Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Низшее бессознательное




Низшее бессознательное близко к «фрейдовскому» Оно и за­ключает в себе наиболее простые животные (и одновременно жизненно необходимые) инстинкты. Оно содержит сильные энер­гетические ресурсы, эмоционально заряжено. Одновременно Ас­саджиоли считает, что здесь условно локализуются неконтроли­руемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.

Среднее бессознательное (предсознание)

Это промежуточная зона перехода бессознательного в соз­нание и наоборот. Здесь наши бессознательные ощущения, вос­приятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в раз­личной степени) психические состояния и навыки. Именно здесь, считает Ассаджиоли, «зреют плоды нашего ума» путем все более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуи­тивных озарений.

Высшее бессознательное (супербессознательное)

Если два предыдущих раздела личности выходили (влияли) на наше сознательное Я как бы снизу, то высшее бессознательное влияет на него сверху. Это интересное принципиальное добавле­ние к структуре личности по Фрейду, отводившему бессознатель­ному лишь «нижний этаж» примитивных эмоций, с которыми с разной степенью успеха борется сознательное Я с позиции созна­тельного Сверх- Я (Супер-Эго).

То есть можно сказать, что по Ассаджиоли человек изначально выглядит «попривлекательней», чем у Фрейда, так как даже бес­сознательное имеет у него не только низшую, но и высшую фор­му, включая такие врожденные (а не навязанные Сверх-Я) ценно­сти, как альтруизм, потребность в красоте и в творческом само­выражении, героизм (вплоть до самопожертвования) и другие вы­сокие чувства и потребности.

Разумеется, нельзя говорить о том, что низшее бессознатель­ное хуже высшего, - каждое из них играет свою важную роль. Просто если ту же тягу к творчеству Фрейд объяснял сублима­цией низших инстинктов, то Ассаджиоли считал самостоятель­ным высшим инстинктом.

Образно можно представить, что по Фрейду Сверх- Я тяжело вытягивает «за волосы» наше сознательное Я из болота бессозна­тельных инстинктов в цивилизованное состояние. А по Ассад­жиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей. Ясно, что такой вывод позволяет более оптимистично взглянуть на процессы пси­хотерапии, воспитания и даже перевоспитания.

Здесь вы можете увидеть некоторую аналогию со взглядами Альфреда Адлера (нашедшими дальнейшее развитие в гуманисти­ческой психологии), который считал, что в человеке изначально заложено стремление к самосовершенствованию.

Ассаджиоли считал, что в высшем бессознательном локализу­ются и высшие парапсихические процессы.

Поле сознания

В этот раздел Ассаджиоли включает осознаваемую, анализи­руемую индивидом часть личности, ощущений и восприятии. При этом он, как и все психоаналитики, не утверждает, что это осоз­нание объективно.

Сознательное Я (или собственно Эго)

Этот раздел находится в центре сознания. Если поле сознания охватывает различные ощущения и восприятия, то его центр - это рефлексивное Я, то есть целостное Я, «видящее себя со сто­роны». Ассаджиоли наглядно сравнивает поле сознания с осве­щенным экраном, а сознательное Я с проецируемым на этот эк­ран изображением.

Высшее Я

Этот раздел наиболее ярко показывает собственные достиже­ния психосинтеза. Ассаджиоли считает высшее Я - истинной сущ­ностью человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обмо­рок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.). Именно осознание своего личного высшего Я Ассаджиоли счита­ет условием психического здоровья.

Коллективное бессознательное

Ассаджиоли согласен с Юнгом в том, что индивидуальное бес­сознательное существует не изолированно, а множеством незри­мых нитей связано с коллективным бессознательным как в про­странстве (бессознательная связь с психикой современников), так и во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества).

Как уже говорилось, решающим условием обретения психиче­ского здоровья Ассаджиоли считает постижение своего высшего (то есть истинного) Я. Именно на базе этого постижения (и только после этого) индивид с помощью терапевта налаживает наиболее гармо­ничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, с окру­жающим миром. Это и составляет сущность практики психосинтеза.

Технически эта процедура подразделяется на следующие этапы:

- глубинное постижение своей личности в целом;

- выявление основных элементов личности и контроль над ними;

- выделение своего высшего (истинного) Я и его постижение;

на этом этапе происходит выявление или формирование объеди­няющего центра Я - собственно психосинтез (то есть формирова­ние или переформирование личности вокруг вновь созданного или выявленного объединяющего центра Я).

Рассмотрим коротко каждый из этих этапов.

Глубинное постижение личности

Эта работа начинается с анализа проявлений низшего бессозна­тельного и во многом напоминает подходы Фрейда к работе с Оно. Здесь Ассаджиоли согласен с Фрейдом в том, что причинами раз­личных психологических комплексов, неврозов являются ранние детские переживания, впоследствии вытесненные из сознания.

Согласно терминологии психосинтеза, эти вытесненные пере­живания сохраняются в виде фантазии, мыслеобразов, темных сил, провоцирующих и усугубляющих неврозы.

На этом же этапе, после анализа низшего бессознательного, те­рапевт подводит клиента к изучению среднего и высшего бессоз­нательного, помогая ему увидеть свои скрытые творческие спо­собности, свое истинное призвание.

Здесь Ассаджиоли рекомендует не проявлять самодеятельности и работать под руководством квалифицированного психоанали­тика традиционными фрейдовскими методами.

Все различие задач психосинтеза и классического психоанали­за на данном этапе Ассаджиоли видит в том, что в психосинтезе психоанализ играет не основную, а подчиненную роль, подготав­ливая клиента к основной терапевтической работе - синтезу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.