Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые начала в Пятикнижии Моисея




Древняя Палестина в правление Давида и Соломона.

Древняя Палестина располагалась между побережьем Средиземного моря и Иорданским озером (Мертвым морем). Наиболее крупными городами были Арад, Угария и Библ (последний в 3-м—2-м тысячелетиях до н.э. был са­мым крупным, от его имени произошло греческое название лыка папирусного растения), а также Тир и Сидон.

Финикийцы строили корабли из древесины лимонных дере­вьев и до появления соперников из греков торговали со всеми прибрежными городами Средиземноморья и надежно распределяли свои поселенческие колонии по южному и северному морскому побережью. Они основали города Утика и Карфаген (XII в. до н.э.) в Северной Африке, Палермо в Сицилии, Гаденс в Испании. Для расчетов и долговых писем изобрели азбуку из 22 звуков и букв, которая впоследствии была заимствована греками и римлянами и частично присутствует в церковно-славянском и современном русском алфавите.

Южнее финикийцев проживали филистимляне, которые при­шли в Палестину в конце 2-го тысячелетия до н.э. Они также при­надлежали к "народам моря", и именно отсюда произошло название "Палестина".

Своеобразие древней истории евреев (на иврите это слово означает "живущие по ту сторону реки"), состоит в том, что ис­тория народа излагается как предание об одной большой семье. Ро­доначальником ее считается Авраам из шумерского города-госу­дарства Ура, который, согла-сно легенде, привел своих соплемен­ников из Месопотамии в землю Ханаанскую (Палестину). Авраам имел сына Исаака и внука Иакова. Второе имя Иакова — Изра­иль — и дало название народу в новом месте его обитания (израилиты, израильтяне). Слово "иудеи" происходит от названия ре­лигии.

У Иакова было несколько сыновей, но самым любимым стал Иосиф. Завистливые братья продали его в рабство купцу, шедше­му с караваном в Египет. Он прославился в окружении фараона своими мудрыми советами и толкованием снов. Затем к Иосифу приехали многие род­ственники.

Согласно библейскому преданию, все еврейские племена, прибывшие в Израиль, были обращены в ра­бов и выведены в Египет. Через несколько поколений, если не веков, им все же удалось вернуться в Ханаан, и проделали они все это под предводительством пророка Моисея и при содействии бога Яхве.

Пророк Моисей жил в. XIII в. до н.э. Его почитают как самого выдающегося в истории евреев человека, создателя всех установлении для справедливой судебной деятельности и отправления культа. Он скончался, по преданию, в возрасте 129 лет, из которых 40 лет вел борьбу, включая и вооруженную за освобождение народа Израиля от рабства и за вытеснение сземли ханаанской соперничавших племен и народов.

По возвращении из Египта 12 колен (племен) израилевых усилились за счет завоеваний, находясь сначала под предводительством судей (фактически военных вождей с судейскими полномочиями), которые подчинили народ единому богу Яхве (Иегове).

Социально-политическая история древних евреев распадается на следующие периоды.

Ок. 1800 г. до н.э. — исход патриархов из Месопотамии в Ханаан.

1320 г. до н.э. — исход евреев из Египта, сорокалетнее блуждание по Синайской пустыне, сообщение богом Яхве на горе Синай через пророка Моисея 10 заповедей для избранного им народа.

1200—1025 гг. до н.э. — период правления судей.

В 1025 г. первый иудейский царь Саул объединяет 12 колен (племен), чьи предки считались родственниками человека по имени Израиль. С 1004 по 999 г. до н.э. Давид из колена Иуды победил фили­стимлян и стал царем в Хэвроне, а с 997 по 965 г. до н.э. правил царством со столицей в Иерусалиме. Его младший сын Соломон правил с 965 по 926 г. до н.э. Он уделил большое внимание уст­ройству государства и сооружению в Иерусалиме храма богу Яхве. Он же способствовал тому, что торговля стала царской монополией.

После его смерти произошел распад царства на Израиль (на севере) и Иудею (на юге). В 722 г. до н.э. Израиль был завоеван и уничтожен как самостоятельное государство ассирийцами. Населе­ние 10 колен израилевых было изгнано с этой земли либо уведено в плен. Иудея отстояла свою независимость, однако в 586 г. до н.э. произошло покорение Иерусалима вавилонянами, которые разру­шили храм Яхве и увели в плен многие знатные семейства (так называемое вавилонское пленение). В 538 г. до н.э., в правление Кира Великого, был восстановлен город Иерусалим и возведен второй храм в честь бога Яхве. Канонизация Ветхого Завета про­изошла в VI—V вв. до н.э., в правление царя Осии.

Государственность стала для древнееврейских племен мощным фактором сплочения и регулирования. Государство было много­функциональным учреждением — светским и религиозно-культо­вым. У царя из 17 титулов ключевыми были 5—6, например ука­зание на богорожденность царя Давида и основанной им династии.

Правовые принципы в Торе. Первые пять книг Библии соста­вили одно целое и получили по-еврейски название Тора, т.е. За­кон. По верованиям позднего иудаизма, поми­мо письменной Торы Моисею была дана также устная Тора. Тора состоит из пяти книг. Отсюда другое название Торы — Пятикни­жие Моисея (наряду с названием Закон Моисея). В христианской традиции название это относится к первым пяти книгам Ветхого Завета.

Пять книг Моисея имеют следующую структуру изложения:

1-я книга —Генезис (Книга бытия). В 11 главах содержатся сведения о происхождении мира и рода человеческого. В книгах 12—50 изложена история предков народа Божьего, избранного народа, народа Израиля.

2-я книга называется Исход (40 глав). Она повествует об уходе евреев из Египта, о странствиях по пустыне и о заключении ими Договора (Завета, Союзного Соглашения) с богом Яхве на горе Хориве (Синай), где он сообщает им свои заповеди.

3-я книга (Левит) содержит собрание общеобязательных норм для священнослужителей из колена Левиина. Иногда для краткости книга именуется Кодексом святости.

4-я книга (Числа) начинается с описания переписи народа, содержит дополнительные сведения о его странствиях по пустыне и о правилах и нормах законодательного характера.

5-я книга (Второзаконие) воспроизводит в более пространном изложении законы, данные на Синае.

В беседе на священной горе в Синайской пустыне бог Яхве якобы еще раз подтверждает Моисею обещание, данное им в свое время Аврааму. Взамен Яхве требует исполнения своих заповедей. Моисей запечат­левает их поначалу на двух каменных досках (скрижалях).

Всего заповедей 10, из них первые 4 учат и требуют от лю­дей должного отношения к Богу, к его почитанию и его наставле­ниям на сей счет.

Шесть остальных заповедей посвящены тому, как относиться по-доброму к людям и не обижать их, не причинять им вреда.

В Пятикнижии помимо запове­дей изложены также сведения о судебных решениях, об обязан­ностях перед Яхве и соплеменниками, о мотивах отдельных по­ступков. После получения 10 заповедей Моисей был выбран посред­ником между народом и Богом, поэтому часть Пятикнижия, воспринимается своеобразной кни­гой законодательных установлении. Эта часть и получила наимено­вание Книги Договора. Книга Договора предстает собранием установлений и требований самого разного назначения — морального, юридического, обрядового и т.д.

Книга Договора содержит следующие конк­ретные установления, имеющие основополагающее значение для правопонимания и применения заповедей и конкретных законода­тельных установлений.

Прежде всего это принцип равного возмездия (ответной справедливости), известный как принцип "око за око". Следующий принцип — равенство перед установлениями Бо­жьими (равнозаконие) для соплеменников и для гостя (иноземца). Сюда же следует причислить и принцип "сын за отца не отвечает" в делах преступных. О рабстве сказано, что рабами надо пользоваться по законам. Вору, который не в состоянии уплатить штраф, грозило об­ращение в рабство.

Весьма своеобразными предстают законы о седьмом дне и седьмом годе и праздниках. Седьмой день — день отдыха для че­ловека, рабочего скота и гостей хозяина. Седьмой год — отдых для земли, которую шесть лет засевали и собирали урожай. В году три раза празднуются дни с чествованием Господа — день исхода из Египта (праздник опресноков — семь дней вкушают пресный хлеб}, затем праздник жатвы первых плодов и праздник собирания плодов.

Изложение законодательных установлении, регулирующих лично-имущественные права и обязанности и кары за преступления, носит казусный характер. Требование закона изложено как решение конкретной частного конфликтного случая (казуса).

Царь считался высшей административной и судебной инстанцией. Он не мог быть иноземцем, который "не брат тебе".

Имущественные права в Торе относятся преимущественно и области купли-продажи, аренде, залогу (натуральному и денежному). Земля не продавалась навсегда — она считалась обетованной (полученной в пользу по обету). Продавалось обычно "известное число жатв" до так называемого юбилея (каждого 50-го года), и таким образом фактически оформлялась аренда. Участок, отошедший владельцу за долги, подлежал возврату в тот самый юбилейный год, когда происходило "прощение долгов". До истечения 50-летнего срока можно было выкупить участок на известное число жатв. Строения в городах продавались навсегда.

Рабов из числа евреев также надлежало отпускать в юбилейном году, если они были в рабстве за долги. При этом надлежало их вместе с семьей и наделами снабжать "от стад твоих и от гумна твоего". Закон предписывал не допускать жестокости и предусматривал возможность досрочного (до юбилейного года) выкупа с помощью родственников. Рабы-иноплеменники могли быть в вечном владении.

Ростовщичество серебром и хлебом полагалось применять только по отношению к иноземцу и запрещалось к "брату" (еврею). Благим деянием считалось давать бедным взай­мы и на 7-й год прощать такой долг. В каждом доме предписывалось иметь "точную и правильную гирю и ефу" (меру объема).

Наследование производилось по следующим правилам: пер­венцу — двойную долю, дочерям — только в виде приданого и в том лишь случае, если они становились женами в колене отца сво­его. Отец вправе отказать сыну, но по решению суда и в том лишь случае, если сын "буен и непокорен, мот и пья­ница", суд вправе приговорить сына к смерти.

Брак оформлялся по воле родителей. Отец имел право про­дать свою дочь. Муж мог дать развод с процедурой, включающей составление "разводного письма", после чего жена могла вступать во второй брак.

По обычаю бездетная вдова становилась женой деверя, что­бы рожденный в этом браке первенец считался сыном умершего. Если же деверь отказывался от вдовы брата, то он подвергался публичному посрамлению. Невестка должна была снять с него са­пог и плюнуть в лицо, после чего род его именовался "домом ра­зутого".

Карательные законы предусматривают наиболее тяжкие на­казания за религиозные преступления: непочитание субботы, под­стрекательство к идолопоклонению, к хуле на Бога, принесение жертвы другим богам.

Широко применялся принцип равновозмездности — соразмер­ности наказания с причиненным вредом ("око за око"). Лжесвидетель должен был нести ту же ответственность, которая полагалась обви­няемому. Принимался к учету также умысел, либо неосторожность и случайность. Виновным в случайном убийстве предписывалось иметь в виду три города-убежища, где они могли укрываться от кровной мести. Убийство ночного вора на месте преступления можно считать древней разновидностью не­обходимой обороны. Срывать и есть ягоды в чужом винограднике дозволялось, но запрещалось собирать их в сосуд. Если вол забодает человека, то его хозяин достоин предания смер­ти, если он знал, что "вол бодлив и не стерег его". Виновный в ссо­ре в состоянии сильного душевного волнения обязывался к "плате за остановку в работе" и расходов на лечение.

В законах о наказаниях за убийство различаются убийство "с намерением" (оно влечет предание виновного смерти) и без злого умысла — в этом случае убийца может бежать в укрытие (к жерт­веннику). Смертью карались похищение и продажа в рабство со­племенников. Такое же наказание полагалось за удар своего отца или своей матери, а также для того, "кто злословит отца своего или свою мать". Смертная казнь, осуществлялась путем побивания камнями, пронзания копьем, повешения. Телесные нака­зания, если виновный будет достоин побоев, — 40 ударов плетью перед глазами судьи, и не больше: "...чтобы не был обезображен пе­ред глазами твоими брат твой...". Отсечению руки подвер­галась женщина, оскорбившая своего мужа действием.

Санкция судейская на основании законодательных установле­нии часто дополнялась религиозной с указанием неблагоприятных последствий в потустороннем мире.

Наказанию в виде проклятья подвергался нарушающий межу ближнего своего, превратно осудивший пришельца, сироту и вдо­ву, а также сбивающий слепого с пути.

За кражу барана ущерб возмещался четырьмя баранами, за кражу вола — пятью волами. Санкции для воров: вор должен заплатить вдвое за украденное или быть проданным в раб­ство. Безнаказанно можно было убить ноч­ного вора, но нельзя было убить его после восхода солнца — тог­да вступало правило о воздаянии за пролитую кровь.

Помимо обычного наказания существовала обязанность при­носить в храм для всесожжения жертву за грех и жертву повин­ности — в зависимости о тяжести проступка. Приносили в жерт­ву тельца, мелкий рогатый скот, двух горлиц либо ефу муки. Подобную жертву должен был приносить и тот, кто "был свидетелем, видел, знал, но не объявил", "поклялся сделать ху­дое дело", "по неведению согрешил".

Суд проходил публично вблизи жертвенников и осуществлялся назначенными должностными лицами.

Значительная часть Пятикнижия посвящена правилам праведного образа жизни, отправления священнических обязанностей. Предписания в этих частях напоминают предписания закона. В этой массе законоустановительных тре­бований выделяется фрагмент книги, содержащий особый свод законоустановлений, который и получил условное название "Кодекс святости".

Пятикнижие Моисея — это часть первых книг Библии. Оно является первой и древнейшей ее частью, называемой в христианстве Ветхим Заветом. В нём по православному канону — 50 книг (39 книг канонических и 11 неканонических, в которых, согласно православной доктрине, есть важные назидательные и повествовательные сведения). Существует также вторая часть Библии, именуемая Новым Заветом, которая состоит из 27книг (четырех Евангелий, Деяний и Посланий апостолов и Откровения апостола Иоанна).

 

 

Лекция: Государства и право Древней Греции.

План лекции:

 

1. Государство и право в Афинах.

2. Спартанское государство и право.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.