КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие теории и практики воздушной навигации
На заре развития авиации теорию и практику воздушной навигации заимствовали частично из теории и практики вождения морских судов, поэтому само понятие самолетовождение отсутствовало, а вождение воздушных судов называлось навигацией. Люди, которые занимались навигацией назывались навигаторами. В 1878 году русский изобретатель А.Ф. Можайский построил первый самолет в мире, который имел форму лодки с крылом на растяжках и с паровым двигателем. Было предусмотрено навигационное оборудование включающее: Ø магнитный компас Ø указатель скорости Ø высотомер Ø часы Ø планшет для карт. В 1881 году он оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние и повалился на крыло. Первый успешный полет совершили братья Райт 17 декабря 1903 года. Самолет имел конструкцию типа «утка», т.е. летел хвостом вперед. Имел бензиновый двигатель. В дальнейшем такая конструкция не получила своего развития. Восемь лет потребовалось братьям Райт демонстрировать свои полеты, чтобы люди признали их изобретение. Первый полет в России совершил профессор Киевского Политехнического института, инженер путей сообщения, князь А.С. Кудашев. 23 мая 1910 года, он пролетел 100 метров на высоте 2-3 метра по прямой. В дальнейшем авиацией не занимался. Особое место в конструировании, испытании самолетов в России отводится И.И. Сикорскому. 3 июня 1910 года на самолете своей конструкции, совместно с Ф.И. Былинкиным «БиС» - он совершил первый успешный полет. Самолет имел конструкцию моноплан, бензиновый двигатель. Самолет пролетел 200 метров на высоте 1-1,5 метра 12 секунд. В дальнейшем он совершенствовал свои самолеты. Первоначальную функцию воздушной навигации (навигатора) на двухместном самолете возлагалась на летчика (пилота). Второе место занимал механик. Но уже в период Первой мировой войны в русском воздушном флоте в состав экипажа был введен летчик-наблюдатель, который выполнял:
Ø ориентировку; Ø наблюдение за противником; Ø фотосъемку. Теория и практика самолетовождения в то время развивалась как ориентировка по земным ориентирам. В конце девятнадцатого века русский изобретатель М.М. Поморцев сконструировал навигационный визир, который представлял собой комбинацию магнитного компаса и зрительной трубы. Благодаря этому визиру можно было определить азимуты наземных ориентиров и место самолета. В 1910 году в России была создана топографическая карта специально для самолетовождения. Сличением карты с местностью летчик-наблюдатель опознавал три ориентира, после чего рукой указывал летчику направление полета. Магнитные компасы хотя и стояли на самолете, но работали весьма ненадежно и почти не использовались. Полет по заданному маршруту проходил либо вдоль линейных ориентиров, либо от одного треугольника ориентиров к другому. В это время было совершено ряд выдающихся перелетов. Одним из них в 1911 году был совершен группой летчиков во главе с А.А. Васильевым по маршруту Петербург – Москва. В 1914 году совершен перелет летчиком П.Н. Нестеровым и механиком Г.М. Нелидовым по маршруту: Киев – Быхов – Витебск – Городок – Гатчина – Петербург, протяженностью 1250 км за 8 часов с тремя посадками. В 1913 году появились тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец» (И.И. Сикорского), что потребовало разработки более совершенного навигационного оборудования для вычисления полетов большой протяженности и в любое время суток вне зависимости от метеорологических условий и видимости земли. В 1913 году В.А. Слесарев разработал новый измеритель воздушной скорости. С совершенствованием самолетов и увеличением дальности их полетов, вызвало необходимость в совершенствовании методов самолетовождения и в подготовке квалифицированных кадров.
В 1915 году «Илья Муромец» пролетел 1144 км на высоте 5200 метров по маршруту: Варшава – Торн – Нейденбург – Варшава.Это был мировой рекорд, как по высоте и дальности полета. В 1919 году была организована Школа коммунистов летчиков-наблюдателей. В 1921 году в Петрограде была открыта Высшая военная школа летчиков-наблюдателей. В 1921 году в Серпухове была открыта Высшая школа стрельбы и бомбометания. На базе этих двух школ впоследствии была создана Оренбургская школа летчиков-наблюдателей. В 1923 году была открыта Центральная аэронавигационная станция (УАНС), которая явилась первым научно-исследовательским центром по вопросам воздушной навигации. Совершенствуется методика самолетовождения и технические средства. Профессор А.Н. Журавченко доказал возможность полетов на большие расстояния вне видимости земли по магнитному компасу и другим приборам. Он разработал методику самолетовождения по магнитному компасу, способы измерения навигационных элементов. Им был сконструирован ветрочет. Наличие подготовленных кадров и технологии самолетовождения, в этот период позволило совершить летчиками ряд выдающихся перелетов: а) 1925 год осуществлен на пяти самолетах Р-1 и Р-2 перелет Москва – Пекин протяженности 7000 км. б) 1926 год летчиком М.М. Громовым совершен круговой европейский перелет по маршруту: Москва – Кенисберг – Берлин – Париж – Рим – Вена – Прага – Варшава – Москва протяженностью 7150 км за 34 часа 15 минут. в) 1929 год. Летчик С.А. Шестаков, штурман Б.В. Стерлигов на самолете «Страна Советов» совершили перелет по маршруту: Москва – Нью-Йорк, через Сибирь, Охотское море, Баренцево море и Северную Артику. Протяженность маршрута 21242 км. В 1932 году было разработано первое наставление по аэронавигационной службе (НАНС). Большой вклад в его разработку внес Б.В. Стерлигов. В этот период получило дальнейшее развитие технических средств самолетовождения. Появляются радиотехнические средства. В 1932 году в авиации стал применяться для самолетовождения радиопеленгатор АРП-1 Н.А. Корбанского, а также радиокомпас РПК-2 и затем РПКО-10, изготовленные С.Н. Геништа и, в дальнейшем, АРК-5. К 1941 году РПКО и РПК былт установлены только на самолетах бомбардировщиках и разведчиках (Ил-4, СБ, Пе-2).
Дальнейшее развитие авиационной техники, технических средств и методов самолетовождения позволили продолжить ряд выдающихся перелетов: а) 1934 год. Летчиком М.М. Громовым и штурманом И.Т. Спириным на самолете АНТ-25 совершен полет по замкнутой кривой протяженностью 10411 км за 75 часов 2 мин без посадки. б) 1936 год. В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и штурман А.В. Беляков совершили перелет по маршруту Москва – Северный Ледовитый океан – Петропавловск-Камчатский – остров Удд. Протяженностью 9374 км за 56 часов 20 минут на самолете АНТ-25. в) 1937 год. В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и штурман А.В. Беляков совершили перелет по маршруту Москва – Северный полюс – США. Протяженностью 9130 км за 63 часов 16 минут на самолете АНТ-25. г) 1937 год. Повторен по этому же маршруту перелет М.М. Громовым, А.Б. Юмашевым и штурманом С.А. Данилиным. Протяженность перелета 11500 км за 62 часа 17 минут. Достигнут мировой рекорд дальности полета. В этих перелетах широко использовался радиокомпас и астрономические средства самолетовождения. Начиная с 1938 года осуществляется подготовка штурманского состава с высшим образованием. В 1039 году вышла книга Ю.В. Поляка «Теория самолетовождения», которая явилась одной из первых работ с применением высшей математики. После Великой Отечественной войны начался новый этап в развитии авиации и самолетовождения. В 1946 – 47 годах Б.Г. Ратц и Н.К. Кривоносов опубликовали «Курс самолетовождения» в 4-х частях. С развитием реактивной авиации значительно совершенствуется навигационное оборудование и средства воздушной навигации. Создаются автоматизированные системы. Стали применяться бортовые вычислительные машины, а также системы глобальной навигации.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |