Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы




 

При всех успехах НЭПа нельзяне учитывать, что даже относи­тельно свободные рыночные отношения обернулись своей негативной стороной. Шло классовое расслоение в обществе. С одной стороны, укреплялись позиции заводских рабочих, с другой - утверждался со­циальный слой "нэпманов", использующих наемный труд. Многие горожане солидаризировались в неприятии НЭПа с сельской беднотой, работавшей у кулаков (зажиточных крестьян, применявших наемный труд). Если до революции основными по­ставщиками товарного зерна были помещики, то теперь - только крестьянские хозяйства. С ростомнаселения ускорился процессих дробления и как следствие -снизилась товарность, проваливались хлебозаготовки. Государству пришлось вводить с 1928г. карточную системуна продукты питания в городах.

Но при всем том НЭП решил стратегически важную задачу – обеспечил экономическую базу для расширенного воспроизводства, ново­го витка индустриальной модернизации, уже начавшейся на Западе, отставать от которого для страны было опасно.

В споре о путях дальнейшегоразвития страны усилилась борьба за власть. И.В. Сталину, избранному генеральным секретарем партии, удалось отстранить от ключевых постов левацкую группировку Л.Д. Троцкого, видевшую в НЭПе толькокапитулянтство перед мировым империализмом. В то же время из-за опасения попасть в иностранную зависимость в партии отверга­лась позиция наркомата финансов, ученых - "спецов", предлагавших опе­реться в индустриальной модернизации на займы американских банков.

Группировка "правых коммунистов" во главе с Н.И. Бухариным предлагала вести индустриализацию на основе дальнейшей поддержки рыночного равновесия между городом и деревней. Но такая модернизация заняла бы 30-40 лет.

Сталинская платформа в основу ставила геополитический фак­тор: держать курс на ускоренную индустриализацию как открывающую путь к развертыванию современного военно-промышленного комплекса и техническому перевооружению всего народного хозяйства для обе­спечения обороноспособности страны. Такая стратегия вела к свер­тыванию НЭПа, опоре на административные директивно-плановые ры­чаги в управлении экономикой, перекачке средств с сельского хозяйства, социальной сферы в пользу промышленности. Это было в основе сталинской теории о возможности полного построения социализма в одной стране, богатой всеми видами ресурсов. Перспектива такого исторического рывка превратить СССР в могучую державу вызвала под­держку в партии, а через ее идеологическое воздействие – и в народе.

План "построения социализма в основном" был рассчитан на две пятилетки. Первая (1929-1933г.г.) – ставила целью создать фундамент экономики на новой технической базе, вторая (1934-1938г.г.) - должна была завершить реконструкцию всех отраслей народного хозяйства. Курс на преимущественное развитие тяжелых отраслей промышленности требовал огромных капиталовложений. Источники средств изыскива­лись исключительно внутри страны. Они складывались из доходов лег­кой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, перераспределяе­мых в индустриальные отрасли; доходов от монополии внешней торгов­ли зерном, лесом, золотом, позволявших приобретать на вырученную валюту новейшее технологическое оборудование; возросших налогов на «нэпманов», что вело к свертыванию частного сектора в промышленности и торговле; экономии на потреблении городского населения (с 1928 по 1934 г. в стране действовала карточная система); ежегодных «займов индустриализации» через облигации, распространенных среди населения.

Сталинское руководство сумело вызвать в народе пафос созидания, трудовой энтузиазм, развернуть в первой пятилетке соревнование «ударников», а во второй пятилетке – «стахановское движение» (по имени шахтера А.Г. Стаханова, многократно перекрывшим норму добычи угля). В итоге за счет жесткого режима экономии, внутренних человеческих ресурсов, в тяжелых бытовых условиях небывалыми в мире темпами была создана промышленная база, обеспечивающая независимость страны.

С ускоренной индустриализацией был связан курс на социалистические преобразования в деревне. Форсированная организация коллективных хозяйств (колхозов) и советских хозяйств (совхозов) – крупных механизированных государственных предприятий в сельском хозяйстве должна была устойчиво обеспечить промышленность сельскохозяйственным сырьем, а городское население – продуктами, обеспечить экспорт хлеба в обмен на технику. Однако в ходе коллективизации нередко использовался грубый нажим, лишение имущества и ссылка кулаков. Под эти репрессии попала масса и средних хозяйств. И как результат – голод в ряде районов страны. Колхозная система стабилизировалась лишь во второй половине 30-х годов.

Осуществление индустриализации, коллективизации, культурное строительство было неразрывно связано с социально-экономическими преобразованиями в стране.

Коренным образом изменилась структура населения. Значительно выросла численность рабочего класса: с 8,7 млн. в 1928 г. до 20,6 млн. в 1937 г. Интенсивное промышленное строительство привело к возникновению новых городов, ежегодному увеличению городского населения на 1,5-2 млн. человек. К концу 30-х годов в городах насчитывалось 56,1 млн. жителей (32,9 % всего населения).

На селе исчезли такие социальные группы, как кулаки и батраки. Свыше 90 % общего числа крестьян трудились в колхозах. Они составили новую социальную категорию – колхозное крестьянство. Семь процентов сельских жителей работало на государственных сельскохозяйственных предприятиях – в совхозах и машинно-тракторных станциях (МТС).

Появилась новая советская интеллигенция, выросшая в основном из молодых рабочих и крестьян, которых направляли на учебу. Квалифицированные рабочие – ударники, стахановцы, проходили профессиональную переподготовку и выдвигались на руководящие хозяйственно-управленческие посты.

В 1936 г. была принята Конституция СССР, которая провозглашала, что в стране в основном построен социализм. Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся, экономическую – социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Эта собственность существовала в двух формах: государственной (шахты, заводы и фабрики в промышленности, совхозы на селе) и колхозно-кооперативной. Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. По Конституции выборы в Советы всех уровней становились всеобщими, тайными, равными и прямыми. Гражданам СССР гарантировали права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости.

Страна по абсолютным объемам производства вышла на второе место в мире после США, стала экономически, а следовательно и политически независимой. Был создан промышленный потенциал, без которого невозможна была победа в Великой Отечественной войне. В СССР за годы первых пятилеток была ликвидирована неграмотность, введено обязательное семилетнее образование, обеспечена бесплатная учеба в вузах, было покончено с безработицей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.