Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации. 1. Предпосылки перехода к нэпу




Тема 18. Россия нэповская

План

1. Предпосылки перехода к нэпу.

2. Новая экономическая политика: сущность, противоречия, итоги.

3. Политическое развитие страны в период нэпа. Образование СССР.

Изучение темы целесообразно начать с анализа новой расстановки сил на международной арене и особенностей внешней политики советского руководства. В чем проявилась несостоятельность курса большевиков на мировую революцию? Обратите внимание на двойственный характер нового внешнеполитического курса большевиков. Охарактеризуйте внутреннее положение Советской России после окончания гражданской войны (политическое, экономическое, социальное). Каковы были предпосылки перехода к нэпу? Чем был вызван поворот большевиков к новой экономической политике? Что свидетельствовало о кризисе внутренней политики большевиков? Каковы его причины? В чем проявился экономический кризис? Социально-политический кризис? Каковы были политические и экономические требования участников народных восстаний? Кризис в стране отразился и на правящей большевистской партии. С конца 1920-х гг. в ней начались острые разногласия, получившие название «дискуссии о профсоюзах». Охарактеризуйте основные позиции дискутирующих.

Отвечая на второй вопрос, необходимо иметь ввиду неоднозначность нэпа. Раскройте внутренние противоречия нэпа. Как они отразились на развитии аграрной, промышленной, торговой, финансовой сферах?

Переход к нэпу, по сути, означал переход к новой тактике построения социализма. Чем отличался продналог от продразверстки? Что такое госкапитализм в Советском государстве? Как проходило возрождение кредитной и банковской системы? Далее расскажите о финансовой реформе Сокольникова, ее значении. Выясните, изменял ли нэп основы существовавшей в стране экономической системы? Проанализируйте итоги нэпа. Покажите позитивные и негативные последствия нэпа. Каковы причины отказа от нэпа? Отвечая на вопрос, обратите внимание на причины кризисов 1923, 1925, 1927–28 гг. и способы их преодоления. Подумайте, существовали ли альтернативы слома нэпа?

При ответе на третий вопрос проанализируйте особенности политического развития страны в условиях нэпа. Подумайте, привела ли частичная либерализация экономики к аналогичной «перестройке» общественно-политической жизни? Что свидетельствовало о процессе становления тоталитарного режима в СССР в 1920-е годы?

Какие мнения существовали в партийно-государственном руководстве страны по вопросам национально-государственного строительства? Проанализируйте социально-экономические, военно-политические предпосылки образования СССР? Какие принципы были заложены в основу объединения республик? Как учитывались при этом интересы разных народов? Каково историческое значение создания СССР? Попытайтесь дать оценку национальной политики большевиков: что было положительным, какие мероприятия имели негативные последствия.

Основная литература

  1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011.
  2. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.
  3. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М., 2010.
  4. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М., 2010.
  5. Калягин, А. В., Парамонов В. Н. Советское общество в 20–30-е годы: уч. пособие / А. В. Калягин и В. Н. Парамонов. – Самара, 1996.

Дополнительная литература

  1. Бондаренко, С. И. Организация «нового» досуга в повседневной жизни западносибирской деревни в 1920-е годы / С. И. Бондаренко // История Алтайского края. XVIII–XX вв.: науч. и док. мат. / ред. Т. К. Щеглова. Барнаул. – 2004. – С. 279–292.
  2. Братощенко, Ю. В. НЭП: государство, частник, кооперация / Ю. В. Братощенко // Вопросы истории. – 2007. – № 2.
  3. Демчик, Е. В. Предприниматели Алтая в годы новой экономической политики / Е. В. Демчик // История Алтайского края. XVIII–XX вв.: Науч. и документ. Материалы / Редкол. Т. К. Щеглова. Барнаул. – 2004. – С. 256–278.
  4. Горинов. М. М. Советская страна в конце 20-х начале 30-х г. / М. М. Горинов // Вопросы истории. – 1990. – № 11.

Тема 19. Индустриализация СССР: теоретические подходы и реальная практика

План

1. Развитие промышленности в стране к концу 1920-х гг. Причины необходимости проведения индустриализации.

2. Проблемы источников, темпов, методов и издержек индустриализации: основные точки зрения по этим вопросам в партии большевиков.

3. Практическое осуществление индустриализации. Итоги первых пятилеток.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.