Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековое государство Византии




 

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе ту­рецкого нашествия.

Развитие Византийского государства, отличавшееся самобытностью, прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладель­ческого строя, зарождения в недрах византийского обще­ства элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с не­которыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобрета­ет законченные черты своеобразной формы неограничен­ной монархии, отличной от деспотических монархий Вос­тока и монархий феодального Запада. Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на тре­тьем этапе (XIII—XV вв.) происходит углубление полити­ческого кризиса византийского общества, вызванного уси­лением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его фак­тическим распадом в XIII—XIV вв., что привело его в XV в. к гибели.

Византия оказала значительное влияние на полити­ческое развитие народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия антично­сти. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

Общественный строй. Специфические черты развития византийского средневекового общества проявляются уже на первом этапе его развития. Процесс разложения рабов­ладельческих порядков носил в Византии замедленный ха­рактер. Относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений, длительное сохранение сильных экономических и политических позиций многочисленных византийских городов (Антиохии, Александрии, Дамаска, Константинополя и др.) содействовали политической ста­бильности Византии и сдерживали процесс распада рабов­ладельческого строя.

Господствующий класс Византии IV—VII вв. был нео­днороден. Ведущие экономические и социальные позиции в Византии занимали старая сенаторская аристократия и провинциальная знать, базу господства которых составля­ла крупная частная собственность на землю рабовладель­ческого типа. Наряду с ними высокое место в социальной структуре византийского общества занимала городская муниципальная верхушка крупных городов империи, осо­бенно столицы — Константинополя.

Состав эксплуатируемой части византийского общества также отличался значительной разнородностью. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Их право­вое положение, определяемое нормами позднеримского права, резко отличалось от положения различных катего­рий свободных. К последним относились прежде всего сво­бодные крестьяне-землевладельцы. Сохранение в IV—VI вв. свободного крестьянства — важная особенность обществен­ного строя Византии. Свободные крестьяне жили соседс­кими общинами и обладали правом частной собственности на землю. Они эксплуатировались непосредственно Визан­тийским государством: уплачивали поземельную подать и несли разного рода тяжелые имущественные и личные повинности. Широко использовалась в Византии этого пе­риода и позднеримская форма эксплуатации крестьян — колонат. Византийское -законодательство разделяло коло­нов на свободных и "приписных". Вынужденные арендо­вать землю у крупных землевладельцев, колоны находи­лись в зависимом от своих господ положении. Особенно тя­желым было положение "приписных" колонов: они были прикреплены к земле. Свободные и- "приписные" колоны несли повинности как в пользу своих господ, так и в пользу государства. Положение обеих категорий византийских ко­лонов резко ухудшается в VI в.

Общественный строй Византии претерпевает серьез­ные изменения в ходе острейшего политического и соци­ального кризиса конца VI — первой половины VII в. Араб­ское нашествие-вторжение варваров, сопровождаемые их массовым оседанием на территории империи, разрушение и упадок многих городов, ускорили ломку рабовладельчес­ких и образование феодальных порядков в Византии. В вой­нах и социальных столкновениях погибла значительная часть представителей тех социальных групп, которые господство­вали в Византии в предшествующем периоде. Вместе с тем сохранение государственных форм собственности, общин­ного землевладения и огромная распространенность нео­граниченной частной собственности на землю и в последу­ющие века серьезно замедляли формирование новой фео­дальной собственности и, кроме того, развитие эксплуата­ции византийского крестьянства.

Только к Х в. возобладала тенденция к созданию фео­дальной сеньориальной системы, основанной на труде за­висимого от земельных магнатов крестьянства при сохра­нении, однако, контроля со стороны государства. Основ­ные же формы феодального землевладения —'условные земельные пожалования в виде пронии, арифмоса — ут­верждаются еще позже, в XI—XII вв. Так, наиболее изве­стный феодальный институт — прения, расцвет которого приходится на XII—XIII вв., представлял собой различные виды земельных пожалований прониару от государства на условиях несения службы, обычно на время жизни прони-ара или императора.

Замедленный характер развития феодальных отноше­ний определил особенности социального состава господству­ющего класса византийского общества на втором этапе его развития. Господствующий класс в это время состоял из разнородных социальных слоев: сановных светских и цер­ковных чинов, местной военно-служилой знати и общинной верхушки, выделившейся из зажиточного крестьянства. Все эти силы долгое время не были консолидированы и не скла­дывались в замкнутые сословия. Наследственная вассально-сеньориальная система, характерная для развитого фе­одального строя, начинает складываться в Византии толь­ко к XI—XII вв. Незавершенность развития феодального сеньориального строя обусловила относительную слабость византийской землевладельческой знати. Ведущее место в структуре господствующего класса Византии принадлежа­ло столичной знати и высшему чиновничеству империи, остро соперничающим с военно-землевладельческой про­винциальной знатью.

И во втором периоде развития Византийского госу­дарства сохранялись многочисленные различия в правовом положении отдельных слоев трудового населения. В Визан­тии формирование класса феодально-зависимого кресть­янства растянулось на длительное время. В империи по-прежнему сохранялась значительная категория свободных крестьян-общинников, а также особая прослойка государ­ственных крестьян, сидевших на землях, принадлежавших казне и императору. Обе эти категории крестьян эксплуа­тировались главным образом в централизованной форме посредством государственной налоговой системы. Податные крестьяне, сидящие на государственных землях, факти­чески становятся в это время крепостными: приписывают­ся к казне и теряют свободу передвижения. Они должны были платить канон — поземельный налог, подушный на­лог, государственную хлебную ренту, налог на скот. Осо­бенно разорительной для крестьян-общинников стала обя­занность уплачивать налоги за выморочные и брошенные земли соседей.

С XI—XII вв. идет неуклонный рост числа частновла­дельческих крестьян за счет крестьян свободных и даже государственных, что свидетельствует о формировании в Византии землевладения феодального типа. Частновладель­ческие византийские крестьяне именовались париками. Они не имели права собственности на землю и рассматривались как наследственные держатели своих наделов, были обя­заны выплачивать господину ренту в отработочной, нату­ральной, денежной формах. В отличие от государственных крестьян они не были прикреплены к земле вплоть до XIII— XIV вв.

Низшее положение в византийском обществе, как и ранее, занимали рабы. Длительное сохранение рабовладе­ния составляло характерную черту общественного строя Византии. Рабский труд широко использовался в домаш­нем хозяйстве византийской знати. Слуги — рабы констан­тинопольских вельмож исчислялись сотнями. В Х—XI вв. социальное положение византийских рабов несколько улуч­шается, они, например, получают право заключать цер­ковный брак. Пресекается обращение свободных в рабство. Рабов нередко переводят на положение париков. В XI—XII вв. усилилась тенденция к стиранию граней между рабами и другими категориями эксплуатируемых классов Византии.

Государственный строй. Византийское государство IV—VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностя­ми, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, на­следник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и яв­лялся верховным покровителем и защитником христианс­кой церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руко­водство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (еписко­пами и патриархами) как со своими чиновниками.

Власть византийского императора в IV—VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" им­перии и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сена­том, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.

Важным фактором политической жизни Византийско­го государства этого времени было одобрение кандидату­ры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" — раз­личным социальным слоям и группировкам населения сто­лицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации — так назы­ваемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов — они назывались "голубые" и "зеленые" — составляли различные группировки господ­ствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых — торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели опреде­ленную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеим­перские организации, тесно связанные друг с другом. В IV—VI вв. роль димов в политической жизни была значи­тельной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие импе­ратора, являлось наличие особого государственного орга­на византийской аристократии — константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела импе­рии. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господ­ствующего класса Византии. К V в. число сенаторов состав­ляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел се­натом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии из­вестную долю участия в руководстве делами империи.

Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, призна­вали в законодательных актах необходимость "согласия ве­ликого сената и народа". Это свидетельствует об устойчи­вости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IХ—Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867—1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко центра­лизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, ра­нее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль констан­тинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., оконча­тельно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Визан­тийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частно­сти, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних им­ператоров и непосредственно вмешиваются в политичес­кую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в хра­ме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской вла­сти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Укрепление основ императорской власти в VIII—IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титу­лы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Бо­жественный император считался владыкой вселенной (Ойку­мены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс из­давал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Характерно, что при такой всевластности его положе­ние не было очень прочным. Примерно половина всех ви­зантийских императоров была лишена власти насильствен­но. Система престолонаследия длительное время у визан­тийцев отсутствовала: сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императо­ром делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт сопра­вителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наслед­ника, принцип законного престолонаследия начинает ут­верждаться в Византии только с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серь­езно сковывали личные возможности императоров. Их ре­альная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенден­ции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императора­ми и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной прак­тики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными — динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя Византии на основных эта­пах его развития характерно наличие огромного бюрокра­тического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все визан­тийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийс­кой "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Цен­тральное управление империей сосредоточивалось в Госу­дарственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший те­кущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политичес­кую роль. Государственный совет состоял из высших госу­дарственных и дворцовых чинов, являющихся ближайши­ми помощниками императора. В их число входили два пре­фекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чинов­ники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного ап­парата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр — начальник дворца и квестор — главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветв­ленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.

Роль центрального государственного аппарата возрос­ла в IX—XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, эконо­мической и даже культурной жизни Византии. Его струк­тура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств ("секретов") увеличилось до 60. С IX в. вслед­ствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государствен­ными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще втор­гается в руководство общегосударственными делами.

Дру­гая черта, характерная для центрального управления Ви­зантии этого времени, — распыление отдельных государ­ственных функций между различными, нередко дублиру­ющими друг Друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколь­ко неподчиненных друг другу "секретов". Судебные функ­ции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), осо­бым судом для дворцовых служб императора и др.

Местное управление. Местный государственный аппа­рат империи в IV—VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в этот период приоритетом над пос­ледней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финан­совой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управле­ния, наряду с обширными административными и финансо­выми полномочиями обладали и судебной властью. Они яв­лялись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объе­диняли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начи­нает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.

Армия. В IV—VII вв. армия Византии была построена на позднеримских началах, с делением на пограничные и мобильные войска. С целью ослабления угрозы захвата вла­сти со стороны военных вождей византийские императоры практиковали раздробление высшего управления армией между пятью руководителями (магистрами). Состав визан­тийской армии постепенно менялся. В VI—VII вв. все боль­шую роль в армии играют контингенты варваров.

Основу армии с началом второго периода развития ви­зантийского государства (конец VII—IX в.) составляло стратиотское (крестьянское) ополчение. В это время в Визан­тии был создан и мощный военный флот.

Дальнейшую трансформацию византийская армия ис­пытала в последующих Х—XI вв. С усилением процесса феодализации стратиотское ополчение распалось. Ядром армии становится конница, состоящая из экономически и социально обособившейся стратиотской верхушки. Это было уже профессиональное войско, не обладающее, однако, высокой боеспособностью. Поэтому византийские импера­торы все чаще стали прибегать к помощи наемных инозем­ных отрядов (главным образом из Западной Европы и Киев­ской Руси). В организационном отношении византийская армия, как и ранее, подразделялась на две части: столич­ные и местные (фемные) контингенты, причем роль и зна­чение последних неуклонно падала.

На рубеже XI—XII вв. высокоцентрализованное Ви­зантийское государство становится объективным тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов, входивших в состав Византии.

Политический и социально-экономический кризис Ви­зантии в XIII в. и последующая гибель Византийского госу­дарства стали поэтому закономерным историческим итогом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.