Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторно-практическое занятие № 3




Тема: Реакционная способность углеводородов.

Цель: Сформировать умение прогнозировать способность основных групп углеводородов вступать в реакции гомолитического или гетеролитического взаимодействия во взаимосвязи с электронным строением атома углерода и электронными эффектами заместителей введенных в ядро.

Исходный уровень: Из школьного курса необходимо знать:

1. sp 3-, sp 2- и sp -гибридизация атома углерода.

2. Электронное строение s- и p-связей.

3. Сопряжение открытых и замкнутых систем. Ароматичность.

4. Электронные эффекты заместителей.

Содержание занятия:

1. Контроль выполнения домашнего задания.

2. Практическая часть «Зависимость химических свойств от электронного строения и типа химических связей атома углерода».

2.1. Радикальное замещение у насыщенного атома углерода (SR). Галогенирование алканов и окисление кислородом.

2.2. Реакции электрофильного присоединения (АЕ). Галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация алкенов.

2.3. Реакции электрофильного замещения (SE). Галогенирование, сульфирование, нитрование, алкилирование ароматических углеводородов. Влияние заместителей в бензольном ядре на реакционную способность и их ориентирующее действие.

3. Контроль усвоения темы.

4. Лабораторная работа.

4.1. Свойства алканов.

4.2. Получение и свойства этилена.

4.3. Бромирование анилина.

5. Контроль выполнения лабораторной работы.

 

Углеводороды имеют ограниченное использование в медицине (вазелиновое масло, парафин, циклопропан). Детальное изучение их в курсе биоорганической химии обусловлено тем, что углеводороды лежат в основе всех классов биологически активных веществ.

Химические свойства углеводородов находятся в зависимости от состояния гибридизации атома углерода и степени делокализации p-связи. Для углеводородов, содержащих sp 3-гибридизированный атом углерода (алканов), характерны реакции радикального замещения (SR); для углерода в sp 2-гибри­дизации с локализованной p-связью (алкенов) и со слабо делокализованной p‑связью (диеновых) идут реакции электрофильного присоединения (АЕ); для аренов, все атомы цикла которых в sp 2-гибридизации и p-связь сильно делокализована, в мягких условиях наиболее характерно электрофильное замещение (SE), реакции присоединения, ведущие к разрыву цикла, идут только в жестких условиях.

 

Вопросы для самостоятельной работы
«Реакционная способность углеводородов»

1. Классификация органических реакций по способу разрыва связей в субстрате и реагенте. Дать понятие радикала, электрофила, нуклеофила.

2. Покажите гомолиз и гетеролиз связи на примере молекул HBr, Br2, H2O, CH3I. Назовите образующиеся частицы.

3. Классификация органических реакций по конечному продукту с учетом реагента. Приведите примеры.

4. Поясните, почему для углерода в sp 3-гибридизации (алканы и циклоалканы) характерны реакции замещения по радикальному механизму (SR).

5. Покажите пути образования радикалов.

6. Галогенирование насыщенных углеводородов при облучении лежит в основе получения их галогенопроизводных, применяемых в органическом синтезе и медицинской практике. Напишите реакцию и опишите по стадиям механизм:
а) хлорирования пропана;

б) бромирования этана;

в) хлорирования изобутана;

г) бромирования циклогексана.

7. Взаимодействие органических соединений с молекулярным кислородом – один из важнейших радикальных процессов. Покажите

а) in vitro окисление вторичных С-Н-связей наркозного эфира, приводящее к его порче;

б) in vivo схему пероксидного окисления липидного слоя клеточных мембран.

8. Поясните, почему для углерода в sp 2-гибридизации (алкены и алкадиены) характерны реакции электрофильного присоединения (АЕ).

9. Напишите реакции галогенирования и опишите механизм АЕ

а) бромирования (хлорирования) этена;

б) бромирования пропена;

в) бромирования 2-метилпропена.

Сравните реакционную способность пропена и 2-метилпропена с этеном в реакциях электрофильного присоединения.

10. Напишите реакции гидрогалогенирования и опишите их механизм

а) этена с хлороводородом;

б) пропена с хлороводородом.

Сравните реакционную способность этена и пропена и дайте объяснение правилу Марковникова.

11. Напишите реакцию гидратации бутена-1 in vitro в условиях кислого катализа и опишите ее механизм. Сравните реакционную способность этена и бутена-1 и поясните правило Марковникова.

12. Гидратация непредельных соединений in vivo.

13. Объясните особенность присоединения галогеноводородов и воды к a,b-не­насыщенным кислотам.

14. На примере реакции бутадиена-1,3 с хлором покажите особенности реакций АЕ у диеновых углеводородов.

15. Поясните на примере бензола, почему для ароматических соединений, несмотря на их высокую ненасыщенность, характерны реакции замещения (SE).

16. Покажите образование электрофилов в реакциях SE: галогенирования, алкилирования, нитрования, сульфирования.

17. Из перечисленных ниже заместителей выберите ориентанты I и II рода, покажите их влияние на интенсивность реакций SE и ориентацию входящей группы: -NH2, -OH, -SO3H, -NO2, -OR, -COOH, -CH3, -Br, -CHO.

18. Напишите уравнение реакции бромирования бензойной кислоты. Опишите механизм и покажите ориентирующее действие СООН-группы. Что легче бромируется – бензойная кислота или бензол и почему?

19. Напишите уравнение реакции сульфирования гидроксибензола (фенола). Покажите механизм и ориентирующее действие ОН-группы. Что легче сульфируется – фенол или бензол и почему?

20. Напишите уравнение реакции алкилирования метилбензола (толуола). Покажите механизм и ориентирующее действие СН3-группы. Что легче алкилируется – толуол или бензол и почему?

21. Напишите уравнение реакции нитрования аминобензола (анилина). Покажите механизм и ориентирующее влияние NH2-группы. Что легче нитруется – анилин или бензол и почему?

22. Йодирование тирозина in vivo и алкилирование ароматических субстратов в биосинтезе жирорастворимых витаминов.

 

Лабораторная работа по теме
«Реакционная способность углеводородов»

Опыт 1. Свойства алканов.

На предметное стекло нанести на расстоянии друг от друга по 1 капле разбавленного раствора KMnO4 и бромной воды с каплей конц. H2SO4. Обе капли смешать с каплей вазелинового масла (смесь предельных углеводородов). Сделать вывод о реакционной способности алканов.

 

Опыт 2. Получение и свойства этилена.

В первую пробирку поместить 8 капель конц. серной кислоты, 4 капли этилового спирта и несколько крупинок оксида алюминия (Al2O3). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и конец трубки опустите во вторую пробирку с 4 каплями бромной воды. Нагрейте первую пробирку над спиртовкой. Как только бромная вода обесцветится, опустите конец газоотводной трубки в заранее приготовленную третью пробирку с 1 каплей 2% раствора перманганата калия и 5 каплями воды. После обесцвечивания подожгите выделяющийся газ у конца газоотводной трубки.

Запишите реакции получения этилена и взаимодействия этилена с Br2 и KMnO4.

 

Опыт 3. Бромирование анилина.

В пробирку поместите 1 каплю анилина и 5-6 капель воды, хорошо перемешайте и прибавьте несколько капель бромной воды до появления белого осадка триброманилина. Реакция применяется в фармацевтическом анализе для открытия анилина и его производных.

Объясните активирующее и ориентирующее влияние аминогруппы в анилине и запишите уравнение реакции бромирования анилина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.