Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм государства: понятие и элементы




Механизм государства - это система взаимодействующих государственных органов, организаций, учреждений и предприятий, сформированных и действующих на основе норм права, и осуществляющих функции государства (широкое понимание). Элементы механизма государства:

1. Государственный аппарат - это совокупность всех государственных органов, наделенных властными полномочиями в отношении всего населения, находящегося на территории государства.

Элементом государственного аппарата является государственный орган - это относительно самостоятельная часть государственного аппарата, которая создается в установленном законом порядке, имеет свою структуру, наделяется компетенцией для выполнения определенных задач и официально представляет государство. В России органы государственной власти сформированы на основании принципа разделения властей.

2.Государственные организации - не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные государством на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций на основе федерального закона (научно-исследовательские центры, информационные и статистические центры).

3. Государственные учреждения: создаются для выполнения социальных и духовно- культурных функций государства, не имеют властных полномочий (учреждения образования, культуры, лечебные учреждения).

4. Государственные предприятия - предприятия, основанные на государственной форме собственности, созданные для извлечения прибыли, часть которой идет в государственный бюджет. Только на государственных предприятиях допускается производство оружия, чеканка монеты, изготовление государственных наград. Ряд государственных предприятий имеет стратегическое значение, особенно в период чрезвычайных ситуаций (предприятия по производству продовольствия, медикаментов, транспортные предприятия и т.п.).

5. Принципы - основополагающие идеи, в соответствии с которыми формируется и действует государственный механизм: принцип единства воли государства, принцип разделения властей, принцип законности, принцип гласности, принцип демократизма.

6. Нормы права - закрепляющие принципы, порядок формирования, компетенцию, структуру элементов государственного механизма. Взаимодействие всех элементов государственного механизма возможно только на основании действующих норм права, которые содержатся в конституции законах и иных нормативно-правовых актах.

В узком смысле механизм государства, совпадает с государственным аппаратом, т.е. представляет собой совокупность органов государственной власти.

Таким образом, механизм государства имеет сложную структуру и создан для осуществления всего комплекса функций государства.



 

10. Понятие, признаки и классификация органов государственной власти

 

Государственный орган — это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.

Признаки государственного органа:

1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.

2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.

3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распорякения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.

4 Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и.т.п.).

5 Наличие материальной базы - бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи.

6 Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено».

Основания классификации государственных органов

1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):

- законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент);

- исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);

- судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).

2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):

- федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);

- органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).

3. По порядку формирования:

- выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);

- назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).

4. По способу принятия решений:

- коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);

- единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).

5. По месту в системе государственных органов:

- вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);

- нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).

Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).

6. По территориальному масштабу деятельности:

- центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);

- территориальные органы: расположены на территории каждого административно- территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).

7. По характеру компетенции:

- органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);

- органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия - только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура - по вопросам надзора).

8. По времени функционирования:

- постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться

(парламент, правительство, суды).

- временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).

Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.

11. Государственный аппарат на примере Российской Федерации

Государственный аппарат Российской Федерации - это система органов государственной власти, которые обеспечивают выполнение функций Российского государства. Он сформирован в соответствии с принципом разделения властей.

Федеральный уровень государственных органов:

1. Федеральное Собрание (Парламент) Российской Федерации - осуществляет законодательную власть, является выборным, представительным коллегиальным органом общей компетенции. Состоит из Совета Федерации (172 представителя законодательного и исполнительного органов субъектов РФ) и Государственной Думы (450 депутатов, избранных по мажоритарной и пропорциональной системам).

2. Правительство Российской Федерации (назначаемый коллегиальный орган общей компетенции), федеральные министерства и ведомства - федеральные службы, агентства и надзоры (назначаемые единоначальные органы специальной компетенции). Ими представлена исполнительная власть Российской Федерации.

3. Судебная власть представлена системой федеральных судов, в которую входят конституционные суды (Конституционный Суд Российской Федерации), суды общей юрисдикции (Верховный Суд Российской Федерации, областные, районные, городские, военные суды) и арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные суды арбитражных округов, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации). Это назначаемые органы специальной компетенции.

4. Президент Российской Федерации (единоличный выборный орган) и органы при Президенте (назначаемые) составляют самостоятельную систему государственных федеральных органов.

5. Прокуратура Российской Федерации - система федеральных надзорных единоначальных органов специальной компетенции.

Государственные органы субъектов Российской Федерации;

1. Законодательные представительные выборные коллегиальные органы общей компетенции: парламенты республик, областные думы, законодательные собрания и т.п.

2. Исполнительные органы общей компетенции; президенты республик, мэр Москвы, губернаторы иных субъектов; назначаемые правительства, министерства и ведомства.

3. Судебная власть — назначаемые органы специальной компетенции: конституционные суды республик и уставные суды иных субъектов РФ, мировые судьи.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата Российской Федерации:

1. Законность - точное, строгое и неукоснительное соблюдение всеми государственными органами и должностными лицами всех норм права.

2. Гласность - обеспечение информированности граждан о деятельности государственного аппарата.

3. Демократизм - широкое участие населения в формировании государственных органов (выборы) и право граждан обращаться в любой государственный орган и к любому должностному лицу.

4. Разделение властей - разделение функций государства по трем ветвям власти - законодательной, исполнительной и судебной (горизонтальное разделение властей), а также разграничение предметов ведения и полномочий между двумя уровнями государственных органов в федеративном государстве (вертикальное разделение властей). Создание механизма сдержек и противовесов для взаимного контроля ветвей власти.

5. Подотчетность - обязательность нижестоящих органов регулярно отчитываться о своей деятельности перед вышестоящим органом.

6. Сочетание коллегиальности и единоначалия - коллективное обсуждение вопросов и индивидуальное принятие решений для повышения ответственности.

7. Приоритет прав и свобод человека и гражданина - государство создано для человека, а не человек для государства.

 

8. Профессионализм (принцип публичности): должностные лица и государственные служащие осуществляют свои полномочия на постоянной профессиональной основе и не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

9. Разделение предметов ведения и полномочий для предотвращения дублирования государственной деятельности различными государственными органами.

Таким образом, государственный аппарат в Российской Федерации имеет четкую структуру, сформированную на основании комплекса принципов.

 





Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.81.104.61
Генерация страницы за: 0.095 сек.