Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессов




Роль фирмы в микрорегулировании экономических

В условиях современной рыночной экономики наряду с рыночными силами, обеспечивающими стихийный порядок, регулирование экономики на микроуровне выполняют и силы сознательного регулирования, носителями которых является не только государство, но и отдельные фирмы. Микрорегулирование нацелено на снижение и компенсацию издержек рыночной стихии, оно проявляется в планировании, организации, координации экономической деятельности. Мы рассмотрели те элементы микрорегулирования, которые берет на себя государство.

Фирмы осуществляют микрорегулирование в следующих направлениях:

разработка и реализация стратегии фирмы;

управление деятельностью людей в фирме – менеджмент;

маркетинговая деятельность фирмы.

Хозяйственная деятельность любой фирмы должна быть подчинена определенной стратегии, под которой понимается:

определение миссии фирмы и ее формулирование в виде краткого лозунга, который отличает данную фирму от других и создает у потребителей, поставщиков и посредников положительный имидж (образ), способствующий активизации работников фирмы, вызывающий их фирменный патриотизм;

формулирование долгосрочных целей и задач на основе SWOT- анализа (анализа сильных и слабых сторон фирмы, благоприятных возможностей и угроз со стороны внешней среды бизнеса);

согласование последовательности деятельности и распределения ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;

оценка и контроль состояний фирмы в процессе реализации стратегий и, выяснение причин отклонений, осуществление корректировок как в развитии бизнеса, так и в формулировании стратегии в связи с выявлением неучтенных ранее обстоятельств.

Принято различать портфельные, деловые, функциональные и инновационные стратегии.

Портфельная стратегия – это управленческое решение по формированию определенной совокупности стратегических областей деятельности фирмы, результатом которого становится организационное взаимодействие ряда конкурентных стратегий. Она представляет собой систему мер, направленных на выбор тех или иных направлений вложения ресурсов, которые следовало бы приобрести для устойчивого функционирования и развития. Понятие «портфель» в данном случае включает в себя объединение разнообразных групп хозяйственных подразделений, принадлежащих одному и тому же владельцу или группе совладельцев.

Деловая стратегия включает в себя разработку мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат фирме высокую рентабельность; формирование механизма реагирования на внешние изменения; объединение стратегических действий основных функциональных подразделений.

Функциональная стратегия относится к плану управления текущей и основной деятельностью подразделения. Это определение направлений деятельности функциональных служб и подразделений фирмы в рамках общей деловой стратегии. Фирме необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности.

Портфельную стратегию следует подразделять на ряд деловых стратегий, а их, в свою очередь, - на функциональные стратегии, поскольку приток ресурсов происходит обычно на функциональном уровне.

Инновационная стратегия - это определение путей совершенствования товаров и/или технологий, организации труда и управления на основе использования достижений научно-технического прогресса. Постоянное обновление продукции, технологии, методов управления и видов деятельности характеризует лучшие фирмы. В современной экономической литературе именно инновации принято рассматривать в «качестве магистрального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании»[16].

Выбор конкретной стратегии поведения зависит от многих факторов, таких как: доля компании на рынке; прежние темпы ее роста; допустимый для фирмы уровень риска и так далее.

Поиск оптимальных решений и разработка методов их реализации являются задачей менеджеров фирмы. Любая фирма стремится решить несколько задач (рентабельность, безопасность, экономический рост). Достижению стратегических целей фирмы способствует маркетинг – составная часть стратегического управления предприятием, комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на исследование и прогнозирование конкретного рынка.

В рыночной экономике, «где все определяется конкуренцией, цель «производство» уступает место цели «рынок», где основными принципами являются следующие:

производить товары и услуги, которые отвечают ожиданиям и потребностям рынка, а не те, которые нравятся нам самим и которые мы сами хотим производить, то есть … отвергнуть путь, при котором потребителям навязывают продукт, наиболее удобный для производства на данной фирме;

отдавать приоритет «открытости», диалогу со средой, а не замыкаться в себе;

смотреть конкуренции в лицо, изучать все возможные ее аспекты (продукт, сбыт, информация, способы подачи);

постоянно приспосабливаться к изменениям среды (технология, желания потребителей, методы конкуренции)[17].

Инновационность маркетинга выражается в постоянном поиске и инициировании перспективных изменения потребностей, в обновлении ассортимента, придании товарам новых черт и достижении новых уровней удовлетворения потребностей, а также в использовании новых форм коммуникаций, новых способов продаж и доставки.

Заинтересованность владельца (группы совладельцев) в успехе фирмы вынуждают его (их) планировать свою деятельность, направляя ее на удовлетворение потребностей, ведь в конкурентной борьбе побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителей. Конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму капиталистической экономики[18].

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие  
Тема 1. Основы теории спроса и предложения.  
1.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос.  
1.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.  
1.3. Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя.  
1.4. Эластичность спроса и предложения.  
Тема 2. Основы теории потребительского выбора  
2.1. Потребление, потребности и полезность.  
2.2. Количественный подход: теория предельной полезности. 2.3. Ординалистская теория потребительского поведения.  
Тема 3. Фирма как хозяйствующий субъект. 3.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент. 3.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм.    
Тема 4. Теория производства и издержек 4.1. Производственная функция. 4.2. Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль 4.3. Изменение объема и издержек производства в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи. Предельный и средний продукт 4.4. Постоянные, переменные и валовые издержки. Средние издержки. Предельные издержки. 4.5. Поведение фирмы в краткосрочном периоде. 4.6. Изменение издержек производства в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты роста масштабов производства.                
Тема 5. Экономическое поведение фирмы в условиях чистой конкуренции. Определение цены и объема производства. Максимизация прибыли и минимизация убытка. 5.1. Сущность и признаки чистой конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. 5.2. Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде   5.3. Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.        
Тема 6. Поведение фирм на рынках несовершенной конкуренции. 6.1. Несовершенная конкуренция и ее формы. 6.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена. 6.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и олигополии. 6.4. Ценовая дискриминация.  
Тема 7. Теория ценообразования на факторы производства 7.1. Особенности рынка факторов производства. 7.2. Равновесие на рынках факторов производства. 7.3. Рынок труда: микроуровень. 7.4. Рынок капитала и ссудный процент. 7.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента. 7.6. Предпринимательство и прибыль.  
Тема 8. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Рынок и государство. 8.1. Рынок как саморегулирующийся механизм. Проблемы провалов рынка. 8.2. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов 8.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических процессов.        
Содержание  

 


[1] Гребенников П.И., Леусский А.И. Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб: Изд-во СПбУЭФ. – 1996: Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. – М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, Издательство «ДИС». – 1997 и др..

[2] Ламбер Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Евопейская перспектива. – СПб.: Наука. – 1996. – С. 462

[3] Лапушинская Г.К., Баженова Т.Ю. Микроэкономика для менеджеров: концепция эластичности. – М.: Издательство «Экзамен». – 2002. – С.55.

[4] В традиционной теории фирмы и теории рынков принято считать, что все фирмы стремятся к максимизации прибыли. Позднее в новых теориях фирмы был выдвинут ряд альтернативных целей: максимизация выручки, максимизация темпов роста активов. В рамках этих подходов прибыль рассматривается не как самоцель, а как средство достижения других целей. – См., напр.: Словарь по экономике./ пер с англ. под ред. П.А. Ватника. СПб.: Экономическая школа, 1998.- с.637.

[5] Шумпетер А.Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - с.176.

[6] Шумпетер А.Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - с 72,73.

[7] Шумпетер А.Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - с. 159.

[8] Там же, с.169-170, 173.

[9] Указ соч. Примечание 20, с.199, 200.

[10] «Общественный спрос определяется характеристиками и потребностями служащих, профсоюзов, акционеров, объединений потребителей, населения в целом, государственных организаций и других внутренних и внешних сил, которые воздействуют на деятельность компании» - Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. Сокр. Пер. с англ. – М.: 1990, с. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. Сокр. Пер. с англ. – М.: 1990, с. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. Сокр. Пер. с англ. – М.: 1990. - с.18-19.

[11] См. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. Сокр. Пер. с англ. – М.: 1990. - с.21.

[12] Цит. По: Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е. А., изд. 5-е.- Киров: АСА, 2002, с.316.

[13] Микроэкономика. Теория и практика. – С.355.

[14] Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – С.275; Микроэкономика. Теория и практика. – С.365.

[15] Тут, впрочем, тоже есть подводный камень — не ясно, что следует считать общим объемом рынка. Представим себе, что мы пытаемся уста­новить долю российского рынка, контролируемого фирмой “Марс” с помощью производимых на ее подмосковном заводе батончиков “марс” и “сникерс”. Если общим объемом рынка мы будем считать продажи в России шоколадных батончиков, эта доля наверняка окажется угрожающе большой. Если продажи “марсов” и “сникерсов” мы сравним с размерами всего производства шоколадных конфет в стране, доля окажется относительно маленькой. Наконец, если в качестве общего объема рынка использовать все продажи кондитерских изделий, доля усиленно продвигаемых на наш рынок сладостей фирмы “Марс” и вовсе окажется ничтожной. Какой из трех названных способов в действительности вернее, могут в каждом конкретном случае определить только эксперты (См.: Микроэкономика. Теория и российская практика. – С.367).

 

[16] Феликс Янсен. Эпоха инноваций: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С.9.

[17] Дайан.А. Промышленный маркетинг.//Академия рынка: маркетинг. – М.:Экономика, 1993. – С. 205.

[18] Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. – М., 2001. – С. 14.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.