Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие политической мысли в XI-XVI вв




Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И УЧЕНИЯ В РОССИИ XI-XX ВВ.

Политическая мысль в Древней Руси зарождается в тесной связи с религиозным сознанием и характеризуется обращенностью к философско-исторической проблематике и насущным задачам

-----52-----

становления русской государственности. На первый план выдвигаются такие проблемы, как независимость русских земель, необходимость их единения, сущность и предназначение власти, образ идеального князя.

Уже в первом политическом трактате Древней Руси «Слово о законе и благодати», автором которого является киевский митрополит Иларион, утверждается трактовка закона через противопоставление его иным, более существенным ценностям. Всемирная история, согласно Илариону, развертывается как смена царства «закона» царством «благодати-истины», «благодати-правды». В дальнейшем это различение будет играть существенную роль в развитии политических и правовых идей в России.
В «Повести временных лет» представлена первая попытка раскрыть политическую историю древнерусского государства. В дошедших до нас размышлениях Даниила Заточника (конец XII -начало XIII века) рассматривается образ идеального правителя, сильной княжеской власти. В «Слове о полку Игореве» обосновывается необходимость преодолеть разобщенность русских земель, звучит призыв к их единению.

Дальнейшее развитие политической мысли этого периода характеризовалось обогащением проблематики и подходов к решению возникающих задач. Так, в конце XV - начале XVI века ходом событий на первый план выдвинулся вопрос об отношениях церкви и государства. В трактовке этого вопроса сложилось два направления общественно-политической и религиозной мысли: нестяжатели (Нил Сорокин, 1433-1508) и стяжатели (Иосиф Волоцкий, 1439—1515) или иосифляне. Первые выступали против монастырской собственности, считали большим человеческим грехом стяжание богатств, проповедовали невмешательство в мирские, в том числе государственные дела. Сорский разрабатывал идеи разграничения сфер и методов деятельности церкви и государства.
Иосифляне сначала отстаивали идею превосходства церкви по отношению к власти государства. Волоцкий разграничивал такие характеристики власти, как ее божественное происхождение и ее реализацию человеком. Реализация власти человеком, считал он, как раз и может порождать ошибки и преступления. А поэтому надо оказывать сопротивление тиранической власти. Затем, по мере усиления Московского государства, позиция иосифлян стала бо-

-----53-----

лее уравновешенной, они стали развивать положение о симфонии двух властей.

Следует обратить внимание на сформированную усилиями последователя иосифлян Филофея (ок. 1465—1542) политическую концепцию «МоскваТретий Рим». Ее содержание и идейная направленность были связаны с потребностью формирования сильного, централизованного русского государства.
В конце рассматриваемого периода сложились различные подходы к пониманию статуса государя в русском царстве. С одной стороны, разрабатывалась теория сильной государственной власти, которая должна безраздельно находиться в руках государя (Иван Пересветов, XVI в.). Иван Грозный (1530-1583) усилил ее до утверждения идеи юридической безответственности, надзаконно-сти политико-правового статуса царя на земле русской. С другой стороны, разрабатывались требования соответствия царя нормам христианско-нравственного идеала, выдвигались принципы подчинения царя законности (Максим Грек, 1475-1555), принцип монархического правления с выборным сословно-представитель-ным органом (Андрей Курбский, 1528—1583) и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.