Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Княжение Владимира мономаха




ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

15 июля 1015 года Владимир Святославович скончался. 12 сыновей Владимира являлись наместниками в разных городах Руси. И после смерти Владимира начинается вторая усобица на Руси между детьми великого князя. Претендентом на престол оказался старший приемный сын Владимира – Святополк. Но Владимир больше любил детей от Анны: Бориса и Глеба, особенно Бориса. Оба они были жестоко убиты Святополком. Он впервые привел на Русь поляков, а второй по старшинству сын привлек на Русь варяг. В Новгороде остается княжить Ярослав Владимирович, а в Киеве – Святополк. Ярослав и Святополк столкнулись в 1016 году зимой. В итоге этой распри Святополк был полностью разгромлен и бежал в Польшу.

Ярослав в 1017 году занял город Киев. Время правления Ярослав Мудрого – это расцвет Руси. Активно развивается каменное строительство, привлекаются ученые монахи для перевода и переписи церковных книг. Международный престиж Руси высок. Дочери Ярослава выданы замуж за Европейских лидеров. Русь смогла сделать такой огромный шаг к процветанию ещё и потому, что во время правления Ярослава не было необходимости бороться с кочевниками. Появляется первый общерусский свод законов – «Русская Правда». Но не сразу удалось восстановить Ярославу единство русский земель Руси. Его брат Мстислав владелец Тмутараканского княжества в 1024 году нанес ему поражение неподалеку от Чернигова. После чего Русь была поделена по левому берегу Днепра. Но в 1036 году Мстислав умирает и его часть земель переходит Ярославу. В крупных городах и землях Руси правили сыновья Ярослава. Ярослав продолжал внешнюю политику своего отца и деда.

После смерти Ярослава Мудрого, снова наступила княжеская междоусобица. Проходит череда восстаний. Престол в Киеве занимает старший сын Изяслав. Но его браться Святослав и Всеволод объединяются и изгоняют Изяслава. К власти приходит Святослав. Он умирает в 1076 году и к власти вновь приходит Изяслав. Всеволод после смерти Изяслава занимает киевский престол, а сын Всеволода Владимир Мономах правит в Чернигове. В 1093 году после смерти Всеволода власть переходит его сыну Владимиру Мономаху. Мономах организует «любеческий съезд» в 1097 году. По-моему, этот съезд был правовым оформлением феодальной раздробленности на Руси. После «любеческого съезда» когда-то сильное и мощное государство Киевская Русь было разделено между внуками Ярослава Мудрого, а следовательно разбито на мелкие княжества, то есть феодально раздроблено и ослаблено.

Итак к власти пришел Владимир Мономах, он правил с 1113 по 1125г. Он дал Руси новую «Русскую Правду», названную «Устав Владимира Всеволодовича». По этому уставу облегчались задолженности городской бедноты. Эти статьи ограничили произвол ростовщиков. Владимир сумел приостановить не время естественный распад древней Руси на отдельные земли. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Известен Владимир Мономах своей борьбой с кочевниками. В 10-11 веках Русь беспокоили в основном печенеги. В 1036 году при Ярославе Мудром они были окончательно разгромлены и долгое время не беспокоили Владимира Всеволодовича. Для ограждения от печенегов он создал южную оборонительную систему: сигнальные башни для оповещения о приближении врага. В 11 веке появилась новая опасность половцы.1095 год – первое упоминание о половцах. Активную борьбу с ними вел Владимир Мономах. В 1111г. он взял крупный половецкий город Шарукань. После этого наступили моменты затишья. Но все равно половцы продолжали разорять русские города.

Западная Европа средневековья. Как происходило образование государств западной Европы? Общественной системой того времени выступал – феодализм. Одна из важнейших его характеристик – захват в монополию господствующим классом всей земли. В конце 5 века на северной территории Галлии существовало государство Меровингов, их модель феодализма принято условно считать эталоном.

Начало 8 века поставило под угрозу существование государства. Причиной послужил захват арабов всего Пиренейского полуострова и вторжение на территорию Галлии. Эта экспансия была остановлена Карлом Мартеллом в 732 году, когда он нанес сокрушительное поражение захватчикам под Пуату. Его внук Карл Великий продолжает «дело предков» расширяя территории государства и насаждая христианство в завоеванных областях. Династия Каролингов переживает подлинный расцвет. Превратив свое государство в империю, Карл венчается на царство, коронуясь императорской короной, в 800 году, в соборе Святого Петра. Его потомки, считая королевство семейным достоянием, распоряжаются наследством по своему усмотрению. Так, Людовик Благочестивый разделил наследство между тремя сыновьями, дав толчок к возникновению трех государств: Франции, Германии и Италии, соответственно и к зарождению трех народностей. Франция, вотчина Каролингов, после того как династия приказала долго жить в X веке, избирает посредством голосования самого знатного из своих сеньоров - Гуго Капета, графа Парижского, герцога де Франс, основателя династии Капетингов. Однако феодальная разобщенность последующих веков (11-12) делает королевскую власть номинальной.

Германия, посредством голосования магнатов избирает короля. Оттона I, стремясь избежать судьбы, раздирающей в междоусобице Францию, опирается в борьбе со знатью на церковь, противопоставляя ее сепаратистскому настроению крупных феодалов. После походов в Италию он добивается собственной коронации папой. XI век – эпоха раздоров между папой и германскими императорами. Цель этой борьбы - право назначать на высшие церковные должности. Тогда то и появляется аморфное и недолговечное государство – Священная Римская Империя. Именно это время было и началом зарождения многих городов в Европе. Они становятся центрами торговли, ремесел. Отсюда распространяют свою власть феодальные, церковные и военные власти. Города той эпохи довольно небольшие. Население в несколько десятков тысяч – уже большой город.

XI век для Франции – эпоха начала централизации. Король Филипп IV начинает процесс против тамплиеров, рыцарей-храмовников, своего рода космополитов, разумный правитель, он истребляет внутренних врагов, мешающих стране объединиться и сформироваться как нации. Вводится «мода» на созыв Генеральных штатов, собрания, призванного, пока еще только подтвердить волю монарха, по самым важным вопросам, необходимым интересам государства.

Подобное усиление королевской власти не устраивает папскую церковь, которая пока еще выступает в роли третейского судьи в раздорах между крупными феодалами. В ходе конфликта французский король добивается тог, чтобы на папский престол была выбрана его креатура. Папский престол переносится из Рима в Авиньон, фактически римские папы находятся под присмотром Франции.

Первая половина 14 века ознаменовалась началом Столетней войны. Повод – династические претензии английского короля на французский престол, где боковая ветвь, сменила основную, согласно салического закона.

Англия к тому моменту – страна с монархом во главе, к которому, в результате хартии Иоанна Безземельного и восстания баронов, приставлен парламент, как законотворческая ветвь власти.

Намечается тенденция к образованию национальных государств в западной Европе. Хотя феодалы всех стран Европы по прежнему почитают себя «братьями» и предательство соотечественников во имя интересов личных оправдывается феодальным правом. Образование государств западной Европы происходит не равномерно. Германия, частично находясь в составе Священной Римской империи, раздроблена на мелкие княжества. Крупные города «исповедуя» транзитную торговлю стремятся сохранить свои вольности. Немецкие феодалы ведут экспансию на восток. Насаждают в завоеванных землях христианство своего толкования. Имперские князья, в своем стремлении не допустить усиление центральной власти избирают на трон императора попеременно представителей разных династий.

Италия так же не спешит объединиться. Возникают города государства или города республики: Флоренция, Венеция, Тоскана. Гвельфы и гибеллины заливают страну потоками крови.

Пиренейский полуостров занят борьбой с маврами. До конца XV века мавры удерживаются, сплотившись вокруг Гранады.

Привилегированные сословия тех времен - вот самый большой источник помех образования централизованных государств западной Европе:

Церковь – ее основная цель выступать доминантой во всех сферах жизни. Любое усиление центральной власти в одном из государств – подрыв ее влияния в данном регионе. Основное ее условие – всеобщее повиновение. Можно пускаться в пространные рассуждения о десятине, облагаемой церковью и налогах сюзерена мешающих ее сборам, но стоит ли?

Феодализм – возведение на пьедестал феодального права подрывает основы государственности, мешает образованию национальных государств западной Европы. Как пример: герцог Бургундский, владеющий огромной провинцией и обладающий большим запасом ресурсов выказывает открытое неповиновение своему сюзерену, ущемляющему его феодальные права. Как результат – междоусобица, где француз убивает француза во имя идей, чаще всего ему чуждых.

Происходит образование централизованных государств Западной Европе XI-XV в.в. Общие черты уже появились, нет той территориальной целостности, которую мы наблюдаем ныне.

Религиозные распри – распространение протестантизма способствовало разобщению общества. Исповедующие разные течения христианства граждане одной страны превращались в злейших врагов. Гугенотские войны во Франции – яркий тому пример.

Однако, именно они и служили обратным мотивом. Именно религиозные войны служили образованию новых государств западной Европы. В эпоху средневековья Голландия, или Нидерланды, была раздроблена. Графство Фландрское, княжество Брабантское и т.п. часть из этих карликовых государств принадлежала Франции, другая Империи. Основная масса ее жителей обратилась в кальвинизм, противопоставлявший себя католицизму. Испания, правящая также и в Римской империи развязывает руки беспощадной инквизиции в Голландии. Стремление защитить себя и свои религиозные убеждения толкают голландцев к объединению и совместному отпору иноземцам-поработителям.

Исход 80-летней войны – признание Испанией независимости Голландии в 1648 году.

Первым сдвигом образования в западной Европе можно отнести к VIII веку, когда Карл Великий пригласил Алкуина для решения этого вопроса.

Большая заслуга в этом деле есть и у Церкви, которая играла главную роль не только в духовном, но и в интеллектуальном развитии. Обучением всех слоев населения ведала церковь. Начиналось оно с заучивания 50 псалмов на латинском языке. Затем приступали к изучению и запоминанию букв с голоса, далее запоминали форму букв, после чего приступали к чтению по слогам. Научившись читать, ученик приступал к счету и письму. Процесс был очень сложным, да и сами учителя не особо соответствовали стандартам. Особое внимание уделялось пению.

Конечно же, и другие искусства получали свое развития с разрешения церковной власти. Живопись начиналась с написания икон. Крестовые походы требовали углубленного освоения навигации и умению ориентироваться по звездам. Архитектура изучалась для прославления имени господа и создания соборов и храмов.

Развитие образования в арабском халифате также происходило под сильным влиянием исламской идеологии. Для изучения Священного Корана и жизни пророка Мухаммада необходимо было освоить чтение. Арабское письмо требовало усердия в каллиграфии. Непрестанно расширяя границы исламского мира, арабы перенимали знания обращенных народов, в те времена Бухара, Самарканд славились своей ученостью.

Образование в Византии всегда было и оставалось нормой жизни. В отличии от Запада, здесь оно было светским. Обязательно изучались труды Гомера, Аристотеля, Платона. Утвердилось убеждение, что мыслители античности не противоречили догмам христианства и предвосхитили многие истины христианства. Школа давала возможность социального восхождения. Талантливые выпускники, не оглядываясь на происхождение, могли сделать блестящую карьеру военного, чиновника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.