Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрофессиональная педагогическая деятельность




Заметки на полях

Спросили Александра Великого:

— Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем род­ного отца?

— Отец подарил мне жизнь бренную, — ответил Алек­сандр, — а учительвечную.

Аль-Хусри

Строгость учителя лучше ласки отца.

Персидская пословица

 

Профессия — род трудовой деятельности, требующей специ­альной подготовки и являющейся источником существования. Исходя из этого, можно выделить педагогическую деятельность как профессиональную, так и непрофесиональную.

Идея данного параграфа — показать, что педагогическая дея­тельность — чрезвычайно широкое явление, охватывающее мно­гие сферы человеческой жизни. Ранее уже было сказано, что ее содержанием являются обучение, воспитание и развитие челове­ка, что в орбиту такой деятельности каждый человек в течение жизни попадает многократно. На жизненном пути каждого чело­века встречаются люди, которые его и учат, и воспитывают.

Всегда ли учат и воспитывают профессионалы? Кто это делает в начале нашей жизненного пути?

Философ М. С. Каган считал, что у человечества есть два вели­чайших изобретения. Это изобретения культурного значения. Речь идет о семье и школе. Именно благодаря им человек становится культурным существом. В данном параграфе речь пойдет о семье. Вдумаемся в слова ученого: «Семья становится долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих про­грамм, которые не передаются генетически, требует гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человече­ского поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества, а это может произойти лишь в прямом и длитель­ном, многолетнем общении детей и родителей» [9, с. 306]. Именно в семье начинается процесс очеловечивания ребенка, взращивания в нем человека.

Можно ли назвать родителей первыми учителями ребенка? Можно. Об этом свидетельствует народная мудрость, такого мнения придерживались многие выдающиеся люди: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и про­должаются до конца жизни» (Платон); «Воспитание человека на­чинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам» (Ж. Ж. Руссо); «В первое время важнее всего материнское воспи­тание» (Гегель); «Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но дать направление сердцу и уму, — а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?» (В. Г. Белинский). Обратите внимание на последнее высказывание... Дать направле­ние сердцу и уму... За этими словами скрывается огромная и на­пряженная жизнь матери и отца, воспитывающих детей.

«...Именно семья использует возможности, предоставляемые культурой для того, чтобы формировать, с одной стороны, осо­бенное в ребенке и, опираясь на его врожденные индивидуальные данные, выращивать его как индивидуальность, а не социальную функцию...» [9, с. 309].

Является ли семейное воспитание педагогической деятельностью? Да, является, если родители выполняют роль учителей, настав­ников, умных «поводырей» по отношению к детям, если они стре­мятся взрастить в них человеческое, дать направление сердцу и уму, дать им первоначальное образование. Но деятельность родителей по воспитанию и обучению детей не является профессиональной. Читая даже самые знаменитые «романы воспитания», «семейные романы», мы не видим, чтобы родительское воспитание осуще­ствлялось по четко составленной и записанной в виде документа программе, чтобы родители специально готовились к проведению каких-либо занятий или уроков со своими детьми... В большинстве родители не опираются на научные педагогические теории, не придерживаются строго неких педагогических систем в воспита­нии своих детей. Согласимся, что это, пожалуй, и хорошо. Было бы грустно, если бы с раннего детства семья для ребенка уподо­билась официальному образовательному институту, с которым связана педагогическая деятельность, — школе. Сила семейного воспитания, результативность педагогической деятельности ро­дителей — в естественности, непреднамеренности воспитания и обучения, в его слитности с повседневной жизнью семьи, в неяв­ной педагогичности действий, поступков, отношений родителей с детьми, в особых их отношениях, основанием которых служат кровная близость, особая привязанность друг к другу.

Даже если родители профессионально занимаются педагоги­ческой деятельностью, в большинстве случаев мы не можем ска­зать, что в домашнем воспитании своих детей они строго следуют определенным канонам.

Прочитайте отрывок из небольшой книги Т. А. Луговской «Я помню». Это повесть о детстве, о семье. Глава семьи — учитель сло­весности в дореволюционной мужской гимназии. Многие эпизоды повести говорят о таланте воспитания родителей в этой семье.

«Все непонятное я должна была записывать и в подходящий момент обращаться за разъяснениями к отцу. (...)

Привожу сохранившиеся страницы дневника с вопросами к папе.

1. Почему греки иначе чувствовали, чем мы? Почему им все было можно: и убивать, и выходить замуж за своих матерей?

2. Чем трусость отличается от страха?

3. "Потерпел фиаско" — это выражение взято из "Заговора Фиеско в Генуе" или нет?

4. Можно ли громко говорить про человека, что он дурной, если он действительно дурной, и как это называется — осужде­ние или правда?

(...)

11. Сколько надо иметь лет, чтобы кончилось детство?

12. Что такое декрет? И т. д.».

Героиня повести говорит: «Не помню случая, чтобы отец не ответил мне на какой-нибудь вопрос. Иногда он задумывался, иног­да улыбался, но всегда отвечал. Его ответы легли фундаментом моих знаний и моей нравственности» [10, с. 140].

Сравните эти слова с ранее приведенными словами В. Г. Бе­линского — «дать направление сердцу и уму». Они полностью сов­падают по смыслу.

Обращаясь к историям жизни конкретных людей, к их жизне­описаниям, мемуарам, мы видим, как велико педагогическое вли­яние родителей, отца или матери, на многие стороны личности растущего ребенка.

Писателя В. В. Набокова в детстве воспитывала «длинная чере­да английских бонн и гувернанток», специально приглашенные домашние учителя. Однако влияние матери было ни с чем не срав­нимо. «Вот запомни, — говорила она с таинственным видом, пред­лагая моему вниманию заветную подробность: жаворонка, под­нимающегося в мутно-перламутровое небо бессолнечного ве­сеннего дня, вспышки ночных зарниц, снимающих в разных положеньях далекую рощу, краски кленовых листьев на палитре мокрой террасы, клинопись птичьей прогулки на свежем снегу» [11, с. 150].

В семейном воспитании нет специальных уроков, заранее пла­нируемых бесед о нравственности, природе, красоте. Вся семей­ная жизнь с ее повседневными событиями, заботами, отношени­ями, радостями и драмами — постоянная череда уроков, которые дают взрослые детям. И эти уроки, как правило, остаются с человеком на всю жизнь, формируя его собственные педагогические взгляды на воспитание следующего поколения детей.

Ни одна семья не похожа на другую. Есть семьи богатые и есть ^ семьи бедные, родители занимают разное социальное положение, I обладают разным уровнем образования, у них разные профессии и разные интересы.

П.А.Сорокин, социолог с мировым именем, остался без ма-| тери пяти лет. Его детские воспоминания связаны прежде всего с | отцом. Отец, по признанию сына, стал после смерти жены «горь­ким пьяницей». Чему научил такой отец своих детей? Оказывает­ся, тоже немалому. В памяти будущего ученого запечатлелись та­кие черты отца, как отзывчивость, заботливость, дружелюбие, то, что он был «работящим и честным в труде, обучавшим нас ремеслу, нормам морали и грамоте» [12]. Родителям прощается то, что вряд ли простится профессиональному педагогу. И их уроки важны детям даже в том случае, если родители не отвечают обще­признанным эталонам.

Раскрытие в родителях педагогического таланта неотделимо от целостного становления их личности, от их культуры, от от­ношения к будущему отцовству и материнству, к будущему по­томству. Это одна из самых сокровенных сторон человеческой личности, в которую не может проникнуть посторонний взгляд. Но именно в этой сфере человек обнаруживает свою нравствен­ность, готовность к выполнению педагогической функции семьи в целом и своей личной. Психолог Б. Г. Ананьев писал о сложно­сти обретения людьми нового для них статуса — быть отцом или матерью: «Мать — воспитатель и духовный наставник детей, она для ребенка — олицетворенная любовь. Функции матери — вос­питательницы осваиваются с неодинаковым успехом, так как су­ществует огромный диапазон материнских дарований и талантов. Тем более все это относится к социальным функциям общества и освоению молодым мужчиной-супругом новой для него роли отца» [13, с. 268].

При благоприятном стечении обстоятельств, при осознанном стремлении родителей воспитать в ребенке человека, соответству­ющего их педагогическому идеалу, обретение воспитательных функций может стать плодотворным. Может стать... Вместе с тем на реализацию этой возможности влияет целый ряд факторов: со­циальных, семейных, личных. Среди них есть такой, с которыми встречаются все родители. Растущий ребенок ставит перед родите­лями все новые и новые проблемы. Каждый отец и каждая мать оказываются перед выбором: найти готовое педагогическое реше­ние или выстрадать собственное.

Об этом очень точно сказал польский врач и педагог Януш Корчак: «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюде­ния... Велеть кому-нибудь дать тебе готовьте мысли — это поручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, которые надо са­мому рожать в муках, и они-то самые ценные. Это они решают, дашь ли ты, мать, грудь или вымя, воспитаешь как человек или как самка, станешь руководить или повлечешь на ремне принуж­дения» [14, с. 8, 9]. Януш Корчак говорит о том, как важно быть бескорыстным в деле воспитания: «Отдаешь ли ребенку то, что взяла у родителей, или лишь одалживаешь, чтобы получить об­ратно, и тщательно записываешь и высчитываешь проценты?» [14, с. 10].

На становление педагогических спсобностей родителей, на их готовность к педагогической деятельности в семье влияет очень многое: слабый или здоровый ребенок, красивый или некраси­вый, «удобный» или капризный, активный или пассивный и мно­гое другое. «Ребенок — это сто масок, сто ролей способного акте­ра. Иной с матерью, иной с отцом, с бабушкой, с дедушкой, иной со строгим и с ласковым педагогом, иной на кухне и среди ровесников, иной с богатыми и с бедными, иной в будничной и в праздничной одежде» [14, с. 43]. И дело здесь не в сознательном лицемерии ребенка; он активен, он испытывает взрослых; он иг­рает; он овладевает новой для него ситуацией; он примеряет к себе различные жизненные роли.

Стать педагогом-родителем очень трудно. И некоторые уче­ные считали, что родители должны получить педагогические зна­ния, помогающие им без ошибок заниматься воспитанием ребенка в семье. В ряде книг они изложили свои взгляды на педа­гогическую деятельность родителей, раскрыли теорию и практи­ку воспитания и образования детей в семье. История образова­ния и педагогики немыслима без этих книг: «Материнская школа» Я. А. Коменского, «Мысли о воспитании» Д. Локка, «Семейное воспитание ребенка и его значение» П. Ф. Лесгафта, «Родитель­ская педагогика» В. А. Сухомлинского, «Книга для родителей» А. С. Макаренко...

История культуры знает немало поучительных и трагических историй о том, как родители пытались сознательно стать педаго­гами для своих детей и при этом их стремление заканчивалось крахом. Почему?

В XVIII—XIX вв. огромной популярностью пользовалась книга Ф. Честерфилда «Письма к сыну», не предназначавшаяся автором к печати и изданная после смерти автора.

Ф. Честерфилд был государственным деятелем, философом, историком, оратором, публицистом. От случайной связи с де­вушкой-гувернанткой родился ребенок, названный в честь отца Филиппом. Биографы Честерфилда считают, что его отцовское чувство было чрезвычайно сильным, даже страстным. Правила того времени не позволяли воспитывать мальчика в семье отца. Большую часть жизни Филипп провел за границей, вдали от отца и от матери. В течение многих лет отец ежедневно писал сыну. В письмах он создал целую педагогическую систему воспитания Филиппа. Отец писал письма на трех языках, чтобы, читая их, сын упражнялся в переводах. Письма были наполнены учебным материалом по географии, истории, мифологии. Чем старше становился сын, тем более письма приобретали нравственно-учи­тельный характер: это советы, наставления, поучения, предпи­сания, правила, которые надо соблюдать.

Однако тщательно разрабатываемый педагогический экспери­мент не оправдал себя. Сын оказался вполне заурядным и дале­ким отцу человеком. Он не продвинулся на дипломатическом по­прище, к чему его так готовил отец. Он скрыл от отца свой брак. Он не решился даже написать отцу о своей тяжелой болезни. Тай­на рождения постоянно довлела над Филиппом-младшим, не по­зволяла ему быть искренним. «Они вели совершенно раздельное существование; их интересы не совпадали: словно отец писал в пустое пространство, создав себе искусственный воображаемый образ сына, мало похожий на действительного адресата писем» [15, с. 279].

Таким образом, мы видим, что и сознательно поставленные педагогические цели, и сознательная деятельность по их дости­жению — не гарантия успешного воспитания ребенка. Знание, понимание ребенка, доверительные отношения, взаимная при­вязанность, духовная близость — необходимые условия для пе­дагогической деятельности родителей.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается профессиональная педагогическая деятель­ность от непрофессиональной?

2. Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы?

3. В чем особенности педагогической деятельности родителей?

4. От чего зависит успех воспитания и образования в семье?

5. В каких случаях педагогическая деятельность родителей тер­пит неудачу?

6. Подберите примеры из произведений литературы о воспита­нии детей в семье, о роли матери и отца в духовном становлении

ребенка.

7. Нужны ли родителям педагогические знания? Обоснуйте свое

мнение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.