Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие из перечисленных ниже переменных измеряются с помощью ранговой (порядковой) шкалы?




Молодой социолог проводит наблюдение по теме: «Мое место в межличностной ролевой структуре группы». Каков вид такого наблюдения?

Процедурой в социологии обычно называют основной способ сбора, обработки и анализа данных. Согласны ли Вы с этим определением?

Перечислите не менее шести качественных методов сбора информации.

20. Методика – это:

1. Средство адаптации общих теоретических и методологических принципов социологического исследования к уникальным особенностям конкретной исследовательской ситуации.

2. Совокупность технических приемов, связанных с конкретным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

3. Совокупность всех методов, применяемых в конкретном социологическом исследовании.

4. Все три ответа верны.

 

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

 

 

22. Панельное исследование – это один из видов:

1. Описательного социологического исследования

2. Лонгитюдных исследований

3. Точечных исследований.

4. Опроса.

 

23. Суть эмпирической социологии состоит в:

1. Составлении анкет, их сортировке и последующей статистической обработке.

2. Изучении и описании методов сбора первичной социологической информации, ее обработки и анализа.

3. Составлении выводов и практических рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений.

4. Подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации.

 

24. Разновидностями метода анализа документов по такому основанию как уровень стандартизации процедур являются:

1. Традиционный анализ.

2. Контент-анализ.

3. Статистический анализ.

4. Графический анализ.

1. По критерию – позиция наблюдателя.

2. По критерию – уровень стандартизации процедур.

3. По критерию – обстановка наблюдения.

 

26. Обязательным требованием эксперимента является:

1. Грамотная формулировка условий

2. Правильный подбор экспериментальной и контрольной групп.

3. Добровольное согласие участников.

4.Сохранение в тайне от участников подлинных целей и задач исследования.

 

1. Пол

2. Возраст.

3. Социально-профессиональный статус

4. Образование.

 

28. Являются ли графическим способом представления данных следующие способы:

1. Гистограмма.

2.Полигон.

3.Кумулята.

4. Диаграмма.

5. Мода.

6. Статистическая таблица.

 

Обобщающие контрольные задания по теме

Задание 1.

1. Программно-тематический блок вопросов должен быть сориентирован на жизненную ситуацию респондента, с которой соотносится данная тема. Отношение респондента к данной ситуации можно определить, используя 4 типа вопросов (элементов блока). Какие это могут быть вопросы? (Ситуация: отношение респондента к занятию спортивным бегом).

2. Постройте различные виды шкал (номинальную, порядковую, ранговую, интервальную, отношений) для следующих признаков:

a. образование;

b. специальность.

3.Дайте характеристику регрессионного анализа. Какую функцию в анализе выполняет коэффициент регрессии?

Проведите расчет регрессии для двух рядов распределений: 1) стаж работы и 2) возраст, которые распределены следующим образом:

1. 3, 17, 12, 10, 1, 5, 8, 3, 2, 15, 4, 1, 3, 19, 8, 9.

2. 26, 28, 31, 22, 29, 57, 28, 21, 31, 42, 47, 32, 39, 59, 26, 38.

Задание 2.

1. В рамках тематического блока, исследовавшего отношение респондента к определенной жизненной ситуации (например, его отношение к газете «Труд»), были заданы следующие вопросы:

1. Подписываетесь ли Вы на газеты и журналы?

2. Почему при подписке Вы выбрали «Труд»?

3. Удовлетворяют ли Вас материалы, публикации в газете «Труд»?

4. Предполагаете ли Вы продолжить подписку на газету «Труд»?

К каким 4-м типам вопросов (элементов блока) можно отнести данные вопросы?

2. Постройте различные виды шкал (номинальную, порядковую, ранговую, интервальную, отношений) для следующих признаков:

c. отношение к спиртным напиткам;

d. рационализаторство.

3. Составьте эмпирические индикаторы для следующих понятий:

e. «посещаемость занятий»

f. «уровень квалификации»

g. «политическая культура»

h. «престиж профессии»

Задание 3.

1. Для каких групп респондентов труднодоступно понимание терминов: хрусты, рвать когти, фрайер, малина. Дайте интерпретацию этих слов.

 

2. Постройте различные виды шкал (номинальную, порядковую, ранговую, интервальную, отношений) для следующих признаков:

i. информированность в области политики;

j. семейное положение.

 

3. Большое значение в ходе анализа данных КСИ имеет их группировка. Вспомните основные принципы группировки в социологическом исследовании и ответьте на следующие вопросы.

1) Вы имеете данные стажа работы членов бригады в составет20 человек:

3, 17, 12, 10, 1, 5, 8, 3, 2, 15, 4, 12, 3, 19, 8, 9, 17, 25, 3, 16.

Сгруппируйте данные, представьте их в виде интервального ряда распределения.

2) Рассчитайте значения: средней арифметической величины (простой и взвешенной); средней геометрической; средней квадратической; определите моду, медиану, квартили.

Сравните значения и дайте интерпретацию полученных данных. Представьте полученные данные в виде таблицы.

Задание 4.

1.Для каких групп респондентов труднодоступно понимание терминов: социометрический статус, феномен, квинтэссенция. Дайте более простое выражение этих слов.

2. Даны сведения о зарплате рабочих (в условных единицах).

Зарплата 110 130 160 190 220

Число рабочих 2 6 10 12 14

 

Определите средний размер заработной платы данной совокупности рабочих, путем подсчета средней арифметической, средней взвешенной величины; определите моду, медиану. Сравните значения и дайте интерпретацию полученных данных.

3. Экзаменационная сессия студентов-заочников по специальным дисциплинам характеризуется следующими данными:

студенты Получившие положительные оценки Получившие неудовлетворительные оценки   Всего
Работающие по специальности Не работающие по специальности        
Итого:      

 

Рассчитайте коэффициент ассоциации и объясните полученный результат.

Задание 5.

1. Постройте различные виды шкал (номинальную, порядковую, ранговую, интегральную, отношений) для следующих признаков:

k. информированность в области искусства;

l. проведение досуга.

2. Составьте эмпирические индикаторы для следующих понятий:

m. «посещаемость занятий»

n. «уровень квалификации»

o. «политическая культура»

p. «престиж профессии»

 

3. Составьте перечень индикаторов для темы социологического исследования: «Языковые отношения в Татарстане: проблемы и перспективы».

Задание 6.

1. Постройте различные виды шкал (номинальную, порядковую, ранговую, интервальную, отношений) для следующих признаков:

q. престиж профессии:

r. удовлетворенность браком.

 

2. Ниже приведены данные о количестве просмотренных телепередач (x) в течение месяца некоторой совокупностью лиц (100 чел.)

x 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

% 39 16 5 2 1 1 1 0 1 1 3 9 21

 

1. Определите медиану распределения.

2. Определите моду распределения (Можно ли ограничиться в анализе распределения только значением моды?). Если нет, то почему?

3. Вычислите среднее арифметическое значение. Можно ли интерпретировать показатель средней величины как типичное или как модальное значение?

 

3. Сотрудники предприятия часто жаловались на то, что чувствуют себя сильно перегруженными, уставшими. Опрос коллектива дал следующий неожиданный результат.

 

Таблица 1.

Насколько удовлет­- Уставшие Не уставшие

воряет Вас работа? сотрудники (%) сотрудники (%)

1. Очень удовлет. 21% 11%

2.Удовлетв. 49% 41%

3.Не очень удовлет. 30% 43%

100% 100%

N = 1148 1069

 

1)Какой вывод можно сделать?

2)Как Вы думаете, отражает ли данная корреляция истинную картину распределения? Если нет, то почему?

3)Что необходимо предпринять, чтобы убедиться в истинности или ложности данной корреляции?

Задание № 7.

1. Дайте характеристику процедуры измерения в прикладных социологических исследованиях.

1. Какую роль оно играет?

2. Каковы возможности и ограничения измерительных шкал?

3. Что такое допустимые преобразования шкал?

2. В результате первичного социологического анализа была получена корреляция, показывающая, что у женщин, пользующихся губной помадой, выше интерес к политике.

Вопрос: «Интересуетесь ли Вы политикой?»

Таблица 1.

Степень интереса к политике Женщины, пользующиеся помадой (%) Женщины, которые не пользуются помадой (%)
Да Мало Совсем нет 15% 47% 38% 9% 36% 55%
Всего: 100% 100%
N =    

 

1) Какой вывод Вы можете сделать в результате анализа данной таблицы?

2) Как Вы думаете, отражает ли данная корреляция истинную картину распределения? Если нет, то почему?

3)Возможно ли, на Ваш взгляд, воздействие какого-либо скрытого фактора, приведшего к ложной корреляции?

3. Приведена совокупность данных:

Распределение населения РТ по доходам (по данным на 1994 год):

Богатые – 0,2 %

Состоятельные – 4,2%

Обеспеченные – 20,2%

Бедные – 63,9%

Нищие – 11,5%

1)Постройте диаграмму, гистограмму, полигон абсолютных и относительных частот распределений.

Задание 8.

1. Постройте различные виды шкал (номинальную, порядковую, ранговую, интервальную, отношений) для следующих признаков:

s. престиж профессии:

t. удовлетворенность браком.

 

2. Ниже приведены данные о количестве просмотренных телепередач (x) в течение месяца некоторой совокупностью лиц (100 чел.)

x 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

% 39 16 5 2 1 1 1 0 1 1 3 9 21

 

4. Определите медиану распределения.

5. Определите моду распределения (Можно ли ограничиться в анализе распределения только значением моды?). Если нет, то почему?

6. Вычислите среднее арифметическое значение. Можно ли интерпретировать показатель средней величины как типичное или как модальное значение?

 

3. Сотрудники предприятия часто жаловались на то, что чувствуют себя сильно перегруженными, уставшими. Опрос коллектива дал следующий неожиданный результат.

 

Таблица

Насколько удовлет­- Уставшие Не уставшие

воряет Вас работа? сотрудники (%) сотрудники (%)

1. Очень удовлет. 21% 11%

2.Удовлетв. 49% 41%

3.Не очень удовлет. 30% 43%

100% 100%

N = 1148 1069

 

1)Какой вывод можно сделать?

2) Как Вы думаете, отражает ли данная корреляция истинную картину распределения? Если нет, то почему?

3) Что необходимо предпринять, чтобы убедиться в истинности или ложности данной корреляции?

 

Задание 9.

1. Постройте различные виды шкал (номинальную, порядковую, ранговую, интервальную, отношений) для следующих признаков:

u. употребление алкоголя;

v. уровень квалификации.

 

2. Каковы функции вариационного анализа? Проведите расчет показателей и коэффициентов вариации для следующих распределений:

3, 17, 12, 10, 1,5, 8, 3, 2, 15, 4, 1, 3, 19, 8, 9, 17, 25, 3, 16.

(Распределение данных стажа работы членов бригады в составе 20 человек.)

 

3. Рассмотрим двухмерную таблицу или так называемую «простую корреляцию»:

Вопрос: «Нравится ли Вам в целом радиостанция Х или не нравится?»

 

Таблица 1.

Слушатели с нач. Слушатели со средним

школьн.образов. школьн.образов.

____________________________________________________________________

Очень нравится 8% 7%

Нравится 57% 57%

Не очень нравится 15% 16%

Совершенно не нравится 10% 11%

Трудно сказать 10% 9%

100% 100%

N = 1000 290

 

P.S. Известно, что круг респондентов не совпадает с границами района взимания налогов радиостанцией Х.

 

1. Какой вывод Вы можете сделать по результатам распределения ответов респондентов в сравниваемых группах?

2. Дает ли данная корреляция истинную картину? Ответ обоснуйте.

Задание 10.

1. Программно-тематический блок вопросов на жизненную ситуацию респондента, с которой соотносится данная тема. Отношение респондента к данной ситуации можно определить, используя 4 типа вопросов (элементов блока). Какие это могут быть вопросы?

(Ситуация: отношение респондента к употреблению алкоголя).

 

2. Дайте характеристику вариационного анализа. Какие функции он выполняет? В каких случаях необходимо использование коэффициентов вариации?

Проведите расчет показателей и коэффициентов вариации для распределения:

 

X 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

% 39 16 5 2 1 1 1 0 1 1 3 9 21

 

(Количество просмотренных телепередач (x) в течение месяца некоторой совокупностью лиц (100 чел.)).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.