Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Социальные группы как объект социологического анализа




 

1. Классификация социальных групп

2. Характеристики социальных групп как объекта социологического анализа.

 

Социальный мир отличается от природного очень многим. Оказывается у него и своеобразная метрика. Например, количество звёзд на небе превышает число возможных звёздных скоплений, а число элементов всегда больше числа множеств, групп и классов, в которые они реально входят. Так в природном мире. Но человеческое общество в этом смысле представляет исключение.

Оказывается, совокупная численность человеческих групп на Земле превышает численность населения в 1,5-2 раза. Так, на планете проживает более 5 млрд. человек, а количество групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. И всё это возможно благодаря тому, что один индивид может состоять в 5-6 группах. Группа – фундамент человеческого общества, поскольку само оно – одна из групп, но только самая большая.

Сегодня мы рассмотрим социальные группы и их характеристики.

 

Классификация социальных групп

Для того, чтобы исследовать данный вопрос, необходимо обратиться к общему социологическому определению.

Группа социальная - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Понятие социальной группы - родовое по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», «общность» (этническая, территориальная, религиозная и т.п.). В качестве общего признака выступают: общее пространственное и временное бытие, общие деятельность, экономические, социально-демографические и другие характеристики. Термин «группа» - общий для экономики, истории, этнографии, демографии, психологии и других отраслей знания. Понятие «социальная группа» фиксирует социальные различия между совокупностями людей на основе их отношения к собственности, власти, характера труда, профессии, образования, доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни...

Таким образом, можно выделить существенные классификационные признаки для типологизации социальных групп: это совокупность людей; они имеют общий социальный признак (и этот признак может изменяться); этот признак фиксирует социально значимое отличие данной социальной группы от других; группа выполняет общественно-полезную функцию в системе разделения труда в обществе. Последний признак не носит всеобъемлющего характера: например, осужденные преступники, являясь специфической социальной группой, не выполняют общественно - необходимой либо полезной функции.

Необходимо отметить, что «военнослужащие» в целом является социальной группой в обществе. Таким образом, нам предстоит выяснить структуру подсистемы «военнослужащие», входящей в систему «общество». Данная проблема имеет выход на понимание вопроса о макро - и микрогруппах, и о находящихся между ними группах «среднего уровня».

Рассмотрим возможные основания классификации социальных групп. Прежде всего, следует провести градацию на группы условно выделяемые и реально действующие. Условно выделяемые группы (они еще называются квалификационными) - это общности, которые в действительной жизни не выделены, структурно не ограничены от других: «студенты, обучающиеся на бюджетной основе», «Студенты, обучающиеся на коммерческой основе» и др. Однако, то обстоятельство, что эти группы выделяются исследователем условно, вовсе не означает, что таких групп нет в действительности. Условность состоит в сознательном, обоснованном вычленении той или иной категории, общности военнослужащих, несущих на себе конкретные социально значимые признаки. Это делается для того, чтобы исследовать специфические особенности протекания социальных процессов, формирования тех или иных свойств, зависящие от характеристик группы.

Реально действующие группы - это малые социальные группы: «студенты группы М-03-2» и др. Это группы прочного регулярного контакта, обладающие всеми групповыми признаками: взаимодействия, структуры коммуникаций, сплоченности, и тому подобное. Члены группы объединены конкретным видом совместной деятельности, общей согласованной позиции, осознания своей общности с группой (идентификация). Подобные характеристики частично присутствуют и в условно выделяемых группах, но, как правило, очень слабо выражены.

Другие основания для классификации социальных групп воинов:

■ по количеству членов группы это могут быть:

а) группы малые (о которых шла речь),

б) расширенные (Студенты ПФ ГУ ВШЭ),

в) массовые(студенты РФ)

■ по продолжительности существования:

а) временные группы (студенты – участники фестиваля «Студ. Весна - 2004»),

б) продолжительные («Студенты ПФ ГУ ВШЭ – менеджеры – набор 2003 г. - очники»),

в) постоянные («студенты 3-го курса ПФ ГУ ВШЭ – менеджеры» - не в персональном составе, а именно как группа).

■ по степени контактности:

а) группы прямого постоянного контакта (все учебные группы в период учебы),

б) дисперсные группы (члены которых пространственно разделены - это внутри которых осуществляется периодически (к примеру, совещания руководящего состава вида высших учебных заведенийи др.)

■ по способу формирования группы:

а) фактические (существующие де-факто, независимо от того, являются ли они условно выделенными, или реально действующими: «студенты татарской национальности», «женатые (замужние) студенты»...),

б) добровольные - создаются по принципу единства интересов, потребностей («члены охот. коллектива института», «спортивная секция»),

в) организационные - созданные в соответствии с орг. штатной структурой заведения, либо насильственными средствами (пример насильственно созданной группы – осужденные в ИТК).

■ существует и такой классификационный признак, как возможность доступа в группу. В соответствии с ним группы делятся на:

а) открытые (добровольные объединения и т.п.),

б) условно доступные (студенты ПФ ГУВШЭ);

в) закрытые («ветераны боевых действий в Афганистане» и другие группы, выделенные по признаку участия в конкретных событиях, исторически закончившихся).

■ признанным в теории и на практике является деление групп на формальные и неформальные:

а) первые создаются волей государственных органов, отражают орг. штатную структуру;

б) вторые выступают результатом инициативы «снизу», отражают процессы, протекающие в социально-духовной (социокультурной) среде коллективов.

■ кроме того, существует еще целый спектр критериев (признаков) классификации социальных групп:

а) в соответствии с категорией состава (руководство университета, профессорско-преподавательский состав, студенты и пр.)

б) в соответствии со специальностью и должностью (преподаватель, старший преподаватель, доцент, водитель, уборщица и пр.),

в) а также по признаку принадлежности к конкретной организации (студенты ПГТУ, ПГПИ и пр.)

Исследователь вправе выделить любой иной критерии классификации социальных групп это определяется целями и задачами конкретного социологического исследования, анализа социальных характеристик той или иной общности. На основе изложенных выше рассуждений можно разработать своего рода таблицу социальных групп по общесоциологическим критериям и с учетом специфики среды. При этом внутри каждой из групп существует своя дифференциация, классификационные признаки групп пересекаются, и один и тот же индивид входит одновременно во многие группы - все зависит от конкретных задач исследовательского характера: какая именно сторона социальной жизни личности в данный именно момент изучается. Кроме того, отделения одной группы от другой могут быть различными в разных исследовательских ситуациях.

Следовательно, обоснование классификационных признаков выделения конкретных социальных групп является делом творческим, зависит от целей и задач исследования того или иного «среза» социальной действительности.

Вместе с тем, социальные группы существуют объективно и не могут быть умозрительно «выведены» силой разума социолога: если бы мы попытались вычленить и исследовать группу «брюнетов», то из этого не получилось бы ничего рационального, ибо критерий этот - не социологический. Или попробовали бы изучить социальные характеристики студентов холерического темперамента - это задача для социального психолога.

Таким образом, выделение и изучение социальных групп составляет задачу социологического анализа. Конкретному рассмотрению этого посвящен 2-й вопрос лекции.

 

Основными внутригрупповыми характеристиками являются:

А. Социальное взаимодействие в группе, то есть процесс непосредственных контактов, общения внутри группы. Групповое взаимодействие предполагает систематическое влияние членов группы друг на друга, выработку общих ценностей и норм, превращение общности из суммы индивидов в группу, т.е. систему с установленной стабильной структурой и образцами группового поведения. Частными показателями группового взаимодействия выступают структура коммуникаций в группе (связи и отношения между ее членами), характеристики отношений между группой и личностью. Наиболее полно и ярко групповое социальное взаимодействие проявляется в малой группе. Это малочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном устойчивом личном общении, в результате которого возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения. Размер малой социальной группы может составлять от 2-3 до нескольких десятков человек. Часто объем малой группы совпадает с орг. штатным делением учреждений и организаций. Но существуют малые группы, объединенных иными, не служебными интересами и потребностями: землячества, спортсмены - энтузиасты, коллекционеры, группы совместного досуга и т.п. Особое значение малой группы состоит в том, что она воплощает непосредственное социальное окружение индивида, выполняет функции связующего звена в системе «личность - макросреда – общество». Личность осознает свою принадлежность к социуму (группам, организациям) прежде всего через принадлежность к малой группе, которая играет чрезвычайно важную роль в становлении и воспитании личности, ее социализации. Воздействие группы на личность двояко: с одной стороны, группа отражает общественные отношения (на микроуровне – на «среднем» уровне - общество в целом), а, с другой стороны, группа генерирует отношения на основе личных контактов между членами группы. Обе системы отношений объединяются в различном сочетании, сливаются в единую систему межличностных отношений и связей. Это придает малой группе особое качество, резко отличающее ее от других классов социальных групп.

Б. Важными социальными характеристиками групп являются: групповое сознание, групповые нормы, ценности, санкции, усвоение их членами группы. Групповое сознание в социальной группе представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизъявлений, присущих данной группе. Это один из видов общественного сознания, из которого личность приобщается к общественно значимым идеям, взглядам, представлениям, модифицируя их на основе групповых интересов и ценностей. Эмиль Дюркгейм еще в прошлом веке выявил интегрирующую роль группового сознания: «Группа, - писал он, - думает, чувствует, действует совсем иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены». В процессе групповой самоорганизации происходит осознание членами группы своих интересов, понимание своего положения в обществе, своих отношений с другими группами.

Важными характеристиками развития групп выступают групповые нормы, ценности и санкции. Нормы выражают правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желательном. Вырабатываются в результате групповой деятельности и общения, тесно связаны с ценностями группы и сформулированы на их основе. Усвоение индивидом групповых норм, следование им является показателем включённости индивида в группу. Нарушение групповых норм влечет применение групповых санкций (мер воздействия).

Групповые ценности - это социальные и культурные значения явлений жизнедеятельности группы, выраженные в форме нормативных представлений. Они - ориентиры группового поведения. Система групповых ценностей формируется на основе общезначимых ценностей, измененных в той или иной степени под влиянием групповых интересов. Выяснение структуры ценностей и их влияния на групповое поведение составляет важное направление исследований социологов.

В. Существенной характеристикой внутригрупповой динамики являются статусно - ролевые позиции и поведение членов группы. То есть, поведение личности в группе, продиктованно статусом и той ролью, которую играет личность в соответствии со своим статусом. С каждым социальным положением (статусом), связывается определенная система норм и ожиданий. Статусно-ролевая концепция группы предполагает изучение трех основных сторон социального взаимодействия: представляемая роль - т.е. система ожиданий индивидов и групп по отношению к носителю той или иной роли (ожидается, что преподаватель будет жестко требователен...); субъективная роль - представление личности-носителя роли (преподавателя, к примеру) о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другим статусом (студентом и т.п.); - играемая роль - действительное поведение личности с данным статусом по отношению к лицам с другими социальными позициями.

Г. Особое значение для понимания социализации индивида в группе имеет феномен «референтной группы». Данным термином в социологии (и в социальной психологии) обозначается реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном. Идеальным является случай, когда группа (производственный коллектив), в которой реально состоит индивид, служит для него эталоном, образцом. И, напротив, возможен вариант с нереферентной группой (или, иначе, антиреферентной группой): когда студент, вошедший в группу (коллектив), разочаровывается в своих прежних представлениях и ожиданиях, не принимает нормы и ценности данной группы, испытывает социальный дискомфорт. В таком случае социализация его в группе будет проходить с серьезными затруднениями. Следовательно, имеет значение выяснение вопроса о принятии личностью норм и ценностей конкретной группы, или об их отвержении.

Д. Рассмотрение вопроса о характеристиках внутригрупповых явлений будет неполным, если не коснуться понятия «групповая интеграция». Это - процесс превращения группы в единое целое на основе взаимного приспособления членов группы друг к другу. Интеграция сопровождается объединением и сплочением группы, ростом ее автономии по отношению к другим социальным образованиям. Основу групповой интеграции составляют интересы группы. Значительное влияние оказывают социально - психологические процессы подражания, адаптации, идентификации. Степень групповой интеграции связана с формированием устойчивого чувства «Мы», т.е. осознания индивидами своего вхождения в группу, признания ее целей, ценностей, норм. Наиболее характерным примером интегрированной группы служит учебный коллектив.

Кроме показателей внутригруппового взаимодействия, немаловажное значение имеет выяснение вопроса о характеристиках межгруппового уровня, взаимодействия групп в процессе социальной жизни. Наибольший интерес представляет позиции, связанные с отношениями социальных групп между собой и межгрупповой мобильностью. Отношения между группами во многом определяются нормативными документами, традициями, повседневной практикой служебных и личных связей. Так строятся отношения между социальными группами в Вузе, занимающих разные уровни иерархии: студенты и преподаватели, студенты и руководители деканата и пр. Сложнее обстоит дело с отношениями по «горизонтали» служебных отношений: допустим, между студентами различного периода учебы, либо дифференцирующихся по иным социальным показателям: землячества, национальная принадлежность, статус группы в университете и т.п. Поэтому задачи социологического изучения межгрупповых отношений всегда будет определяться в первую очередь конкретным состоянием дел в данной сфере, потребностями исследования социальных условий и обстоятельств, вызывающих те или иные явления в социальных группах.

Характеристики межгрупповой мобильности составляют важный компонент исследования феномена «социальные группы». В нашем рассмотрении мы будем полагать под межгрупповой мобильностью любые перемещения студентов из одной группы в другую, выделяя значимые среди них в соответствии с задачами социологического исследования. Социолог выделяет именно существенные массовидные изменения в положении студентов и их групп.

Таким образом, характеристики социальных групп как специфического объекта социологического анализа, носят разносторонний и многообразный вид. Существенно важной задачей исследователя является выделение именно тех социальных характеристик групп, которые имеют значение для того социологического исследования, которое предстоит провести.

Основными методами социологического изучения социальных групп являются: методы анализа документов, методы наблюдения, опроса (анкетирования, интервьирования), социального эксперимента, метод социометрии и др.

 

Лекция 6. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни

 

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.

Социальные институты (от лат. установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, институте религии и т.д. Во всех этих случаях имеются в виду относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений. Рассмотрим же конкретно, что вызывает к жизни социальные институты и каковы их наиболее существенные характеристики.

Основное предназначение социальных институтов — обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между полами, поколениями и т.д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечивают институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институтом религии.

Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Но они, как и другие социальные системы, не могут быть связаны с суммой этих лиц, общностей и взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают собственным системным качеством. Следовательно социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации называется институционализацией. Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов является возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение. Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу реализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. В ходе общественной практики люди производят отбор, из разных вариантов находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи.

Необходимым шагом на пути институционализации является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного мнения, а затем и санкционирования формальными органами власти. На этой основе разрабатывается система санкций. Таким образом Институционализация, прежде всего, представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных жизненно важных потребностей.

Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является также важнейшим элементом институционализации.

И последним важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного можно дать следующее определение социального института.

Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Виды и функции социальных институтов. Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные институты — собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Основной содержательной функцией каждого конкретного социального института, как отмечалось выше, является удовлетворение тех социальных потребностей, ради которых он сформировался и существует. Однако для осуществления этой формулы каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие социальные связи и отношения людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. В этом плане следует назвать пять основных функций:

1. Функция определения, закрепления и воспроизводства связей и отношений. Каждый институт вырабатывает систему ценностей, норм и образцов поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов, делающих это поведение предсказуемым. В рамках данного института вырабатывается определенный социальный контроль, который обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность, связи и отношения каждого члена института.

2. С этой функцией тесно связана регулятивная функция, которая состоит в том, что социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки ценностей, норм и образцов поведения. Эта функция охватывает всех членов общества. Каким видом деятельности он ни занимался, в какой плоскости ни осуществлялись бы связи и отношения, человек всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области и сфере отношений.

3. Интегративная функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, общностей, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция в институте сопровождается упорядочиванием системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов

4. Коммуникативная функция осуществляется на основе личного взаимодействия и обмена информацией. Коммуникативные связи членов института имеют свою специфику. Это формализованные связи, осуществляемые через систему институциализированных ролей. Информация, произведенная в институте, распространяется как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимоотношениях между институтами.

5. Транслирующая функция проявляется в порядке социального опыта. Каждый институт обладает определенным механизмом, позволяющим индивидам социализироваться на основе усвоения его ценностей, норм и образцов поведения.

Наряду с явными функциями социальных институтов существуют скрытые, латентные, функции. Это побочные, косвенные результаты функционирования социальных институтов. Так один из основоположников учения о социальных институтах Торстейн Веблен указывал, что основная функция экономического института — производство предметов потребления для удовлетворения жизненно-важных потребностей в обеспечении пищей, жильем и т.д. Однако материальные блага, производимые в результате функционирования данного института, могут удовлетворять потребность в престиже. Точно так же к явным функциям института образования относятся приобретение знаний, подготовка к будущей профессиональной деятельности и т.д. Но у института образования есть и скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, позволяющего человеку, получившему хорошее образование, подняться на более высокую ступеньку в социальной лестнице и т.д.

Каждый социальный институт эффективно выполняет свои функции в обществе при следующих условиях:

1 Четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функции того или иного института определены нечетко, он не может включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

2. Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица, представляющие институт, будут выполнять свои функции в строгом соответствии с закрепленными нормами, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений о своих правах и обязанностях.

3. Признание и престиж, каким должен обладать социальный институт в глазах общества или преобладающей его части.

4. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политического института западной демократии в общество, где преобладают родовые, племенные связи.

Нарушение нормального взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил

В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

Семья как важнейший социальный институт Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений ьыходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.