Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Международные отношения и внешняя политика. Геополитика и глобализация




Лоббизм как политический институт

Лоббизм (от англ. «lobby» — кулуары, коридор) — является политическим институтом и способом, инструментом влияния групп интересов на власть. Лоббизм выступает своего рода критерием выделения среди многообразия групп интересов специфических групп — групп давления. Группы давления самым широким образом используют лоббирование как способ воздействия на власть. В XX веке лоббизм превратился в распространенную форму политической деятельности и один из важных политических институтов западных демократий. Крупнейшие корпорации, ассоциации, профсоюзы и предпринимательские союзы имеют в своих структурах специальные подразделения, занимающиеся лоббированием, или используют услуги лоббистских фирм. В коридорах власти лоббисты добиваются решения вопросов в пользу своих клиентов.

Влияние лобби на власть осуществляется по следующим основным направлениям:

— посредством создания с помощью СМИ общественного мнения в поддержку вопроса, который продвигает соответствующаягруппа интересов. Группы интересов часто стремятся привлечьмаксимальное внимание общественности и властных структурк различного рода общезначимым проблемам. Огромная роль общественного мнения в западных демократиях вынуждает парламенты и правительства этих стран осуществлять популярные в обществе требования, хотя популярность этих требований можетоказаться результатом манипулятивной активности лоббистов,а их значимость для общества — фикцией.

В последнее время за рубежом приобретает все большее распространение лоббирование посредством компьютерных сетей. К примеру, в 1997 г. Джоди Уильяме получила Нобелевскую премию Мира за свой вклад в кампанию за запрещение противопехотных мин. Ей удалось через компьютерные сети привлечь к участию в кампании более 1 тыс. экологических, женских, детских, религиозных, медицинских и других организаций из 55 стран мира;

— посредством влияния на государственные институты (парламенты, правительства), представителей власти и политических чиновников;

-----137-----

— посредством финансовой и иной поддержки политическихпартий в ходе избирательный кампаний в обмен на соответствующие законодательные услуги.

Диапазон действий, которые используют группы интересов и их лоббистские структуры, достаточно широк и включает такие методы, как сбор подписей, подача петиций, уличные манифестации, пикетирование, митинги протеста, акты гражданского неповиновения и др. Среди методов влияния на власть можно выделить законные и незаконные.

К законным относятся следующие:

  • информирование власти о состоянии тех или иных отраслейэкономики или сфер общества;
  • разработка соответствующих законопроектов для продвижения их в законодательные органы;
  • экспертиза различных проектов, разрабатываемых институтами власти;
  • организация съездов, конференций и т. п. с приглашениемна них первых лиц государства, членов правительства, депутатов;
  • участие в работе структур власти, например, в парламентских слушаниях и др.

К незаконным методам относятся подкуп (коррупция) представителей власти, шантаж и угрозы в их адрес и т. п. В последнее десятилетие массовое распространение в России приобрела коррупция. Как показали результаты одного из исследований, проведенных в 2002 г. фондом «Информатика для демократии», на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд. долл. Наиболее щедрым взяткодателем является российский бизнес. На его долю из 37 млрд. приходится 33,8 млрд. долл. При этом 75% от суммы деловых взяток отдается в муниципалитетах, 20% — достается региональным властям и 5% доходит до федеральных властей. 82% опрошенных бизнесменов указали, что им приходилось оказываться в роли взяткодателей57.

Зарубежный опыт функционирования групп лоббирования говорит о целесообразности специального законодательного регулирования их деятельности. Так в США в настоящее время действуют около 23 тыс. групп интересов. Ведущими среди них являются

__________
57 Взяткоемкость // Известия. 2002. 22 мая.

-----138-----

группы бизнеса (3,7 тыс. объединений), работников образования и культуры (3,2), группы интересов врачей и медицинских работников. При этом своими лоббистскими организациями располагают от 15 до 20% групп интересов58. Согласно американскому законодательству лоббистские организации, функции которых состоят в том, чтобы способствовать принятию или отклонению того иного закона, обязаны быть зарегистрированы. В соответствии с законом обеспечивается прозрачность их финансовой деятельности, осуществляется регистрация всех их обращений в органы власти. Законодательное регулирование деятельности лоббистских групп позволяет снизить уровень коррупции, поставить под контроль интересы, имеющие антиобщественную направленность, и затруднять их продвижение.

В современной российской политике в качестве групп интересов, широко использующих лоббирование, выступают крупные корпорации. К примеру, как отмечают исследователи, АО «Лукойл» концентрирует свои усилия в сфере законодательства на участии в подготовке и обсуждении законопроектов по проблемам налоговой политики, лицензирования и особенно порядка предоставления лицензий на добычу и экспорт нефти, ценообразования, а также вывозных и ввозных пошлин. Эти же вопросы, но уже в более конкретном плане обсуждаются в Правительстве. Свою роль в политике кампания реализует не только через отношения с государством, но и через СМИ и воздействие на общественное мнение59. Помимо крупных корпораций все возрастающее влияние во взаимодействии с государством и властью приобретают различные предпринимательские ассоциации, которые выражают и отстаивают интересы более широких слоев российского бизнеса. Так, Торгово-промышленная палата России (ТПП) представляет интересы не только крупных, но и средних, мелких компаний и фирм. Согласно уставу ТПП представляет и защищает законные интересы членов ТПП России в государственных органах. В со-

__________
58 CorpHH В. В. Переосмысливая американскую демократию: генезис, этапы, современность // США и Канада: экономика, политика, идеология. 2002. №5. С. 26-27.
59 См.: Перегудов С. П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. М., 1999. С. 112-113.

-----139-----

став ТПП входят более 15 тыс. предприятий и сотни предпринимательских объединений федерального, республиканского, регионального и местного уровней. Возрастает влияние Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциации российских банков, Ассоциации книгоиздателей, Всероссийского общества инвалидов.

Вместе с тем в деятельности ряда значимых групп интересов в современной России наблюдается бюрократизация. Они становятся выразителями интересов государственных и общественных чиновников, теряют доверие в массах. Вот «образец» деятельности одной из массовых организаций — Федерации независимых профсоюзов России. ФНПР после распада СССР, как известно, объявила себя правопреемницей советских профсоюзов и стала собственником свыше тысячи гостиниц и санаториев, домов отдыха, учебных заведений, объектов административного, культурно-спортивного и социального назначения. Критикуя официально рыночные реформы, профбоссы довольно быстро и ловко превратили всю эту профсоюзную недвижимость в различные ООО, ТОО, акционерные общества, страховые кампании и т. д., разумеется, не в интересах членов профсоюзов. Неподконтрольность и неподотчетность профцентра членам профсоюзов «гарантируется» уставом60. ФНРП за 10 лет так и не смогла заставить своих социальных партнеров, то есть государство и работодателей, своевременно выплачивать наемным работникам достойную заработную плату. Беспомощность профсоюзов сделала низкий уровень заработной платы главным источником накопления российского капитала. Приватизация институтов гражданского общества (политических партий, общественных объединений, средств массовой информации) номенклатура-политической элитой приводит к тому, что многие общественные объединения действуют сами по себе, для удовлетворения политических, статусных, материальных и иных притязаний миллионов чиновников. Население же не видит в них выразителя и защитника своих интересов и в значительной мере ориентируется на установки, формулируемые властью.

__________
60 Миловидов Ю. Профмутация. Получит ли ФНПР орден за построение капитализма в России? // Независимая газета. 2000. 19 апреля.

-----140-----

Эта ситуация чревата бесконтрольностью власти, смыканием чиновников от власти и «чиновников» от общественных организаций в реализации своих узкогрупповых корыстных интересов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.