Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 4.3




Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

 

направление содержание дата события
восточное      
южное      
западное      

 

Задание 7. Подберите правильные определения к терминам:

Коллегии -

Рекрут -

Приписные крестьяне -

Подушная подать -

Кондиции -

Бироновщина -

«Слово и дело» -

 

Задание 1. Ниже приведены высказывания современников и историков о двух российских императорах – Александре I и Николае I. Определите, какие из них описывают старшего, а какие – младшего из братьев.

 

1. «В политике он тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Лагербильке, шведский дипломат)

2. «Он не сносил никакой шутки, казавшейся ему обидою, не хотел выносить ни малейшего неудовольствия, он как бы постоянно считал себя и выше, и значительнее всех остальных». (М.А. Корф)

3. «Нет в наши дни на земле человека, который пользовался бы столь неограниченной властью. Представьте себе все столетиями испытанное искусство наших правительств, предоставленное в распоряжение еще молодого и полудикого общества; весь административный опыт Запада, используемый восточным деспотизмом; европейскую дисциплину, поддерживающую азиатскую тиранию; полицию, поставившую себе целью скрывать варварство, а не бороться с ним» (Астольф де Кюстин)

4. «…коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (А. И. Герцен)

5. «Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза». (А. И. Герцен)

6. «Сфинкс, не разгаданный до гроба». (П. А. Вяземский)

7. «…всегда в своей роли, которую он исполняет как большой актер. Масок у него много, но нет живого лица». (Астольф де Кюстин)

8. «…умен, приятен, образован, но ему нельзя доверять. Он неискренен, это истинный византиец… тонкий, придворный, хитрый». (Наполеон Бонапарт)

9. «Властитель слабый и лукавый

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда...» (А.С. Пушкин)

10. «…питал всегда особенное влечение к инженерному и архитектурному искусствам … Любовь к строительному делу не покидала его до конца жизни и, надо сказать правду, он понимал в нем толк …Он всегда входил во все технические подробности производства работ и поражал всех меткостью своих замечаний и верностью глаза» (Е.А. Егоров, инженер-генерал-лейтенант)

 

Александр I - ______________________________________________________

Николай I - _______________________________________________________

А теперь попытайтесь определить, кто из императоров сказал следующие слова. Обоснуйте своё мнение.

1. «… Под словом просвещение он понимает свободу, деятельность разума означает у него революцию, а искусно отысканная середина не что иное, как конституцию».

2. «Нет сомнения, что крепостное право… есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы делом ещё более гибельным».

3. «…Чтоб … самое название пытки… изглажено было навсегда из памяти народной».

4. «Господа! У меня полиции нет, я не люблю её: вы моя полиция».

5. «Призови, прочти, вразуми и отпусти».

6. «Да встретит он [неприятель] в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина».

7. «Да соорудится мне памятник в чувствах ваших».

8. «Я для России только счастливая случайность».

9. «…Спасительное влияние [законно-свободных учреждений] надеюсь, при помощи Божией, распространить… на все страны, Провидением попечению моему вверенные».

10. «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохранится дыхание жизни».

11. «А всё-таки, что бы ни говорили обо мне, я жил и умру республиканцем».

12. «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен».

13. «Не мне подобает карать».

14. «Расстояния – бич России».

 

Александр I - ______________________________________________________

Николай I - _______________________________________________________

Как вы считаете, чего больше в характерах этих двух императоров-братьев: сходства или различия? Похожи или отличаются стили их правления? Как вы считаете, кто из них был более последователен в проведении своего курса на развитие страны? Приведите примеры.

 

Задание 2. Обозначьте 2 основные проблемы, которые стояли перед Россией в первой половине XIX в.

Составьте таблицу государственных преобразований в Российской империи первой половины XIX в. Особо выделите те из них, которые были шагами на пути решения первоочередных задач, стоявших в это время перед страной. Обозначьте авторов реформ (где это возможно). Кратко охарактеризуйте значение события.

 

Реформы и преобразования в России перв. пол XIX в.

 

дата событие автор значение
1801 г. Указ о праве покупки земель недворянами   Ликвидация главной сословной привилегии дворянства
       
       

 

Задание 3. Прочитайте следующее воззвание.

 

«Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Францией и в войне с Англией; ныне она нарушает свои клятвы! Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на её произвол.

Россия увлечена роком. Судьба её должна свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войной. Выбор не может быть сомнителен. Идём же вперёд, перейдём Неман, внесём войну в её пределы.

Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая; но мир, который мы заключим, принесёт с собою ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы».

 

Напишите, кто и когда, по вашему мнению, выступил с этим воззванием, какие события произошли далее и, главное, как сейчас называют «Вторую польскую войну».

Выпишите основные события войны в форме таблицы. В графе «№» поставьте порядковый номер одного из приведённых ниже высказываний, которое соответствует событию. В пропущенные места вставьте слова, подходящие по смыслу.

 

дата событие командующий значение
         

 

1. «Из всех моих сражений самое ужасное, которое дал я под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми».

2. «Здесь мог произойти лишь частный бой, который не мог внести изменения в общее положение обеих сторон, выражавшееся в наступлении французов и отступлении русских... Бои под ______________, как мы видели, приняли форму и оборот, вполне отвечавшие для русских смыслу кампании 1812 г., однако, даны они были большей частью из побочных сражений и без отчетливого понимания перспектив этой кампании».

3. «Ни с чем не сравнимая картина эта невольно заставила нас остановиться, устремив глаза на зарево, отделяющееся черною полосою от города, покрытого огнем».

4. «Кутузова сделали светлейшим. Все уверены, что когда он __________________________________, так всякая позиция очутится для русского солдата превосходною.»

5. «Встретил я пленных французов и разных с ними народов, они в гибельном положении, их ставят на биваках без одежды и даже почти без пищи, их множество по дороге умирает, даже говорят, в отчаянии они людей умирающих едят».

6. «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».

7. «С потерянием ___________ не потеряна ещё Россия».

8. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции».

9. «До рассвета переправа шла по двум мостам без особого беспорядка, но около 8 часов утра, когда при дневном свете для всех стало очевидно, какая масса еще не переправилась, каждый устремился к мостам и начался великий беспорядок. Он усилился еще час спустя, когда русские напали с двух сторон и мы очутились между двух огней, что довело до крайности опасность нашего положения».

Подводя итог изучению материала, перечислите внешнеполитические события, ставшие прямым следствием окончания Отечественной войны.

Задание 4. В октябре 1823 г. после военного смотра император Александр I, отозвав в сторону одного из руководителей Южного общества декабристов, сказал ему: «Гораздо для вас выгоднее будет продолжать оные [военные труды], а не управлять моей империей, в чём вы, извините меня, и толку не имеете». Проанализируйте программные документы Северного и Южного обществ декабристов, составив таблицу, и выскажите своё мнение о способности декабристов к управлению империей. Ответ обоснуйте.

 

Сравнительная таблица «Программы декабристов»

Северное общество «Конституция» Н.Муравьева Основные программные положения Южное общество «Русская правда» П.И.Пестеля
  Крепостное право  
  Земля  
  Форма правления  
  Государственное устройство  
  Административное деление  
  Сословия  
  Демократические права  
  Избирательное право  

Задание 5.

«…Это огромная крепость, защищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо или штурмовать её, или овладеть траншеями. Штурм будет стоить дорого. Так поведём же осаду!» - сказал человек, изображённый на портрете. Назовите имя этого человека и «крепость», о которой он говорил. Перечислите основные события войны, в ходе которой «крепость» была взята (в форме таблицы).

Отдельно ответьте на вопрос: «Закончилась ли эта война в XIX в.?». Обоснуйте свой ответ, приведя примеры.

Задание 6. Напишите определения к терминам.

Священный союз -

Газават -

Западники -

Славянофилы -

Бюрократия -

Военные поселения -

«Вольные хлебопашцы» -

Теория официальной народности -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.