Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1.11. Конструкция поршневого насоса. Основные узлы и детали насоса




Поршневые насосы применяются при капитальном ремонте сква­жин для обеспечения циркуляции промывочной жидкости при буре­нии вторых стволов, разбуривании пробок и т. д. Поршневые насосы состоят из механической и гидравлической частей. Механическая часть служит для передачи механической энергии от двигателя (ДВС либо электродвигатель) к поршням, движущимся возвратно-посту­пательно.

Гидравлическая часть служит для преобразования механической энергии поршней в гидравлическую энергию перекачиваемой жид­кости и для придания жидкости необходимого направления.

Наиболее широко применяются поршневые приводные насосы с двумя цилиндрами двухстороннего действия или с тремя плунже­рами одинарного действия, с кривошипно-шатунным механизмом и зубчатым редуктором (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Поршневой насос

Приводная часть насоса состоит из ведущего вала 1, получающе­го вращающий момент от двигателя, соединенного с ним клиноременной или цепной передачей. Ведущий вал связан с коренным ва­лом 2 зубчатым редуктором 3. Коренной вал с кривошипно-шатун­ным механизмом 4 преобразует вращательное движение вала в воз­вратно-поступательное движение ползуна. Приводная часть разме­щается в закрытом корпусе, предотвращающем попадание влаги и абразива в масляный картер.

Для предотвращения попадания бурового раствора в картер штоки поршней соединяют не непосредственно с крейцкопфом, а через до­полнительный шток, соединенный со штоком цилиндра посредством специального отбойника. Он предотвращает попадание бурового ра­створа, выливающегося через уплотнение штока в приводную часть.

 

-23-


Гидравлическая часть насоса состоит из приемного коллектора 5, клапанно-распределительного механизма, включающего всасываю­щие 6 и нагнетательные 7 клапаны, цилиндропоршневой группы 8, включающей цилиндровую втулку, поршень, его шток 9 с уплотне­нием, нагнетательный коллектор 10.

Гидравлическая часть поршневого бурового насоса состоит из кор­пусных деталей постоянного применения, ресурс которых равен ре­сурсу всего насоса в целом, и сменных деталей с ресурсом около 100 ч, в зависимости от условий работы. К числу быстроизнашивающихся сменных деталей поршневого насоса относятся цилиндры, поршни (плунжеры), клапаны и сальниковые уплотнения

Клапанная коробка относится к гидравлической части насоса. В ней размещены рабочие камеры насоса и клапаны; ее также назы­вают цилиндром насоса. Большей частью клапанную коробку выпол­няют отдельно от станины. В многоцилиндровых насосах клапанные коробки изготавливают отдельно друг от друга или в общем блоке.

В зависимости от рабочего давления, температуры и коррозион­ных свойств перекачиваемой жидкости клапанные коробки изготав­ливают литыми из чугуна или стали (углеродистой, нержавеющей). Для высоких давлений клапанные коробки выполняют коваными, например у насосов для гидроразрыва пласта (на 50...70 МПа).

У насосов перекачивающих загрязненные жидкости (содержащие песок), как, например буровых или промывочных, рабочая поверх­ность клапанной коробки (цилиндра), по которой перемещается пор­шень, быстро изнашивается. Поэтому для таких насосов применяют сменные цилиндровые втулки, внутренняя поверхность которых об­рабатывается по высокому классу точности и подвергается термохи­мической обработке для увеличения износостойкости.

У насосов, перекачивающих щелочные и химически разъедающие жидкости, рабочие поверхности защищают специальными облицов­ками.

Поршни изготавливают из чугуна, а для высоких давлений из ста­ли. Для уплотнения поршня в цилиндре используют кожу, резину, металл и другие предметы. Кожа и резина хорошо работают при пе­рекачке холодных загрязненных жидкостей. Так, у насосов, перека­чивающих под значительным давлением жидкость, содержащую аб­разивные частицы (песок), поршни снабжают резиновыми самоуп­лотняющимися манжетами (рис. 1.9).

Иногда манжеты закрепляют на металлическом корпусе, и они являются сменными; в других конструкциях резиновые манжеты привулканизируют к сердечнику и при износе заменяют весь поршень. Поршни насосов, перекачивающих нефтепродукты, снабжают чугун­ными пружинящими уплотняющими кольцами (рис. 1.10).

-24-

Плунжеры изготавливают из чугуна или стали. Плунжеры не­большого диаметра делают сплошными, а плунжеры диа­метром более 100 мм - в виде полого стакана (рис. 1.11). В на­сосе плунжер передвигается в короткой втулке и в набивке уп­лотняющего сальника.

Сальники устанавливают в месте прохода штока или плун­жера через стенку цилиндра для предотвращения утечки жидко­сти. Фонарь сальника выполня­ют в виде кольца с радиальными отверстиями для подачи и отво­да смазывающей жидкости.

Нормального уплотнения можно достигнуть только при аккуратно уложенной и затяну­той набивке. Шток должен быть ровным и с очень гладкой повер­хностью. Сальник требует боль­шого внимания при работе насо­са, так как он может оказаться источником потерь перекачива­емой жидкости и загрязнения помещения насосной, а также причиной пожаров при перекач­ке легковоспламеняющейся жидкости.

Для набивки сальника при­меняют асбестовый шнур, кожа­ные или резиновые манжеты, металлические кольца в зависи­мости от рода перекачиваемой жидкости, ее температуры и давления.

Клапаны предназначены для периодического разобщения ра­бочей камеры насоса от простран­ства всасывания и нагнетания,

 

-25-


при этом обеспечивается движе­ние жидкости в одном опреде­ленном направлении.

Клапан - один из важнейших узлов, дефекты в работе которо­го сильно отражаются на подаче и надежности работы насоса.

Клапаны, устанавливаемые на всасывающей и на нагнетательной частях насоса, обычно выполняют­ся одинаковыми. По принципу действия они подразделяются на самодействующие (автоматичес­кие) и принудительные действия. Самодействующие клапаны от­крываются давлением жидкости на их нижнюю поверхность, а зак­рываются под действием собствен­ного веса или совместного дей­ствия веса и давления пружины. Клапаны принудительного дей­ствия приводятся в движение от вала насоса через передаточный механизм. Самодействующие кла­паны в зависимости от рода дви­жения подразделяются на подъем­ные и откидные или шарнирные. Подъемные клапаны в свою оче­редь выполняются тарельчатыми, кольцевыми и шаровыми.

Применение клапанов того или иного типа зависит главным образом от рода перекачиваемой жидкости и числа ходов поршня.

Наибольшее распространение в нефтяной промышленности по­лучили насосы, снабженные та­рельчатыми (рис. 1.13) и шаровы­ми клапанами, причем последние применяют преимущественно в скважинных насосах.

При проводке глубоких скважин применяют насосы У8-6М, У8-7М (рис. 1.14). Буровые насосы У8-6М и У8-7М, горизонталь­ные, поршневые, двухцилиндровые, двойного действия, состоят из

-26-

гидравлической и приводной частей, смонтированных на общей раме. Гидравлическая часть насоса У8-6М состоит из следующих основных узлов: двух литых стальных гидравлических коробок, соединенных между собой снизу приемной коробкой, а сверху корпусом блока пнев-мокомпенсаторов. На приемной коробке установлен всасывающий воздушный колпак. Приемная коробка насоса соединяет всасывае­мую трубу со всасывающими клапанами (рис. 1.13). Внутри гидрав­лических коробок устанавливают сменные цилиндровые втулки, внут­ренний диаметр которых выбирают в зависимости от требуемого дав­ления и подачи насоса. Наружные размеры всех втулок одинаковы. С целью повышения сроков службы втулок внутренняя поверх­ность их подвергается термической обработке. Цилиндровые втулки 2 уплотняются путем установки между буртиком цилиндровой втул­ки и стаканом двух комбинированных уплотнений разделенных сталь­ным кольцом. Кольцо имеет по наружному и внутреннему диамет­рам проточки с отверстиями. В случае износа уплотнения через спе­циальное отверстие в гидравлической коробке раствор должен выте­кать наружу, что и является сигналом о неисправности уплотнения цилиндровой втулки. Цилиндровые втулки закрепляются с помощью стакана 4 и крышки подтягиванием гаек. Цилиндровая крышка 3 уп­лотняется при помощи самоуплотняющихся манжет. В цилиндровых втулках перемещаются поршни (рис. 1.9). Поршень состоит из сердеч­ника 2 с конической расточкой и привулканизированных к нему двух резиновых манжет 1. Поршень насажен на конический хвостовик што­ка и крепится к нему с помощью гайки 5 (см. рис. 1.10). Шток соединен с надставкой штока 7 (рис. 1.14), резьбовой конец которой ввинчен

Рис. 1.14. Буровой насос У8-7М:

1 - поршень; 2 - цилиндровая втулка; 3 -крышка цилиндра;

4 - упорный стакан; 5 - нагнетательный клапан; 6 — корпус клапанной коробки;

7 - надставка штока; 8 - шток;

9 - сальниковое уплотнение штока;

10 - корпус насоса;

11 - трансмиссионный вал; 12 - коренной вал;

13 - ведомая головка шатуна;14 - шатун;

15 - ползун; 16 - направляющие ползуна

 

 

-27-

в корпус ползуна. При вращении эксцентрикового вала, через шатуны, ползуны и штоки поршни получают возвратно-поступательное движе­ние. Для увеличения износостойкости штоков их рабочая поверхность закаливается на высокую твердость. Уплотнение (рис. 1.12) состоит из корпуса направляющей втулки, упорного резинового кольца 3, четы­рех уплотнительных резиновых колец, упорного кольца 2 и второй направляющей втулки. Направляющие втулки и упорное кольцо изго­тавливают из капролита. Упорное кольцо прижимается при помощи нажимной втулки 4. Подтяжка уплотнения производится при нерабо­тающем насосе с помощью гаек и шпилек.

Для увеличения долговечности уплотнения штоки смазываются и охлаждаются жидким маслом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.