Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Место социологии, как в жизни российского общества, так и в рамках системы высшего образования, заметно изменилось




Место социологии, как в жизни российского общества, так и в рамках системы высшего образования, заметно изменилось. В частности, ее сегодня изучают студенты самых разных специальностей. Заметные изменения в учебных программах укладываются в общий контекст трансформации и демократизации нашего общества, в ходе которых растет социальная потребность как в постоянном отслеживании усложняющихся социокультурных процессов, так и в нахождении новых моделей объяснения того, что с нами происходит. Выходят в свет новые учебники по социологии, словари, хрестоматии и другие учебные материалы. Постепенно переводятся на русский язык классические труды социологов XX в., а также некоторые наиболее известные, вызывающие многочисленные дискуссии работы современных исследователей. Следует отметить, что даже широкое разнообразие существующих учебных материалов не всегда удовлетворяет потребности студентов, особенно заочных отделений, в качественном глубоком понимании основ социологии как науки.

Предлагаемое вниманию студентов учебно-методическое пособие написано авторами исходя из опыта преподавания учебной дисциплины «Социология» на разных факультетах КГУ и с учетом наиболее сложных вопросов и наиболее часто встречающихся ошибок в освоении материала курса.

Учебно-методическое пособие, не претендуя на всю полноту освещения социологической проблематики, нацелено на то, чтобы заострить внимание на определенных темах и проблемах, способствовать лучшему пониманию специфики социологического подхода к изучению общества, обратить внимание студентов на наиболее важные вопросы по курсу. Разделяя сложившуюся логику преподавания общей социологии, то есть введение в самую широкую социологическую проблематику, связанного с историей дисциплины, пояснением ее предмета и методов, авторы, тем не менее, сосредоточили внимание на наиболее сложных для самостоятельного освоения моментах содержания курса. Таким образом, вниманию студентов предлагаются не все “обязательные” отрасли социологии: акцент сделан на тех, которые, на наш взгляд, лучше раскрывают сегодняшнее представление о предмете социологии в ее динамике.

Учебно-методическое пособие состоит из 14 разделов, каждый из которых посвящен одной из ключевых тем дисциплины. Каждый раздел включает программу, рекомендуемую обязательную и дополнительную литературу, методические указания для содержательного освоения материала, контрольные вопросы для самопроверки, практические и тестовые задания, варианты итоговых заданий по теме. Мы рекомендуем переходить к проверочным вопросам и тестам лишь после завершения проработки всего блока учебного материала, выполнения большей части методических указаний.

Настоящее учебно-методическое пособие можно рассматривать как своеобразное дополнение к учебному пособию «Социология», подготовленному преподавателями кафедры социологии КГУ в содружестве с коллегами других факультетов КГУ и вузов и выдержавшему уже два издания. Вместе с тем, для более глубокого освоения дисциплины «Социология» авторы рекомендуют студентам не ограничиваться данными пособиями, а использовать широкий круг литературы и источников, указанный в соответствующих тематических разделах.

 

В учебно-методическом пособии по курсу «Социология» для студентов-заочников основные разделы написаны: С.А.Ахметова – раздел 8; Р.Х. Гайнутдинов – раздел 14; Г.Я.Гузельбаева – раздел 5; Л.Г.Егорова – разделы 1, 3; М.Ю.Ефлова – раздел 11; Н.М.Калина – общие методические рекомендации студентам для самостоятельной работы по дисциплине «Социология»,раздел 2; Р.Г.Минзарипов – раздел 10; В.П.Модестов – раздел 4; Л.Р.Низамова разделы глава 6, 7; Э.С.Рахматуллин – раздел 1; В.В.Фурсова – раздел 9; Д.Х.Ханнанова – разделы 1, 12; И.Г.Ясавеев – раздел 13.

 

 

Общие методические рекомендации студентам

для самостоятельной работы по дисциплине «Социология»

Самостоятельная работа – есть творческий процесс, основанный на репродукции и переосмыслении, накоплении знаний, получаемых студентом в рамках аудиторных занятий, изучении учебно-методической и научной литературы, подготовке докладов и выступлений, реферативных, курсовых и дипломных работ. Значение самостоятельной работы заключается в том, что студент приобретает умение и опыт индивидуальной продуктивной работы с разнообразной информацией. Информация, таким образом, становится не просто предметом запоминания, но средством формирования собственных знаний и умений будущего специалиста. Инструментальное отношение к информации составляет основу его самостоятельной работы.

При изучении учебного курса студенты могут использовать традиционные и новые виды самостоятельной работы:

1) работа над лекционным материалом;

2) работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;

3) поиск, изучение и использование разнообразных информационных материалов в Интернете;

4) подготовка к семинарам;

5) написание рефератов;

6) подготовка к зачету или экзамену.

Эффективным стимулом самостоятельной работы является необходимость решения каких-либо проблем, сформулированных преподавателем или самим студентом, задач, подготовки докладов и сообщений. Поэтому при работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический социологический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет весьма туманно, хотя они ему и знакомы.

Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебной программе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены вкратце или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в нем вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Работа с учебными пособиями не должна ограничиваться простым чтением текста, ориентированным на запоминание. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету.

Подготовка к семинарскому занятию требует изучения рекомендуемой учебной, нормативной и научной литературы, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании таких форм обучения, как семинары, практические занятия, конференции и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателя, использование иной аудиовизуальной техники. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Применительно к дисциплине «Социология» студентам рекомендуется особое внимание обратить на самостоятельное осмысление вопросов, связанных с пониманием как социологической методологии, основных теорий, разрабатываемых в русле социологической науки, так и методики и конкретной техники проведения социологических исследований, использования различных методов сбора, обработки и анализа информации. Необходимость углубленного изучения этих вопросов возникает в процессе решения содержащихся в основной программе по дисциплине задач с учетом предлагаемых методических рекомендаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.