КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категория «материя». Атрибуты и модусы материи. философские модели мира
Понятие бытия ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ Категория «бытие» — исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убежденность человека в том, что этот мир существует и что в нем находят свое место и человек, и вещи, и состояния, и процессы.
Объективная реальность — это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Субъективная реальность — это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
Категория «материя» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует множество определений этой философской категории, в качестве исходного для которых мы предлагаем следующее:
На пути своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеса, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В.И. Ленин).
В философском понимании категории «материя» можно выделить и четвертый этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия (см. об этом П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учеб. М., 1997). На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • вещественная модель (Гольбах). Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя — это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и количество и др.
В зависимости от решения кардинальных философских вопросов того или иного характера существуют различные философские концепции или модели мира.
• В зависимости от трактовки первой стороны основного вопроса гносеологии (что первично: материя или сознание, природа или дух?) различают материализм и идеализм. • В зависимости от ответа на вопрос «Един ли мир в своей основе?» выделяют монистическую или плюралистическую модели мира. • Различные ответы на вопрос «Изменяется ли мир или же он по своей сути неизменен?» являются основанием для построения метафизической и диалектической моделей мира. • Ответ на вопрос «Существуют ли в мире какие-либо закономерности или же он по своей природе хаотичен?» дает основание для построения детерминистической или индетерминистической моделей мира. В принципе, та или иная философская модель мира носит вариативный характер и может синтезировать в себе ответы на данные вопросы с учетом мировоззренческих установок, лежащих в их основании.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |