Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №5 Цивилизация Древнего Рима. 3 страница

Но главным залогом силы государственной власти было право верховной собственности на землю. Как и во всех других восточных Цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту - налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось. Этот запрет касался также владений, принадлежащих правящей династии и религиозным учреждениям.

Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников. Положение личности тоже было вполне традиционным для восточной деспотии: человек мог неожиданно на самый верх социальной лестницы и также внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих.

Центральная власть не справлялась с сепаратизмом: в наместничествах, на которые была разделена империя. Истинными хозяевами были эмиры. В их распоряжении находились финансы, армия, бюрократический аппарат.

 

Лекция №11 Индия и Дальний Восток в средние века

Развитие восточной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды расцвета сочетаются здесь с периодами спада.

В случае с Востоком невозможно выработать единую периодизацию, опирающуюся на объективные критерии.

Начало восточного Средневековья условно датируется началом, первыми веками нашей эры. Окончание эпохи происходит в XIX веке — и совпадает с периодом активной колониальной экспансии европейских капиталистических держав, вызвавшей ломку и перерождение традиционной общественной структуры Востока.

Развитие Индии в Средние века.

Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабыми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжавшие ожесточенную борьбу за сферы влияния.

В V— VII вв. натерритории Индии существовало около 50 враждующих друг с другом государств. В середине VIII в. Северную, а также часть Центральной Индии завоевали раджпуты — К этому периоду относятся и первые попытки проникновения в Индию арабов..

Внутренняя структура общества: доминировало государство, имеющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осуществлявшее централизованный сбор налогов.
Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри общины регулировались кастовой системой, согласно которой принадлежность к той или иной касте связана с рождением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского общества в эпоху Средневековья.
Территориально община включала в себя несколько соседних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распорядком, связанным с взаимным обменом продуктами и услугами. В каждой из деревень был свой староста, являвшийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществлявший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города.
Деревенские общины, городское население платили государству традиционную шестую часть произведенной продукции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов.
Образование мусульманских государств на территории Индии — Делийского Султаната (1206—1256) и Империи Великих Моголов (1526- XVIII век) внесло изменения в социально-политическую и экономическую жизнь Индии. Разросся бюрократический аппарат, сформировалась разветвленная система центральных и местных органов управления, соответственно выросли и налоги.

Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Процесс исламизации не затронул — общинно-кастовой структуры.
Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и прилегающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индийского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

2. Китай.

Эпоха Средневековья в Китае — время расцвета китайской империи при династиях Тан (618—907) и Сун (960 - 1279).
Залогом экономического процветания стала специфическая система землевладения («система равных наделов», уравнительного землепользования). В рамках надельной системы все население наделялось землей, сама земля объявлялась собственностью государства, а ее держатели обязывались выполнять повинности- «Система равных наделов» обеспечивала стабильность в обществе, пополнение государственной казны. Она явилась основой, посредством которой Китай достигает успехов во внешней политике, культуре.
Колоссальный расцвет испытали сферы производительных сил, искусство, образование, города, активизируются товарно-денежные отношения и торговля. Больших успехов достигло ремесло. Ткани и фарфор были глав­ным товаром во внешней торговле Китая с другими странами. Как и торговцы, большая часть ремесленников Китая была объедине­на в цехи. Цеховые мастера тщательно хранили секреты и переда­вали их из поколения в поколение. Так, секретом выделки одного из сортов шелка владели лишь две семьи. На протяжении трехсот лет они связывались друг с другом брачными узами, чтобы этот секрет не вышел за пределы их семей.
В политическом плане империя опиралась на разветвленный бюрократический аппарат — систему центральных и местных исполнительно-распорядительных органов, громадную армию. При этом все чиновники, вплоть до уездных, всегда назначались из центра и контролировались непосредственно им, что было особенностью централизованной административно-бюрократической системы Китая, придававшей ей устойчивость.
Перераспределение земли в условиях большой плотности населения и ограниченности ресурсов приводило к уменьшению наделов основной массы крестьян, усилению податного обложения, снижению качества жизни. Средневековый Китай был эпохой мощных крестьянских восстаний, которые разоряли страну и усиливали кризис. Затяжная крестьянская война в конце IX — начале X вв. способствовала крушению династии Тан.
Земельный кризис, восстания крестьян и неудачи во внешней политике также привели на грань кризиса и очередную династию — Сун. В этих условиях империя не смогла организовать эффективный отпор кочевникам. В начале XIII века у северных границ Китая появились монгольские завоеватели, сумевшие в течение сорока лет захватить северный и южный Китай, положив начало новой династии Юань.
В юаньской империи различались четыре категории подданных: наибольшими привилегиями обладали монголы, за которыми было закреплено не только командование войсками, но и руководство почти всеми административными ведомствами. Китайцы допускались на службу лишь на второстепенные должности. В результате, монголам так и не удалось сформировать в Китае прочный и эффективный политический режим. Вся территория была поделена на провинции, правители которой обладали большой самостоятельностью. Юаньские правители не смогли создать и регулярной системы налогообложения, в то "время как дорогостоящие военные походы и расходы на содержание двора опустошали казну. Угрозу центральной власти представляла также монгольская знать, располагавшая значительными военными силами и полномочиями.
Вспыхнувшие в середине XIV века антимонгольские восстания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юаньского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором новой династии — Мин (1368—1644)
Япония.

На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно переносились сюда из соседнего, более могущественного в то время, Китая. Японский император так же, как и китайский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой общества, выполнявший бюрократические функции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании.
Однако уже в это время происходит формирование феодальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверждается новая форма землевладения - феодальное поместье. Со временем центральная власть в Японии ослабла. Правители провинций стремились добиться полной самостоятель­ности. В этом они опирались на японских рыцарей — самураев. Самураи — воины, получавшие от правителя области или другого знатного человека землю за свою службу. Таким образом, в Япо­нии возникли порядки, напоминающие феодальные. Основная масса самурайства вышла из зажиточного крестьянства.. Верхи самурай­ского сословия пополнялись и за счет правителей провинций. Са­мураи объединялись в отряды, которые входили в крупные груп­пировки. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну полководец. В стране окончательно утверждается феодальный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была община. Сословие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремесленников, крестьян и дворян. По отношению к представителям низших слоев общества феодал обладал исключительными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском традиционных восточных общественных отношений.
Самураи. В основе жизни самурая лежали законы бусидо («Путь воина»). В качестве норм поведения прославлялись верность господину, скромность, мужество, готовность к самопожертвованию. Самурай, отправляясь в поход, давал три клятвы: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Стойким обычаем было самоубийство самурая после гибели господина.

 

Лекция №12 Тема: Культура средневековой Европы.

1. Образование.

Гибель Римской империи и начало эпохи средних веков сопровождалось упадком созданной в античности культуры. В странах Европы на протяжении всего Средневековья было немного образованных или даже просто грамотных людей. Школы существовали лишь при монастырях и больших кафедральных соборах. Постепенно в процессе возникновения городов появляются так же и городские школы.

Кроме того, владельцы замков часто приглашали для своих детей учителей, которые обычно бывали священнослужителями.

Обучение шло не на родном, а на латинском языке. Во всех школах обучали семи свободным искусствам. Сначала учили трем искусствам, или трем наукам о слове:

Грамматике (умению читать и писать), риторике (умению связанно выражать свои мысли), диалектике (умению рассуждать и спорить). Затем ученик переходил к изучению четырех искусств, или наук. Это были науки о числах - арифметика, геометрия, астрономия, а так же музыка. В городских школах учили и основам естествознание. Учебников не было, обучение было построено на заучивании слов учителя, отрывков из Библии и других книг, почитаемых церковью. При этом ученик не должен был толковать и объяснять заученные тексты, - это право принадлежало исключительно учителю. Выпускник школы мог стать или священником, или использовать свои знания на службе у знатного сеньора, либо продолжить образование в одном из университетов.

В конце XI-XII вв. в Европе появились первые высшие школы. Название такой школы – университет. Высшая школа – это сообщество учителей и учащихся. В университетах изучалось богословие, право, медицина. Занятия во всех университетах велись на латинском языке. Поэтому поступать в них могли юноши из разных стран. Выучив латынь в школе, они свободно понимали речь преподавателей. Самыми крупными из университетов были университеты в Париже (Сорбонна), Оксфорде, Кембридже. Студентами университетов были не только юноши, но подчас и взрослые люди.

 

Условия учебы в Средневековье были несопоставимо тяжелее, чем нынешние – к примеру, защита на степень магистра включала в себя научный диспут, чтение написанной работы и ответы на вопросы слушателей. Все это продолжалось не менее 8 часов, и кандидат на степень магистра не имел права в течение этого времени покидать аудиторию. Успешно прошедшие защиту получали право на ношение академической мантии, шапочки и магистерского кольца. Степень магистра была очень престижной в средневековой Европе. Факультетов в европейском университете было несколько: факультет свободных наук, юридический и богословский. Университеты способствовали научному и техническому прогрессу общества. Нередко магистры совершали поездки по городам, что позволяло осуществлять культурный и научный обмен между учеными различных городов и государств. Существовала особая группа студентов, отчисленных из университета или бросивших учебу, которые путешествовали по Европе, зарабатывая на жизнь своими знаниями. Огромное значение для культуры и науки имело и создание в 1454 г. немцем Иоганном Гуттенбергом первого печатного станка.

2. Литература.

Большинство жителей средневековой Европы были не грамотны, поэтому важное место в литературном творчестве занимали передаваемые из уст в уста песни, сказки, стихотворные рассказы о подвигах героев легенд. Такие произведения обычно исполняли жонглеры, выступавшие в замках, на рыцарских турнирах, на крестьянских свадьбах, на городских площадях во время празднеств. Самые любимые и известные произведения устного народного творчества со временем стали записываться. Среди них французская поэма «Песнь о Роланде», посвященная описанию героической гибели одного из военачальников Карла Великого борьбе с испанскими арабами. Стиль изложения литературы эпохи средневековья называют куртуазным (от фр. courtois – изысканный, утонченный, любезный). Как не вспомнить легендарную «Песню о Нибелунгах». Эта рыцарская баллада тринадцатого века пересказывает на куртуазный манер старинные песни эпохи викингов. А те, в свою очередь, ссылались на кровавый и зловещий сюжет времен великого переселения народов. Удивительно сравнение этих историй: у всех одинаковый сюжет – но значительно отличается их стиль повествования. Были и другие произведения ранней эпохи, переписанные на рыцарский манер опять же в тринадцатом веке. Например, «Песнь о Роланде». Этот текст так же эпичен, как и «Песня о Нибелунгах». Здесь более древние события соседствуют с недавним прошлым, имеется много описаний битв, перечислений народов, городов и дальних земель. Бок о бок действуют реальные исторические лица и мифологические боги.

Средневековые романы были в большинстве своём посвящены рыцарству. Какой образ приписывается эпическому персонажу? Он обязан быть неудержимым и бесстрашным. Все его деяния обусловлены его посмертной славой. Он искренен и прямолинеен. Все проблемы, как правило, решает силой своего оружия. В желании прославиться он способен на ужасные деяния, которые никогда бы не одобрила христианская мораль позднего средневековья. Традиция требовала от него быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета и владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шахматы, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.

В процессе возникновения городов, их обитатели создавали свою литературу: небольшие поэмы, фарсы (пьесы), где высмеивались грубые рыцари, жадные монахи, даже короли и наследные принцы. Одним из самых заметных поэтов средневековья был итальянец Данте Алигьери (1265-1321гг.) Он написал поэму, названную им «Божественная комедия». В ней описано воображаемое путешествие Данте в загробный мир – ад, чистилище и рай.

3. Архитектура.

Ведущим видом искусства средних веков была архитектура. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще у варварских народов. Традиционно считается, что англосаксы, франки и лангобарды старались копировать римские крепости. Поэтому архитектура классического средневековья условно названа «романской».

Романский стиль в архитектуре активно заявляет о себе в конце X века, процветает в течение всего XI века и, конечно же, проникает в ХII век. Начиная со времен падения Римской империи и вплоть до двенадцатого века, мы не можем говорить ни об активной городской жизни, ни о городской архитектуре. Постройки немногочисленных городов напоминали деревенские. Чаще всего это были двух- или трехэтажные «фахтверки» – каркасные дома, которые и по сей день можно увидеть в отдаленных районах Швейцарии, Германии, Голландии. Расширить комнаты в таких домах можно было только за счет их нависания над улицей – расти вширь строение могло, лишь начиная

со второго этажа, ведь внизу ходят и ездят. А ездить и ходить приходилось прямо по грязи не мощеных улиц (помои и нечистоты выливались из окон прямо на улицу), о чем возмущенно писала отцу из Парижа дочь князя Ярослава Мудрого, выданная замуж за короля франков. Неудивительно, что среди скученных хибарок ранних городов средневековья самым мощным сооружением, помимо замка феодала, являлся храм. Именно храм – будь то собор или монастырь – самое впечатляющее творение в романской архитектуре. Он величественно возвышался над небольшими окружающими его строениями, впечатляя благородной, суровой красотой. Линии островерхих башен, колонн, монументальных фасадов романского собора четкие, сдержанные, простые. Суровость романских сооружений была порождена заботой об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием. Башни и стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью, твердо, нерушимо связанной с землей. И не секрет, что именно монастыри нередко укрывали в своих стенах жителей небольшого городка, на который шел набегом рыцарь-феодал со своим войском. От первых веков своего появления монастырь оставался и жилищем, и убежищем, и крепостью, и молитвенным домом. Соборы же с конца двенадцатого века претерпевают разительное преображение. Его знаменует наступление эпохи готики.

С возникновением и ростом городов стал складываться новый стиль в архитектуре – готический. Название возникло в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), оно происходило от имени германского племени – готов – и носило уничтожительный характер, готический, - т.е. варварский, непохожий на античные постройки, которые людям Возрождения казались образцовыми. Готический собор с его контрфорсами и аркбутанами, створчатыми алтарями и многоярусными нефами, с его неповторимой скульптурой – это чудо архитектуры. Устремленность храма ввысь должна подчеркивать стремление в небеса, а игра света есть не что иное, как разнообразие проявлений Бога. Именно так очертания храмов с конца двенадцатого века стали утонченными, легкими и изящными. Стрельчатые арки и окна строились теперь высокими и удлиненными. Разноцветные витражи в окнах и «роза» над центральным порталом были неизменными элементами – вот почему освещение в готическом соборе всегда разное и неизменно таинственное. А многочисленные украшения из золота и драгоценных камней были не самодовольным хвастовством церковными богатствами, как говорили протестанты, но все тем же многообразием света и сиянием форм Божественного. Днем рождения готической архитектуры можно считать 14 июля 1140 года.

Именно в этот день в нескольких километрах к северу от Парижа по инициативе аббата Сугерия начались работы по обновлению хора церкви в монастыре Сен-Дэни. Эта церковь поистине стала вершиной художественного мастерства, гармонично объединив в себе элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, и тем самым заложив основу для возникновения нового стиля.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.