Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. Хрущевская «оттепель»




План

 

1. XX съезд КПСС и демократизация общественно-политической жизни

2. Экономическое развитие страны

3. Внешняя политика СССР: противоречия и кризисы.

 

1. Период после смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) и до отставки Н.С. Хрущева (октябрь 1964 г.) в истории нашей страны назван политической «оттепелью». Термин «оттепель» применительно к хрущевскому периоду впервые ввел писатель и общественный деятель И.Е. Эринбург. Смысл данного понятия заключается в предпринятых в это время попытках реформирования сталинской репрессивно-карательной системы путем либерализации и демократизации всех сфер общественной жизни. Половинчатость, непоследовательность, а иногда и откровенно авантюрный характер проводимых реформ, имевшие в основе своей как объективные, так и субъективные факторы, не позволили Н.С. Хрущеву в полной мере реализовать поставленные перед ним задачи. Комплекс мер, проводимых Хрущевым и его окружением, ни в коей мере не вел к полному изменению и разрушению существующей общественно-политической системы. Поэтому другой известный писатель и экономист Г. А. Арбатов назвал хрущевское десятилетие периодом «затянувшегося выздоровления».

Характеризуя причины реформ, следует отметить их объективный и закономерный характер. Перед советским обществом остро стояла необходимость решения целого комплекса задач: ликвидация тоталитарного режима и переход к коллективному руководству в партии, прекращение массовых репрессий и реабилитация жертв сталинского террора, изменение экономической политики, повышение социального и культурного уровня населения, изменение внешнеполитической доктрины.

После смерти Сталина в марте 1953 г. развернулась острая борьба за власть среди его ближайшего окружения. Претендентами на роль лидера в партии и государстве были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев, причем шансы последнего оценивались как наименьшие. Однако, в течение двух лет Хрущеву удалось постепенно устранить с политической арены всех своих конкурентов и занять в 1955 г. пост первого секретаря ЦК КПСС.

Самым значимым событием «оттепели», которое по праву считается звездным часом Н.С. Хрущева, стал XX съезд партии, на котором из уст первого лица в государстве прозвучал доклад о культе личности Сталина.

Съезд состоялся в феврале 1956 г. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» заслушивался делегатами съезда на закрытом заседании и не подлежал публикации в прессе. В докладе была приведена масса примеров сталинских репрессий, предприняты попытки раскрыть причины возникновения культа личности. Главными факторами, обусловившими нарушения законности при Сталине, по мнению разработчиков доклада, являлось то, что социалистическое строительство проходило в условиях среднеразвитой страны, вынужденной проводить новый политический и экономический курс в капиталистическом окружении. Этим объясняется большое количество допущенных ошибок и просчетов.

Однако такое объяснение причин культа личности и массовых репрессий нельзя назвать глубоким анализом сложных политических процессов в СССР в 1930-е гг. Доклад Хрущева, по сути, не содержал каких либо серьезных обобщений и выводов. Главными виновниками всех злоупотреблений властью назывались отдельные личности (главным образом, Сталин и Берия). Сталинское окружение было полностью выведено из под удара. В докладе совершенно не содержалось попыток связать нарушения законности с особенностями советской политической системы, сложившейся еще при Ленине. Декларировалась идея необходимости борьбы с отдельными недостатками для того, чтобы усовершенствовать советскую систему.

Однако, несмотря на недостатки доклада Н.С. Хрущева, он имел огромное историческое значение. К числу его важнейших последствий следует отнести изменение политической атмосферы в стране, начало реабилитации как отдельных граждан, пострадавших от сталинского террора, так и целых народов.

Началась либерализация всех сфер общественной жизни, затронувшая в, первую очередь, сферу государственного строительства. Происходило расширение государственных прав союзных республик в экономической и правовой сферах. В феврале 1957 г. были восстановлены автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого народов, упраздненные в период сталинских репрессий. Рост социальной активности отразил процесс возникновения различных общественных организаций, многообразных форм общественного самоуправления. В 1957 г. произошла реорганизация ВЦСПС, что привело к расширению прав первичных профсоюзных организаций, сокращению штатного аппарата. Новая общественно-политическая атмосфера особенно повлияла на молодежь и вызвала во второй половине 1950-х гг. новый всплеск коммунистического энтузиазма: освоение целины, молодежные стройки по комсомольским путевкам и т. д.

Деятельность Хрущева по преодолению последствий сталинизма вызвала противодействие со стороны лиц из ближайшего сталинского окружения, продолжавших занимать ведущие посты в партии и государстве. Против Н.С. Хрущева выступили Г.М. Маленков, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, которых поддержали К.Е. Ворошилов, Н.А. Булганин, М.Г. Первухин и Д.Т. Шепилов. Все они упорно сопротивлялись тем мероприятиям, которые проводил ЦК по ликвидации последствий культа личности. Многие из ни были связаны со Сталиным десятилетиями совместной работы, а также ответственностью за грубые нарушения законности. Они не могли принять и не приняли решения XX съезда партии.

В июне 1957 г. борьба перешла в открытое противостояние, в результате которого большинство членов Президиума ЦК приняли решение о смещении Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Однако Хрущева поддержал КГБ, армия, возглавляемая Г.К. Жуковым, а также значительная часть обновленного аппарата ЦК партии. На июньском пленуме ЦК действия сталинистов были квалифицированы как фракционные, а сама группа – антипартийной. Все участники антихрущевского заговора были лишены своих постов и отправлены в отставку.

Либерализация режима благотворно повлияла на развитие духовной сферы. Шел процесс расконсервации «закрытого общества». Расширялись международные контакты. В 1957 г. в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Росло число научных учреждений. В 1957 г. был создан крупный научный центр – Сибирское отделение Академии наук. В 1956 г. был создан крупный международный исследовательский центр – Объединенный институт ядерных исследований. В 1957 г. на космическую орбиту был выведен первый искусственный спутник земли, а в 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос.

Общественный подъем сопровождался рождением новых направлений в культуре и искусстве. Возросла тяга людей к поэзии, литературе. Возникли новые журналы: «Юность», «Наш современник» и др. Особая роль в литературно-общественной жизни того времени принадлежала журналу «Новый мир», который объединил вокруг себя многих талантливых писателей, критиков, публицистов.

Однако в годы «оттепели» наука и культура в целом оставались под контролем режима и развивались в пределах, определяемых им потребностей и приоритетов. Таким образом, не смотря на некоторые послабления, тоталитарная система продолжала жестко контролировать духовную сферу общества.

 

2. Достигнув с помощьюкурса на некоторую либерализацию режима высшей власти в стране, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми социально-экономическими проблемами. Первостепенной задачей для страны, по мнению Хрущева, являлся подъем сельскохозяйственного производства. Финансовые вложения в аграрный сектор экономики стали возрастать. Сборы зерновых культур на первых порах заметно увеличились за счет подъема целины. Идея разработки и вовлечения в хозяйственный оборот целинных и залежных земель была высказана еще в начале XX в., а реализовываться начала только в 1950-е гг. Освоение целины было проведено в ущерб традиционным зерновым районам, однако производство зерна в СССР за два года (1954 – 1956) выросло почти в полтора раза.

В социальной сфере обозначились крупные позитивные сдвиги: быстро росли заработная плата и потребление товаров. В 1964 г. впервые были введены пенсии колхозникам, жилой фонд страны возрос за годы семилетки (1959 – 1965) на 40 %.

В то же время на рубеже 1950-х – 1960-х гг. были допущены грубые просчеты в аграрной политике: ликвидация малых деревень, сокращение личных хозяйств, «кукурузная» кампания. С начала 1960-х гг. СССР начал покупать зерно за границей. Повысились розничные цены на продукты. Хрущев и его ближайшее окружение медленно, но верно возвращались к прежним методам подавления остатков крестьянской свободы, сохранившимся в виде крестьянского подворья. Участки колхозников и рабочих совхозов урезались, коровы и другая живность отбирались. С каждым годом увеличивался отток населения из деревни, чему во многом способствовала пропаганда «великих строек».

Пытаясь преодолеть неудачи в аграрном секторе экономики, Хрущев решил обратиться к опыту США, объявив программу усиленной химизации. Однако, не видя ощутимых успехов в области сельского хозяйства, он возложил всю вину сельские партийные организации. В конце 1962 г. районные и областные партийные комитеты были разделены на городские и сельские. Произошло фактическое разделение партии на две части.

Среди значительной группы партийного аппарата росло недовольство политикой Хрущева. Номенклатуре среднего звена не нравились, во-первых, постоянные нападки лидера страны на неумение аппаратчиков работать эффективно. Во-вторых, они опасались, что раздел аппарата приведет к потере управляемости обществом. В-третьих, в адрес Хрущева стали тихо звучать обвинения в том, что он пытается создать новую крестьянскую партию эсеровского типа, а это было уже подозрением в идеологическом отступничестве.

Обострилась также ситуация в управлении промышленностью. Хрущевское десятилетие пришлось на период бурного развития научно-технических достижений. Хрущев правильно определил, что существующая ведомственная структура министерского управления промышленным производством, сложившаяся еще в 1930-е гг. фактически изжила себя. Он попытался создать иную систему управления хозяйством. В 1957 г. вместо отраслевых министерств стали создавать региональные органы управления – советы народного хозяйства (совнархозы). Перенос центра тяжести в управлении промышленностью со столичной бюрократии на региональную также не принес ожидаемых улучшений.

Уже с начала 1960-х гг. начался перевод некоторых средних предприятий на принципы экономической самостоятельности, материальной заинтересованности, хозрасчета. Однако они не получили правильного развития и не дали зримого эффекта. Большого распространения экономические новации не получили.

 

3. «Оттепель» не могла не отразиться на внешней политике СССР. Некоторому изменению международной обстановки способствовал также приход нового политического руководства в США (Д. Эйзенхауер, Д.Кеннеди). Хотя «холодная война» продолжалась, были предприняты попытки, если не преодоления конфронтации, то некоторого снижения ее уровня. Уже в августе 1953 г. в выступлении Г.М. Маленкова впервые прозвучало слово «разрядка». Означающее, что в ядерный век сремление уничтожить капитализм любой ценой может привести к гибели всего человечества.

Следующим этапом на пути преодоления прежних внешнеполитических стереотипов стал отчет Н.С. Хрущева XX съезду партии, во внешнеполитической части которого были сформулированы два основных принципа: признание многовариантности путей построения социализма (что означало отказ от жесткого диктата в отношении социалистических стран) и восстановление принципа мирного сосуществования стран с различным общественным строем. Наряду с юридическим оформлением военно-политического блока восточноевропейских стран социалистического лагеря (Организация Варшавского договора, созданная в 1955 г. и противостоящая НАТО), СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению. В качестве дипломатического аргумента использовались крупные односторонние сокращения вооруженных сил.

В 1958 г. был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. Однако адекватного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Дело заключалось не только в декларативности выдвигавшихся СССР проектов, но и в недоверии к нему со стороны западных стран, особенно усилившихся после прямого военного вмешательства в Венгрию в 1956 г. Не менее серьезным кризисом были события в Германии в 1961 г., когда была возведена «берлинская стена».

Наибольшей остроты внешнеполитическая ситуация достигла в период карибского кризиса 1962 г., когда размещение советских ядерных ракет на Кубе вызвало резкую ответную реакцию Соединенных Штатов, едва не обернувшуюся военной катастрофой. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н.С. Хрущевым и президентом США Д. Кеннеди привели к ликвидации кризиса. Одним из его следствий было постепенное изменение ситуации в мире. Был подписан ряд договоров, в том числе о нераспространении ядерного оружия и о запрете его испытаний в трех сферах: в воде, атмосфере и космосе.

Проявлением кризисных явлений в социалистическом лагере стало неприятие коммунистическими партиями Албании и Китая критики сталинизма в СССР. Курс руководства этих стран на изоляцию привел к обострению отношений с Советским Союзом.

Полной разрядке мешало и то, что распад колониальной системы после второй мировой войны и образование множества независимых стран «третьего мира» сопровождалось попытками СССР установить здесь прокоммунистические режимы.

Вооруженное вмешательство США во Вьетнаме (1964 г.) и резкое противодействие этому Советского Союза привели к новому обострению внешнеполитической ситуации.

 

Основная литература

 

1. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М., 1999.

2. История Отечества. Курс лекций. / Под ред. В. М. Борисова. М., 1998.

3. История России с древнейших времен до начала XXI века.В 2-х т. Т. 2. / Под ред. А. Н. Сахарова. М., 2005.

4. Хоскинг Д. История Советского Союза. 1917 – 1991. М., 1995.

 

Дополнительная литература

 

1. Аксютин Ю.В, Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М, 1991.

2. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них… М., 1990.

3. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В 2-х кн. Кн. I. М., 1997.

4. Опенкин Л.А. Оттепель: как это было. 1953 – 1965. Политическая история XX века. М., 1991.

5. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». М., 2002.

6. Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 1997.

 

 

Лекция 15

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в годы «застоя». (Вторая половина 1960-х – начало 1980-х гг.)

План

 

1. Общественно-политическая жизнь в СССР. Диссидентское движение.

2. Социально-экономические процессы.

3. Внешнеполитический курс.

 

1. Период пребывания во главе партии и государства Л.И. Брежнева (1964 – 1982 гг.) – один из самых сложных и противоречивых в истории советского общества. В научно-публицистической литературе это время часто называют периодом «застоя». С одной стороны, вторая половина 1960-х – начало 1980-х гг. – это время, когда СССР достиг крупных успехов в разных областях (наука, образование, культура, космонавтика, военная промышленность), с другой – в стране нарастали негативные тенденции во всех сферах социально-экономического, политического и духовного развития.

Отставка Н.С. Хрущева на октябрьском Пленуме ЦК КПСС (1964 г.) и приход к власти нового руководства во главе с Л.И. Брежневым вызваны целым комплексом объективных и субъективных причин. СССР стоял перед необходимостью кардинальных изменений во всех сферах жизни общества. Несмотря на попытки реформ, предпринятые Хрущевым, страна еще не располагала возможностями для резкой смены вектора социально-экономического и политического развития. Кроме того, партийную номенклатуру среднего звена не устраивала импульсивность, непредсказуемость лидера партии, постоянные реформы в области управления не позволяли партийной бюрократии чувствовать себя спокойно.

Отставка Хрущева означала существенные изменения в руководстве страны, что выразилось в приходе к власти консервативных сил и отказе от бесконечных хрущевских реформ. Л.И Брежнев стал первым секретарем, а с 1966 г. – генеральным секретарем ЦК КПСС. В высшем партийном руководстве произошли кадровые изменения. На ведущих государственных постах оказались сторонники свертывания реформаторского курса: Н. А. Подгорный, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов, К.У. Черненко, А.Я. Пельше.

Л.И. Брежнев пришел к власти без своей программы развития страны. Как человек глубоко консервативный, он вполне устраивал партийную элиту. В деятельности Брежнева не было открытого поворота к сталинизму, но и не было продолжения либерального курса. По мнению некоторых ученых, это был «центристско-консервативный курс, в котором неосталинизм прикрывался новыми политическими лозунгами о научном руководстве обществом, о стабилизации».

Проявлением застойных явлений в политической сфере стала т. н. геронтократия (т.е. власть старцев) в высших эшелонах власти. Партийная верхушка быстро старела. К концу 1970-х – началу 1980-х гг. средний возраст членов Политбюро составлял 72 года. Как правило, высшие партийные руководители пребывали на своих постах вплоть до своей физической смерти.

Особенность этого периода заключалась в том, что не отказываясь от конечной цели развития страны – коммунизма, Л.И. Брежнев и его сторонники сделали все, для теоретического обоснования жизненности этого положения. Программа строительства коммунистического общества, принятая на XXII съезде партии еще в 1961 г. и рассчитанная на двадцать лет являлась утопическим популистским документом. К концу 1970-х гг. стала ясно, что она не будет реализована, и руководство страны стало искать новое теоретическое обоснование правильности выбранного политического курса. Так появилась концепция «развитого социализма», впервые изложенная в 1967 г. в докладе Л.И. Брежнева, посвященном 50-летию Октябрьской революции. В 1971 г. XXIV съезд КПСС официально закрепил вывод о том, что за годы социалистического строительства в стране возникла новая историческая общность – советский народ.

В Конституции СССР, принятой в 1977 г. констатировалось построение в Советском Союзе общенародного государства. Статья 6 закрепляла монопольное положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы.

В отличие от всех предыдущих лет советской истории, когда во главе государства стоял явный лидер, Л.И. Брежнев не обладал ярко выраженными лидерскими качествами. Несмотря на то, что он был удостоен всех высших постов, наград и званий, реально руководило страной его окружение. Это вело к постепенному моральному разложению общества, что выразилось в коррумпированности ряда высших государственных и партийных чиновников, взяточничестве, хищении государственной собственности, массовой спекуляции. Все это не могло не вызвать у населения недоверия и неуважения к руководству страны.

Другой характерной чертой брежневской эпохи стало появление т. н. диссидентского движения, которое распространялось в основном среди интеллигенции крупных городов. Несмотря на деятельность карательных органов, число диссидентов, т. е. людей, выступающих против существующей политической системы и в разных формах противостоящих ей, постоянно увеличивалось. По данным КГБ, за период с 1967 по 1971 гг. в стране было выявлено 3906 групп «антисоветских элементов». Как правило, группы диссидентов имели собственные программные установки, выступали с требованиями их реализации в мирных, легальных формах. Диссидентство имело место и в более ранний период, но именно в 1960-е – 1970-е гг. оно приобрело постоянный характер и достаточно широкий размах. Исходя из целей и задач диссидентского движения, в нем можно выделить несколько направлений: правозащитное (А.Д. Сахаров, С.А. Ковалев, Л. Богорас, А. Марченко), движение отказников (лидер – Н. Щаранский), неославянофильское (А.И. Солженицын) и др.

Ряд исследователей и публицистов особо выделяет т. н. диссидентство в тврчестве. Идеологический диктат лишал творческую интеллигенцию проявления самостоятельности. Произведения многих писателей, поэтов, композиторов, художников не увидели свет. Часть интеллигенции вынуждена была покинуть страну, другая часть создавала свои произведения нелегально или полулегально (А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Любимов). Однако их творчество вызывало огромный интерес и любовь многих советских людей.

 

2. К началу 1960-х гг. стало очевидно, что административно-командная система управления экономикой фактически исчерпала себя. Актуальной стала задача интенсификации производства, ускорения темпов научно-технического прогресса, повышения производительности труда. Для этого требовалось улучшение организации управления экономикой, повышение трудовой активности населения.

К началу 1960-х гг. в СССР был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Только на территории РСФСР функционировало свыше 400 отраслей промышленности, включая автомобилестроение, нефтехимию и электронику. Страна первой в мире осуществила выход человека в открытый космос, овладела новейшими военными технологиями. Одним из результатов модернизации по советскому образцу стала демографическая революция, изменившая не только характер естественного воспроизводства населения, но и род занятий советских людей. Общество стало не только индустриальным, но городским и образованным.

Тем не менее, в брежневскую эпоху модернизационные процессы в СССР были далеки от завершения. И в экономике и в социальной сфере было еще много доиндустриальных, архаичных черт. Экономика была плохо сбалансирована, требовала для своего роста постоянного наращивания производственных ресурсов. Тяжелая и сырьевая отрасли промышленности, а также ВПК, развтвались успешно, чего нельзя было сказать о гражданских отраслях машиностроения, практически лишенных притока новейших технологий.

К 1970 г. СССР превосходил США по уровню производства угля, кокса, тракторов, цемента. Железной руды добывалось в 6 раз больше, чем в США, и примерно во столько же меньше производилось предметов потребления.

Хронически отставал аграрный сектор экономики. Страна, имея более половины площадей черноземов, развивала сельское хозяйство по остаточному принципу, не могла создать надежную базу для развития индустрии и сферы услуг. СССР покупал хлеб за рубежом, хотя нередко собственный урожай уходил под снег.

При достаточно высоком удельном весе внутреннего продукта СССР, составлявшего 10 % мирового, на долю Советского Союза приходилось лишь 4 % объема мировой торговли, тогда как на долю США – 14 %.

Не меньшую опасность для стабильного развития советского общества представляли диспропорции, подспудно накапливающиеся в социальной сфере. В результате форсированной урбанизации численность городского населения быстро росла, но общество по-прежнему оставалось полугородским. Советская урбанизация не сопровождалась также формированием развитой городской среды, ростом полноценного, инициативного и экономически независимого среднего класса. В период с начала 1960-х до начала 1980-х гг. при росте численности населения почти на 25 % наметилась тенденция к снижению рождаемости и увеличению смертности населения. Прирост численности населения СССР за эти годы происходил за счет народов Средней Азии

В эти годы продолжался, постепенно затухая, структурный сдвиг в занятости и расселении населения. Миграция сельских жителей в города составляла около 2 миллионов человек в год. Если в 1939 г. в городах проживало 60,4 млн. человек, то к началу 1980 г. городское население составило уже 163 млн.

С 1970 по 1985 гг. численность рабочих в стране увеличилась на 16,8 млн. человек, что более или менее обеспечивало возможности для экстенсивного развития экономики вширь. Из года в год прирост трудовых ресурсов сокращался, а их качество неуклонно снижалось. В общей численности рабочих и служащих в начале 1980-х гг. женщины составляли 51 %, тогда как даже в послевоенный период этот показатель был равен 47 %.

Таким образом, не смотря на существенные успехи, советская экономическая система, отягощенная грузом неразрешимых противоречий, оказалась объективно не готова к глобальным переменам в характере и тенденциях развития мировой экономики 1960-х – 1970-х гг.

3. Основные направления внешней политики СССР во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. определялись теми же противоречивыми и сложными процессами, которые были характерны для социально-экономического, политического и духовного развития нашей страны. С одной стороны, Советский Союз на всех уровнях декларировал приверженность миролюбивым принципам мирного сосуществования стран с различным общественным строем, что предполагает уважение суверенитета других государств, невмешательства в их внутренние дела. Однако, с другой стороны, для этого периода была характерна жесткая конфронтация с Западом, обострение международных отношений, осложнение отношений СССР с рядом социалистических и развивающихся стран, гонка вооружений, вооруженное вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии в 1968 г., Афганистана в 1979 г.

Некоторое ослабление позиций США на международной арене в связи с неудачной войной во Вьетнаме и политикой «сдерживания коммунизма», а также достижение военно-стратегического паритета СССР и США привело к еще большей идеологизации внешней политики Советского Союза.

Советское руководство, несмотря на программные заявления о необходимости решения спорных проблем мирным путем, встало на путь конфронтации с Западом. С середины 1960-х до начала 1970-х гг. шел бурный процесс обострения международной обстановки. Осложнение отношений между СССР и США было вызвано американо-вьетнамской войной и ближневосточным кризисом 1967 г.

Имперские амбиции Советского Союза ярко выразились в августе 1968 г. В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран Варшавского договора – СССР, НРБ, ГДР, ВНР и ПНР перешли чехословацкую границу. В официальном заявлении Советского Союза отмечалось, что ввод войск был вызван обращением партийных и государственных деятелей Чехословакии к Советскому Союзу и другим государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооруженными силами, в связи с угрозой, которая возникла существующему строю со стороны контрреволюционных сил.

Однако истинной причиной вторжения в Чехословакию было то, что советское руководство не допускало мысли о демократических изменениях и самостоятельности в решении социально-экономических, политических и других сферах в странах социалистического содружества. Такая политика привела к дистанцированию от СССР Китая, Албании, Югославии, КНДР, Румынии. Выражением кризиса во взаимоотношениях СССР со странами социалистического лагеря стал вооруженный конфликт на границе Китая и СССР в 1969 г. и массовые выступления рабочих в 1970 г. в Польше.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг., несмотря на предшествующие принципиальные расхождения, начался процесс нормализации отношений СССР с Западом. Это было вызвано достижением военно-стратегического паритета СССР и США, невозможностью решения спорных вопросов с позиции силы. Выражением потепления международной обстановки стало подписание целого ряда договоров о сотрудничестве, развитие экономических, торговых, культурных отношений.

В 1969 г. страны Варшавского договора внесли предложение о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор о послевоенных границах и отказе от применения силы. В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину. В том же году на XXIV съезде КПСС Советским Союзом была выдвинута Программа Мира, направленная на решение стоявших к тому времени проблем международного сотрудничества.

В 1972 г. состоялся первый визит американского президента Р. Никсона в Москву. Были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ–1). В 1974 году заключен Договор об ограничении подземных ядерных испытаний. Летом 1975 г. состоялся совместный космический полет «Апполона» и советского «Союза». О плодотворности и важности подписанных соглашений свидетельствует тот факт, что за 1971 – 1976 гг. товарооборот между СССР и США вырос в восемь раз.

Кульминацией большой совместной работы по укреплению мира явилось приняли участие 33 европейских государства, а также США и Канада. Итогом ее стало подписание в августе 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Период разрядки международной напряженности оказался сравнительно недолгим. В конце 1970-х гг. начался новый этап обострения международных отношений. Социально-экономический и политический кризис советской системы толкал руководство страны на радикальные меры, в том числе и на международной арене. В свою очередь США, имея экономическое превосходство над СССР, стремились за счет гонки вооружений привести Советский Союз к экономическому кризису и демонтажу общественного строя.

Так, во второй половине 1977 г. большую остроту приобрел вопрос о предотвращении опасности создания нейтронной бомбы. СССР выступил против планов США осуществить ее создание. Развернувшееся во многих странах движение против планов США вынудили Дж. Картера объявить о решении отложить создание нейтронной бомбы.

Обострение отношений между СССР и Западом тесно связано с размещением в 1976 г. советских ядерных ракет средней дальности на территории ГДР и ЧССР, вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., размещением в Западной Европе американских ракет средней дальности. Подписанный в 1979 г. Договор ОСВ-2, остался не ратифицированным американским Сенатом. Апогея гонка вооружений достигла в 1981 г., когда США приняли программу СОИ, означавшую возможность использования ядерного оружия в космическом пространстве.

Таким образом, внешнеполитическая деятельность в период брежневского руководства страной носила противоречивый, непоследовательный характер и в конечном счете оказалась в глубоком кризисе. Это стало одной из причин радикальных перемен, начавшихся в стране со второй половины 1980-х гг.

 

Основная литература

1. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М., 1999.

2. История Отечества. Курс лекций. / Под ред. В.М. Борисова. М., 1998.

3. История России с древнейших времен до начала XXI века. В 2-х т. Т. 2. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2005.

4. Хуторский В.Я. История России. Советская эпоха. (1917 – 1993). М., 1995.

 

Дополнительная литература

1. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В 2-х кн. Кн. 2. М., 1997.

2. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

3. Гришин В.В. От Хрущева до Горбачева. Политические портреты пяти генсеков и А.Н. Косыгина. Мемуары. / Сост. А.П. Изюмов. М., 1996.

4. Сахаров А. Д. Воспоминания. Т. 1 -2. М., 1996.

5. Соколов Б.В. Леонид Брежнев. Золотая эпоха. М., 2004.

 

 

Лекция № 16.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 9686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.