заказчику документов.

Метод распределения рисков меду участниками проекта применяется при большой потенциальной эффективности проекта, но одновременной большой неопределенности текущей и стратегической ситуации.

Метод диверсификации (распределения) рисков путем деления инвестиций на разные проекты применяется при наличии нескольких примерно с одинаковой степенью надежности, объектов инвестиций для инвестора.

Метод локализации источников риска используется когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска.

Метод диссипации представляет собой наиболее гибкий инструмент управления рисками. Он заключается в распределении общего риска путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего проекта или программы. Интеграция может быть вертикальной – объединение нескольких предприятий одного подчинения, либо горизонтальной – по последовательности технологических переделов, операций снабжения и сбыта.

Метод компенсации рисков состоит в необходимости создания резервов, позволяющих компенсировать потери в результате осуществления инновационной деятельности с неблагоприятным финансовым прогнозом.

Метод страхования риска заключается в образовании специального страхового фонда, его распределении и использовании для преодоления разного рода потерь путем выплаты страхового возмещения.

Метод хеджирования заключается в страховании, снижении риска потерь, обусловленных неблагоприятными для организации изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении сделок. Суть хеджирования состоит в том, что продавец (покупатель) товара заключает договор на его продажу (покупку) и одновременно осуществляет фьючерсную сделку противоположного характера. В любом случае любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш – по другому.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что понимается под инвестированием инновационной деятельности?

2. Каковы цели и задачи инвестирования инноваций?

2. Какие источники финансирования инновационной деятельности Вы знаете?

3. Какова взаимосвязь форм и методов финансирования инновационной деятельности?

4. В чем особенности венчурного финансирования инноваций?

5. В чем особенности лизингового финансирования инноваций?

6. Что понимается под риском в инновационном менеджменте?

7. Какие виды риска Вы знаете?

8. Назовите методы снижения рисков при осуществлении инновационной деятельности.

 

9. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

 

9.1. Содержание стратегического управления

инновационной деятельностью

 

Стратегическое управление инновационной деятельностью является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов.

Стратегия в общем виде – это поиск наиболее результативных вариантов ввода в действие ресурсов в соответствии с главными целями предприятия и с учетом ситуации на рынке как в настоящий момент, так и в ожидаемом будущем.

Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов (программ, проектов) достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический и производственный потенциалы предприятия и его снабженческо-сбытовые возможности. Стратегический аспект инновационной деятельности заключается, прежде всего, в ориентации на запросы потребителя.

Стратегические инновационные цели – система основных ориентиров долгосрочной инновационной деятельности, в соответствии с которыми разрабатывается инновационная стратегия и формируется портфель инновационных проектов.

Стратегические инновационные цели отражают генеральную линию развития предприятия в инновационной сфере. Они находят свое отражение в совокупности планируемых продуктово-рыночных комбинаций и показателях, характеризующих желаемое развитие предприятия и необходимые для этого ресурсы. В то же время стратегические инновационные цели, как правило, не имеют количественной характеристики. Они формулируются в виде деклараций об инновационных намерениях, из которых формируется предпринимательская концепция и разрабатываются оперативные планы ее реализации.

Постановка и формулировка стратегических целей служат исходной базой для выбора и разработки обеспечивающих их достижение стратегий. Различают:

1. Базовые стратегии – модель поведения предприятия в той или иной конкретной рыночной ситуации;

2. Функциональные стратегии – комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятия.

Например, главная цель – обеспечить доминирующее положение предприятия на рынке продукта А; базовая стратегия – увеличить объемы производства продукта А в границах маркетингового прогноза; одна из функциональных стратегий - произвести техническое перевооружение производства продукта А; альтернативы функциональной стратегии: а) модернизация действующего оборудования; б) полная организационно-техническая реконструкция производства продукта А.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.