Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительные свойства




Мерность формы – это эмоциональная оценка ее объемности, плоскостности, линейности.

Тождество – это равенство, совпадение одного или нескольких объективных свойств у различных форм.

Насыщенность – степень заполнения пространства какими-либо телами.

Расчлененность формы – это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое состоит из частей.

Ориентация формы – определяется соотношением ее положения с каким-либо ориентиром, присущим среде, т.е. представляет собой взаимное расположение формы и среды.

Динамичность формы – это эмоциональная оценка изменения, точнее, нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающая в каком-либо направлении развития формы.

Статичность формы – это эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.

Соотносительность – особенность восприятия, выражающаяся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов.

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Иллюзорность – восприятие, не свободное от кажущихся свойств формы.

Существует три художественных свойства формы – это композиционные, художественно-образные и стилистические.

К композиционным относятся: размеры, пропорции, геометрию, цвет, освещенность, масштабность, ритмы, метры, симметрию, контраст, статику, динамику и пр. Главным свойством и критерием композиции считают гармонию.

Под художественно-образными свойствами подразумевают метафору, поэтику, в основе которых мифологическое мировосприятие мира человеком.

Стилистические свойства отражают характерные художественные течения, существующие во времени, пространстве или как почерк мастера, выражающиеся и существующие в форме обобщенных черт – стиль эпохи, региона, страны, мастера.

Все рассмотренные свойства архитектурной формы проявляются в их совокупности и единстве, образуя сложные композиционные закономерности.

размеры и форма (выступают как основные свойства пространства)

По степени изолированности пространства воспринимаются как замкнутые или открытые с достаточно обширной шкалой промежуточных сочетаний. Ограничение пространства обитания практически не бывает абсолютным — даже тупиковая площадь или помещение имеют хотя бы один вход.

Впечатление замкнутости создается психологически за счет наблюдения ограждающих объектов, роль которых могут играть монотонный ритм обрамляющих профилей архитектурных сооружений монументальные плоскости высоких зданий по четырем сторонам наблюдаемого пространства, которые как бы «отражают» попытки выйти взглядом за пределы оконтуренной ими среды, а также высотные одинаковые ориентиры (минареты по углам двора мечети). Ощущение различной степени замкнутости среды обязано, в основном, феномену зрительного восприятия, при котором монотонность или ритмичность экранирующих объектов, периметральность или пунктирность их расположения, наличие центрального объекта (статуя, фонтан, обелиск, купа деревьев) психологически оформляются в сознании как различная степень ограничения среды.

Эффект условного ограничения пространства наиболее успешно используется для визуальной организации как открытых площадей, так и интерьеров.

К открытым относятся такие пространства, в зрительной оценке которых снято «торможение» взгляда и есть визуальные условия его «продолжения». Эти условия создаются за счет наблюдения пространственной перспективы (а для этого наблюдаемое пространство должно быть вытянутым по форме или восприниматься таковым), удаленных ориентиров (колоколен, высоких зданий, градирен, труб) вертикального силуэта, за счет геометрической деформации экранирующей застройки, ее высокой разреженности.

В общем случае центричные, компактные по размерам, геометрически правильные и ритмично оконтуренные пространства создают впечатление замкнутости, а протяженные (линейные), сложные по плану и силуэту застройки, асимметричные, ориентирующие наблюдателя на динамичное визуальное обследование — впечатление открытости, которое, кстати, усиливается при увеличении пространства.

В фиксации п ространства важное значение имеет предметный или символический объект, принимающий на себя основное внимание зрителей как доминанта или композиционный акцент. Притягательность объекта как естественного центра наблюдения может придать ему статус доминанты ограниченного пространства или даже пространства. Понятие композиционного акцента апеллирует не к размерам, а к художественной насыщенности, символической нагрузке объекта, скорее даже части объекта: входа, фонтана, часов на башне, скульптуры, панно на стене — и относится преимущественно к характеристике интерьеров.

Пространство в архитектуре

Пространство в архитектуре понимают как конкретно-историческое пространство, как совокупность внутреннего, ограждающего и внешнего пространств.

Внутреннее пространство - функционально-типологическое, оно - существо архитектуры, душа архитектурного объекта. Внутреннее пространство насыщено жизненной энергией, поэтому оно дает условия для нормального функционирования жилому дому. Потребность человека во внутреннем пространстве, обладающем особыми, отличными от естественно-природного пространства качествами, была изначальной предпосылкой возникновения архитектурно-строительной деятельности человека.

Единственно возможным способом создать особое внутреннее пространство в условиях Земли является применение некоей оболочки – ограждающего пространства – в виде материально-конструктивной подосновы сооружения. Поэтому внутреннее и ограждающее пространства – следствия человеческой, общественной деятельности.

Ограждающее пространство материально-конструктивное. Это физическое тело архитектурного объекта. Ограждающее пространство сформировано "плотным" пространством конструкций, строительных материалов, а также инженерного оборудования. "Материальная оболочка" ограждающего пространства обеспечивает в жилом доме нормальную жизнедеятельность людей.

Внешнее пространство – природное, городское – является предпосылкой и условием существования архитектурного объекта как единства внутреннего и ограждающего пространств. Оно формирует дух архитектурного объекта. Внешнее пространство - это информационное и энергетическое поле, существующее в исторической бесконечности, "питающее" акт рождения архитектурного объекта - жилого дома.

Форма в архитектуре – это видимая форма, внешний облик жилого дома, по сути, граница между двумя из вышеперечисленных пространств: внешним и ограждающим (внешняя форма), ограждающим и внутренним (внутренняя форма). В жилом здании внешняя видимая форма – это его фасад, внутренняя внешняя форма – интерьер помещений.

Граница между двумя видами пространств - "пространственным" и "объемным" – принадлежит в одинаковой мере обоим пространствам. Отсюда следует важный практический вывод. Внешнюю видимую форму жилого здания (фасад) можно получить, либо конструируя структуру и пластику ограждающего пространства (наружной стены), исходя из требований жизни семьи, либо определяя форму внешнего пространства (участка, двора и улицы).

Таким образом, три вида пространства (внешнее, ограждающее и внутреннее) в своем единстве образуют архитектурное пространство или жилую постройку. Однако они обладают также относительной свободой и самостоятельностью. Каждый составной элемент архитектурного пространства имеет свои условия и закономерности существования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.