Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фетишизм 1 страница




Многие исследователи относят фетишизм к одной из завершающих стадий процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений первобытного человека — наряду с так называемой древней магией [31]. Хоть и трудно разделить во времени тотемизм, анимизм, фетишизм и сопутствующую всем им древнюю магию (как предвестника шаманизма), с утверждением о более позднем происхождении фетишизма вполне можно согласиться, если учесть саму суть фетишизма, причины его образования. В то же время существуют предположения, что фетишизм — это исторически первая система религиозных взглядов в силу особой простоты фетишистских верований, элементарности сопровождающих их обрядов.

 

Фетишизм (от португальского feitijo — вещь для колдовства; некоторые этимологи пытаются возвести это слово к латинскому fatum — судьба) — поклонение вещественным предметам ближайшего окружения человека, приписывание им магических сил и наделение их сверхъестественными свойствами. Сам термин фетишизм появился в конце XVIII века.

Фетишизм проявился в создании идолов — предметов из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов.

С фетишами такого рода нередко имели дело и первобытные колдуны-шаманы, когда древний шаманизм устойчиво выделился из тотемизма, анимизма и фетишизма в отдельную первобытную религиозную культуру многих племён. Маги-колдуны-шаманы воздействовали на подобие объекта (либо через подобие объекта), на который они желали оказать воздействие согласно приёмам контактной, но главное — имитативной магии.

Под магией здесь мы понимаем комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на объект через сверхъестественные силы для получения материальных результатов.

Имитативная магия представляет собой комплекс мер (обрядов) для воздействия на некий объект посредством ритуальных манипуляций с его моделью (либо через модель сверхъестественных сил, к которым взывают при обряде), имеющейся у совершающих обряд и вокруг которой производятся ритуальные действия. Контактная магия — предполагает близкое наличие самого объекта воздействия.

Зачастую в основе фетишистской веры лежало представление о некоем предмете (предметах) как о двойнике человека, как о модели явления (природного, социального). В общем, фетиш был центральным средством (предметом концентрации внимания) взаимодействия между людьми племени, общины (в основном через выделившихся магов-колдунов-шаманов) и сверхъестественными силами, которые в свою очередь «выполняли просьбы людей». Но не во всех случаях манипуляции с фетишами могли производить лишь избранные члены общин. Фетишами пользовались и обычные члены родов и общин. Вообще же вера в фетиши дошла и до наших дней, что проявляется в особой «любви» и «привязанности» некоторых людей к предметам, представляющим для них «особую ценность» и связывающих их с знаменательными эпизодами их прошлого. Кроме того, предметами современных фетишей могут быть и некоторые вещественные атрибуты прошлого, с которым непосредственно не связано прошлое их владельца. Этими предметами зачастую становятся камни с мест паломничества туристов, древние вещи.

Скорее всего фетишизм, как религиозная система зародился одновременно с появлением в сознании первобытных людей представления о существовании наряду с миром реальных вещей — мира сверхъестественных сил. Мир сверхъестественных сил нужно было как-то выразить через «подручные средства», коими стали фетиши.

Причём в рамках этого второго мира при всей бесплотности и невидимости его “обитателей”, первобытный человек ощущал и отчасти наблюдал ту же бесспорную реальность, что и в первом — что справедливо, но утрачено большинством современных людей.

Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал не только на себя, но более всего надеялся на силы сверхъестественного мира, которые, как он знал из собственных наблюдений, могли очень многое и были могущественнее людей. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую и практическое подтверждение её действенности сильно укрепили в их психике уверенность в действенности и реальности самих сверхъестественных сил. И, наконец, появление фетишей показало, что магическая сила не только имеет свойство перемещаться во времени и пространстве, но и может оказаться “сконцентрированной” в предметах реального мира.

Нетрудно заметить, что основное отличие фетишизма от тотемизма и анимизма в том, что в фетишизме предметом поклонения, вокруг которого совершается магический ритуал является заведомо неживой объект. Если в тотемизме это животные, звери, птицы, растения, у которых можно всецело и тщательно проследить как множественные повадки и инстинкты, так и их меняющийся с годами облик, то у фетишей всё это статично и мёртво. Если в анимизме сверхъестественные силы приписываются явлениям природы, в чём тоже можно было наблюдать свои объективные закономерности, то в фетишизма сверхъестественность заведомо придаётся бездушным вещам.

В фетишизме предметом магического моделирования выбирается неживой объект, которому придаются избранные одухотворённые «качества». Поэтому именно фетишизм является наиболее оторванной от природы (от реальности) первобытной верой, в которой абстракция переноса сверхъестественных способностей от объекта манипуляции на его модель достигла наивысшей меры. Она могла возникнуть несколько позже тотемизма и анимизма в регионах, где природа и фауна были богатыми, поскольку для этого надо иметь достаточно развитое абстрактное воображение; и могла появиться раньше тотемизма и анимизма в тех регионах, где природа и фауна были скудными — поэтому недостающие для воображения объекты моделирования взаимодействия людей со сверхъестественными силами, люди восполняли фетишами.

Ясно, что модель, субъективно выбираемая как фетиш, вокруг которой творилась магия (танцы, заклинания) и вообще около которого производилась любая мыследеятельность, являлся для первобытного племени (либо группы людей) символом эгрегора, к которому они обращались за помощью сверхъестественных сил, за воздействием на реальный объект через сверхъестественные силы. Концентрируя в первый раз свои мысли, действия и слова на том или ином фетише-символе, первобытные люди закладывали основу эгрегора под именем фетиша, с помощью которого впоследствии собирались совершать эгрегориально-матричную магию — неконтактную магию — магию, основанную на придании выбранной модели свойств духа-эгрегора. При этом сам эгрегор формировался вокруг имени (названия) фетиша, либо был сформирован вокруг чего-либо другого кем-то ранее и переименован в эгрегор фетиша тем (или теми) людьми, кто имел доступ в «дофетишный» эгрегор до его переименования и кто захотел продолжить магию с помощью того же эгрегора, но под новым именем.

Конечно в последнем случае речь может идти в основном о жизненно важных эгрегорах управления племенем и о передаче (либо перехвате) управления с одновременным переименованием модели[32], с помощью которой управление ведётся через доступный эгрегор (эгрегоры). С другой стороны переименование может означать:

 

· Лишь переименование из одного имени в другое.

· Преображение (объединение) нескольких эгрегоров в один под новым именем — б о льший по возможностям.

· Поглощение одним эгрегором (одним “фетишем”) одного или нескольких других с целью улучшения качества управления и увеличения мощи и устойчивости воздействия на общество (и на отдельных людей и явления) с помощью вновь образованного эгрегора.

· Другие варианты оптимизации управления с помощью эгрегоров-фетишей.

 

Как бы то ни было, а фетиш — это средство-образ (духовный ключ) концентрации бесконтактного управления, средство концентрации внимания с целью вхождения в эгрегор фетиша для тех, кто непосредственно занимается магией. В более широком применении фетиш это и модель, «интерфейс» эгрегора, через который ведётся управление людьми, обстоятельствами, с помощью которого люди могли оказывать ограниченное влияние на природные и социальные явления.

Ясно, что фетишизм, как древняя культура, открыл для управленцев (магов-колдунов-шаманов) более широкие возможности, чем анимизм и особенно тотемизм. Здесь можно было более смело экспериментировать, выдумывать и фантазировать — конечно в пределах объективных законов Мироздания. Поэтому, с одной стороны фетишизм более удобен для внутрисоциальной магии; с другой стороны, ошибки от фантазий и выдумок — всевозможных абстракций, свойственных лишь психике «Человека Разумного» — могли быть большими, чем в религиях, более приближенных к естественным явлениям.

В древности один и тот же фетиш мог быть символом всего племени. Могло быть множество фетишей и их узаконенная иерархия, в которой особо выделялись самые «могущественные» фетиши и даже не назывались частные и мало и редко применяемые. Такая иерархия могла достаточно точно соответствовать иерархии эгрегоров, под управлением которых жило племя, род, община.

История знает самые разнообразные фетиши и ритуалы поклонения им. Так, африканские негры, когда им нужен был дождь, ставили у искусственного “алтаря” пустые кружки, являвшимися фетишами для «привлечения» дождя. При потребности в еде некоторые племена клали на “алтарь” кости. Перед войной многие племена бросали в фетиш врага копья и стрелы, чтобы «выпросить и упростить» себе победу.

Фетиши использовали не только для задабривания и вымаливания милости сверхъестественных сил. Часто фетиши ругали, били или даже меняли из-за непригодности, двигаясь таким образом в своём сознании к постижению законов магического воздействия.

Фетишем мог быть как отдельно взятый вещественный предмет, так и частица более крупного объекта «почитания», например: камень со священной горы, кусочек священного дерева, изображение почитаемого животного, рисунок или даже татуировка. Собственные фетиши могли иметь отдельные люди племени (чем иногда обозначалась определённая внутрисоциальная иерархия). Один и тот же фетиш мог быть изображён на телах всех членов общины. Такая община жила под одним фетишем, также как и в тотемизме — под одним тотемом.

Но могло быть и просто обозначение через фетиши нормальной организации труда и быта — управление организацией труда через символику фетишей. В таких случаях у общих фетишей появлялась «специализация»: один “управлял” погодой, другой — охотой, третий — военными действиями или личной жизнью… и тому подобное. Но в одной общине обязательно должен был быть эгрегор (обозначался он фетишем или не обозначался — не имеет решающего значения), который бы «обобщал» все способности и являлся средством духовной их передачи из поколения в поколение. Это было особо необходимо на случай больших потерь от войн, голода, стихийных бедствий — когда «специализация» могла сильно пострадать. Вот в этом случае неоценима была роль мага-колдуна, который во-первых сам мог бы замещать собой большинство «специализаций», а, во-вторых, мог бы обучить этому молодых через инициации и посвящения.

Как и в тотемизме и анимизме, в фетишизме сохраняется один и тот же для всех первобытных религий принцип управления: частично осознаваемая, но в основном исполняемая на основе наблюдений, стереотипов и навыков — концентрация, сохранение и передача из поколения в поколения всех накопленных племенем, родом, общиной знаний в своём духовном наследии. Второстепенное дело это — каким именем обозначать всё это духовное наследие (духов племени) и какую систему символов предлагалось принять при магических манипуляциях с эгрегорами-духами. Поэтому всё что описано в предыдущих главах относительно эгрегориально-матричной магии тотемизма и анимизма, ритуалов и инициаций — относится и к фетишизму. Разными являются лишь системы кодирования информации, а возможности и средства взаимодействия с эгрегорами-духами — примерно одинаковые. Это взаимодействие в его развитии всегда было направлено на повышение качества управления и самоуправления в общине-роде-племени.

В сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными потенциями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Считалось что именно силы этого мира регулируют законы природы и общества и поэтому должное уважение к ним — первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находиться под чьей-то защитой. Этим силам придавались разные символы, к этим силам добавлялось ещё и множество наблюдений за внутриплеменными закономерностями, за другими племенами.

Всё это упорядочивалось и пропускалось через символику тотема, фетиша, духа, в результате чего древние изучали и духовно (с помощью эгрегориальной магии) управляли не только своим внутриплеменным бытом, но согласовывали свой быт с законами природы и Божиим Промыслом — так, как они это понимали и ощущали. Это представление о мире стало со временем само собой разумеющимся, естественным, в его русле тысячи лет протекала вся духовная жизнь общества — по крайней мере, до эпохи неолита, а для более “отсталых” народов и много позже, в отдельных случаях вплоть до наших дней.

Другое дело, что и в фетишизме, конечно же, на определённой стадии развития, стали появляться «избранные-маги» — люди, пользовавшиеся особой приближённостью к фетишам-моделям, считавшихся у остальных «священными» (с их помощью творилась магия и людям казалось, что именно фетиш обладает свойством могущества и сверхъестественности). Тем самым допуск к управлению ограничивался узким кругом магов-колдунов-шаманов — через допуск к фетишам. Эти люди, пользуясь доступом к фетишам в обыденности и своими качествами магов-шаманов-колдунов в сфере сверхъестественного создавали и удерживали внутрисоциальные (внутриплеменные, внутриобщинные) иерархии, как раннюю форму зарождающейся несправедливости во взаимоотношениях людей перед их окончательным классовым расслоением — от общины кровнородственного коллектива к раннеклассовому обществу.

В условиях более позднего развития древних форм религий фетиши не только теряли свои «магические» первостепенные позиции, но иногда даже, наоборот, получали совсем неожиданный импульс к совершенствованию. В частности, своеобразной кульминацией фетишистских представлений в Африке считается выделение так называемого «фетиша фетишей» — общепризнанной святыни для больших объединений племён. Подобным образом (через обобществление фетишей) зачастую происходило укрупнение ранних коллективов с целью концентрации управления ими уже не в руках вождей и шаманов, а в руках могучих владык целых регионов Земли.

В позднейших формах религий фетишизм сохранился в форме поклонения идолам — наделённым тайными сверхъестественными силами вещественным предметам часто с чертами человека или животного. И в наше время вера в фетиши остаётся как не преодолённый психикой некоторых людей пережиток — в форме веры в талисманы, амулеты и другие оригинальные «любимые» вещи.

3.1.6 Древняя магия,
система сдержек и запретов

В предыдущей главе мы уже немного коснулись вопроса о магии. Магия в самом общем смысле — это комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на объект через сверхъестественные силы для получения материальных результатов.

Магия возникла параллельно с тотемизмом, анимизмом и фетишизмом и является неотъемлемой частью систем этих верований. Мало того, древние люди всегда в определённой мере занимались магией — поддерживая древние культы животных, птиц, растений, фетишей, перевоплощения душ и так далее — даже если они и не понимали, что занимаются магией. Магия в понимании древних предназначалась для того, чтобы с её помощью можно было реализовать воображаемые связи с миром духов, предков, тотемов, фетишей, вообще сверхъестественных сил, воздействовать на ириродные и социальные явления.

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий, вплоть до наших дней. Обычно магическими обрядами руководили специально подготовленные люди общины (племени) — колдуны, маги и шаманы, среди которых, особенно в глубокой древности в некоторых регионах, видимо, преобладали женщины. Они искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать «волю духов».

В современности учёные делят магию следующим образом:

 

· Имитативная (бесконтактная) магия, котораяпредставляет собой комплекс мер (обрядов) для воздействия на некий объект посредством ритуальных манипуляций с его моделью, (либо через модель сверхъестественных сил, к которым взывают при обряде), которая имеется у совершающих обряд и вокруг которой производятся ритуальные действия.

· Контактная магия— основана на идее непосредственного перенесения магической силы на объект путём прямого контакта с ним или с его частью (клочком одежды, прядью волос…). Контактная магия предполагает близкое наличие самого объекта воздействия, либо его части[33].

 

Также в современности контактную и имитативную магии объединяют в понятии агрессивной магии или магии непосредственного действия. Что является не совсем правильным, поскольку степень объективной агрессивности той или иной магии (в смысле причинения вреда объекту) зависит не от средств и способов воздействия, а от того на какие дела направлена магия: на добрые или на злые.

И далеко не всегда древние люди направляли свой магический потенциал во вредоносное русло, вредя окружающим и природе. Наоборот, древние старались жить в согласии с природой и соседями, обороняясь от врагов и защищаясь от природных катаклизмов. Поэтому относить все их магические действия к агрессии не правильно.

Что касается магии непосредственного действия, то этим понятием так называемая неагрессивная профилактическая магия отделяется от “агрессивной” имитативной и контактной магии. Профилактическая магия подразделяется на:

 

· Отгоняющую магию, суть которой сводится к отпугивании враждебных сил.

· Очищающую (лечебную) магию, основанную на употреблении таких средств как омовение, окуривание, кровопускание и тому подобное.

 

Разделение на агрессивную и профилактическую магии, как видите, достаточно условное и не учитывает объективную праведность поступков тех людей, которые творят магию относительно других людей и каких-либо явлений. Так агрессивность и вредоносность магии при рассмотрении внутрисоциальных отношений — часто понятия относительные. Если для одних людей (для одного племени) агрессивная магия является средством самообороны и защиты от врагов (что можно отнести и к профилактике системы безопасности), то для врагов этого племени такая магия может оказаться агрессией. И наоборот.

В рассмотренном выше случае, когда с обоих противоборствующих сторон применяется магическое воздействие друг на друга, мы будем наблюдать сперва состязание магических возможностей — прежде чем люди (воины) противоборствующих племён вступят в непосредственный военный контакт между собой. И нередко бывало так, что маги-колдуны-шаманы одного из племён оказывались гораздо сильнее противника ещё на стадии магического контакта (противодействия) — после чего верхушка другого племени принимала решение не вступать в военный контакт с более магически могущественным противником (даже если тот уступал численностью и вооружением). Иначе говоря, победа как правило формируется в коллективном бессознательном (на уровне состязания эгрегоров: какой сильнее) и реализуется впоследствии в обыденном миру, возможно в ходе военного столкновения.

В то же время, самому военному столкновению также как правило, у древних сопутствовало магическое сопровождение под контролем духовных верхушек каждой из противоборствующих сторон. То есть, победа в противоборстве подобного рода обеспечивалась магически какна стадии предшествующей прямому военному столкновению, так и в ходе самого военного столкновения, когда каждому эгрегору рода-племени маги «помогали» находить правильные решения, а через этот эгрегор (с его помощью) уже помогали всем воинам сражаться вплоть до каждого движения и шага. Но происходило это всё в основном в неосознаваемом режиме на базе взаимодействия бессознательных уровней психики: магов с эгрегорами и эгрегоров с воинами. Промежуточным между магами и воинами звеном являлся эгрегор (эгрегоры). Именно в этом и состоит основной принцип бесконтактности всякой магии.

Автоматизмы взаимодействия магов и воинов с одним и тем же эгрегором (эгрегорами) обеспечивались следующим:

 

· Маги-шаманы-колдуны племени являлись неотъемлемой частью самого племени-тотема, поэтому их психика, также как и психика всех остальных членов племени, автоматически от рождения и до смерти была включена в алгоритмику родо-племенного набора эгрегоров и по восходящей соответственно — в общеплеменные, общевидовые и так далее.

· Рождение, взросление, инициация, посвящение и другие фрагменты жизни воинов (и других людей общины) племени-рода всегда проходили под пристальным наблюдением и контролем шаманов-магов-колдунов. Поэтому в критических ситуациях и вообще по мере надобности племенные маги знали и учитывали (во многом бессознательно: информация о каждом члене общины была достоянием бессознательного магов этой общины) способности и недостатки каждого. При интенсификации управления какой-либо жизненной ситуацией (где задействованы люди племени-рода) на расстоянии через доступные магам эгрегоры (в первую очередь — эгрегор племени), все достоинства и недостатки членов племени-рода автоматически учитывались. То есть, маги в такой ситуации являлись как бы бесконтактными стратегами по отношению к остальным членам общины.

· В то же время, поскольку психика воинов (и других членов общины) автоматически по жизни была включена в алгоритмику тех же эгрегоров, в которые входят маги, последние могут, войдя в транс, постоянно получать информацию с этих эгрегоров от людей племени — где бы они на находились, поддерживая таким образом контур обратных связей для более качественного управления эгрегором в конкретной жизненной ситуации.

 

Ясно что, говоря о магическом противостоянии двух духовных верхушек двух племён, мы имеем в виду бесконтактное противостояние (взаимодействие) родо-племенных эгрегоров этих племён под непосредственным управлением духовной верхушки с каждой стороны. Такое противостояние как правило сопровождалось вхождением в трансовые состояния[34], в которых управление эгрегориальной алгоритмикой было наиболее полноценным.

 

В современном представлении о древней магии её возможности различных уровней значимости смешиваются в один ряд классификаций. Рассматривая его надо помнить, что ни одно племя не обходилось без магического сопровождения всей своей жизни. Эгрегориальная магия, которая естественно включала в себя и агрессивную и профилактическую, была направлена в первую очередь на благосостояние племени-рода, а уж потом (по мере необходимости) — на какую-либо агрессию в отношении кого-либо из самого племени, или врагов. При этом кажущаяся агрессия (или даже жестокость) в отношении некоторых людей племени могла на поверку оказаться — профилактикой — с целью сохранения и приумножения здорового генофонда племени. Так, своевременная магическая “выбраковка” и “сортировка” людей племени по их возможностям и привязанностям была для древних жизненно важной необходимостью (а не «геноцидом»), без которой племя быстро могло деградировать.

Также надо учитывать, что в условиях борьбы между племенами, которую они были вынуждены вести с целью своего выживания, духовные верхушки этих племён вынуждены были изучать не только «своих», но и «чужих». С этой целью духовные верхушки племён старались:

 

· Во-первых, изучать особенности, быт и вообще разные достижения своих потенциальных противников, либо просто племён-соседей. При этом духовные верхушки племён (маги-колдуны) автоматически “влезали” (хотя бы через внешние наблюдения за соседями) в эгрегоры родов-племён своих соседей и потенциальных противников.

· Во-вторых, не отставать от своих соседей и, в первую очередь от потенциальных противников, в освоении информации об устройстве природы и вообще Мироздания, которая, конечно же, была необходима как для собственного выживания, так и для противодействия внешней агрессии.

· Поскольку каждая из верхушек племён старалась освоить одну и ту же информацию (во всяком случае в одном и том же, либо похожем географическом ареале обитания) в одинаковые исторические периоды развития, то на уровень надродовых и надплеменных социально значимых эгрегоров могли подниматься практически все духовные верхушки тех племён, в которых имелась сильная духовно-магическая группа.

· В условиях достаточно равномерного развития вышеназванных способностей на стадии общинно-родового строя способности племён-родов в магическом отношении были примерно одинаковые.

· Даже если предположить крупное объединение многих племён при переходе к компактно-общинному образу жизни, то даже в такой надплеменной общности в условиях общинной культуры, в которой не существовало наследственной «касты» жрецов, маги-шамны-духовидцы (и прочие люди, владеющие в совершенстве магией), а также и вожди-предводители-старейшины общины — заботились о том, чтобы:

Ø во-первых, вся необходимая информация была доступна всем членам общины — частично понимая, либо ощущая (и наблюдая на многолетней практике) принцип, известный из Достаточно общей теории управления (принцип наилучшего самоуправления): «если каждый элемент системы имеет доступ к управленческой информации, то система работает гораздо устойчивее, чем если бы этого не было»;

Ø во-вторых, деление по специализации членов общины максимально соответствовало личным качествам каждого (позитивный подбор кадров): лишь в этом случае качество самоуправления общины будет наивысшим.

Поэтому условий для создания крупной духовной корпорации, замыкающей на себя множество родов, племён и общин в древности не было: древние понимали, что это навредит процессу оптимального самоуправления общины. Культуру, в условиях которой тысячелетия жили первобытные племена и роды, можно обобщённо назвать культурой шаманизма или иначе — культурой общинной магии. Для создания крупных (в масштабах цивилизации, либо даже в мировых масштабах) духовных корпораций под контролем могучих магов-управленцев необходим был переход к иному типу культуры, к иному типу религиозных отношений, когда жизненно важная информация стала скрываться не только от рядовых членов племени-рода-общины, но и заведомо искажаться с целью искусственного создания устойчивой внутрисоциальной иерархии людей и их возможностей в преемственности родов. Ясно, что предпосылкой к этому послужил переход от общины кровнородственного коллектива к раннеклассовому обществу в тот период, когда плотность населения стала соответствовать возникшим неудобствам, приведшим к борьбе племён за лучшие угодья и тому подобное, что в свою очередь привело к необходимости родо-племенных союзов. А главным магическим средством для этого оказалось создание эгрегоров-монстров нового типа и предназначения, поглотивших родовые и общинные эгрегоры. Доступ в эти эгрегоры-монстры стал со временем разрешён только избранным-жрецам, в то время, когда все остальные становились “винтиками” религиозной системы, магически управляемыми с уровня такой духовно-магической корпорации. Это — тоже магия. И эта магия на поверку временем оказалась — самая вредоносная.

Учитывая вышесказанное, можно достаточно условно классифицировать как общепринято в учебниках магию по назначению на следующие известные виды:

 

· “Вредоносная” магия — обычно «тайная» магия. Употребление магических возможностей для ослабления (либо даже для уничтожения) противника. Так среди народов Южного полушария в арсенале вредоносной магии доминировали имитативные приёмы. Самый простой пример из которых — нацелить на врага заострённую палочку и выкрикивать магические заклинания. В Северном полушарии преобладали когда-то контактные приёмы: «порча» через еду, напитку, одежды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.