Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школьников на уроках психологического развития




Начальных форм мировоззрения у младших

Формирование когнитивных предпосылок

Известно положение о том, что знания являются важ­ным компонентом интеллектуальной составляющей ми­ровоззрения и что при высокой степени их обобщенно­сти и абстрактности они превращаются в способ фило­софского познания мира. Однако до сих пор нет ясного ответа на вопрос о том, как достичь требуемую меру обобщенности и абстрактности, какие психологические условия должны быть выполнены и о каких знаниях должна идти речь.

Говоря об усвоении философских понятий, известный психолог Н.А. Менчинская (1998) отмечала, что по от­ношению к ним возможен единственный путь - от кон­кретного к абстрактному, состоящий вначале в усвое­нии большого объема частных естественно-научных зна­ний, имеющих широкую чувственно-конкретную опору. В дальнейшем знания из различных областей науки синтезируются и обобщаются. Эффективность этого про­цесса, превращающего знания в составляющую миро­воззренческой системы, в значительной мере зависит от степени сформированности психологических когнитив­ных структур, которые осуществляют обработку част­ных естественно-научных знаний в их конкретном ви­де - их анализ, осмысление, обобщение. Значит, для ов­ладения мировоззренческими понятиями, требующими интеграции знаний, формирования осознанной, осмыс­ленной жизненной позиции, выражающей свободный выбор личностью своих убеждений, взглядов, отноше­ний, необходимо заложить ее интеллектуальные пред­посылки и, в первую очередь, обеспечить высокий уро­вень развития у субъекта психологических структур мышления. Именно категориальные структуры мышле­ния, его абстрактно-обобщенные формы влияют на глу­бину и широту взаимодействия ребенка с окружающим миром, на его общее отношение к миру. Уже начальные формы категориальных структур мышления, несмотря на их незрелость, выполняют функцию мировоззренче­ского характера (Н.Н. Поддъяков, 1997). Однако пола­гаться при этом на естественность, закономерность этого процесса вряд ли целесообразно. Н.А. Менчинская при­водит слова польского психолога В. Шевчука, который считал воспитательной ошибкой.рассчитывать на то, что интеграция знаний совершится в умах учеников стихийно.

В той или ивой мере процесс синтезирования знаний, полученных учащимися на различных предметных уро­ках, осуществляется, однако речь идет о необходимости целенаправленного процесса формирования самых вы­соких обобщений.

В осуществлении специально организованного про­цесса обучения метапсихологическим знаниям и мета-когнитивным умениям мы видим вклад в процесс фор­мирования начальных форм мировоззрения у младших школьников и обеспечение тем самым у них более сложных форм обобщенного познания мира в дальней­шем в подростковом возрасте.

Рассматривать знания, необходимые для формиро­вания мировоззренческих систем, с нашей точки зре­ния, следует не только по их отнесенности к различ­ным областям науки, т.е. как декларативное знание, но и как процедурное знание, т.е. знание о процессе и способах выполнения тех или иных когнитивных опе­раций и умения их осуществлять. Обобщение этих знаний по сути означает не только развитие мысли­тельной деятельности, но и закладывание когнитивных предпосылок мировоззрения. Поэтому основным со­держанием уроков психологического развития в на­чальных классах является формирование мыслитель­ных структур школьников путем овладения ими про­цедурными знаниями, усвоение понятий, которые при последующем обобщении могут быть соотнесены с ос­новными философскими категориями: качество (раз­ные ощущения, малозаметность, образец, копия и др.), количество (признаков, объектов, умножение предмет­ного мира путем копирования и др.), отношение (за­кономерность, сходство-различие, тождество, причина-следствие, часть-целое и др.), пространство (располо­жение объекта на листе бумаги, верх-низ, право-лево и др.), время (последовательность: одно после другого и др.), движение (изменение признаков у одного и того же объекта и др.).

Формирование мировоззренческой позиции должно основываться на всестороннем обогащении конкретно-чувственного опыта школьников, который является не­обходимым условием формирования в дальнейшем от­влеченных форм мыслительной деятельности.

Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к усваиваемым метазнаниям: стрем­ление доказывать свою точку зрения, критически ос­мысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекват­ной самооценки, что является необходимым для станов­ления мировоззрения условием формирования направ­ленности личности учащихся.

Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников по развивающей дидактической системе Л.В. Занкова выявили важный в плане форми­рования основ мировоззрения у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к лич­ностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.