Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозное мировоззрение




Классификация религиозных систем

Тематические разделы богословия

Как такового разделения на принятые в современности тематические разделы, в рамках каждого из которых изучается своя грань религии, в сравнительном богословии не предусмотрено. В то же время каждая религиозная система, которая является сферой рассмотрения сравнительного богословия имеет свою историю, свой ореол географического охвата, свою феноменологическую легенду, свой особый психологический опыт становления, свою социологическую доктрину (либо её фрагментарное изложение).

Поэтому при дальнейшем рассмотрении целого спектра основных исторически сложившихся религиозных систем было бы не правильным обойти вниманием вышеназванные разделы, не остановившись на этих темах в общем контексте рассмотрения той или иной религии. Краткие характеристики основных тематических разделов, которые принято рассматривать в современном религиоведении следующие:

 

· История религии — раздел, в рамках которого рассматривается хронология зарождения и развития той или иной религиозной системы, основные этапы её эволюции, знаковые культовые явления, основатели религии, их последователи и современники.
Подход к исследованиям в сфере истории религии был и остаётся разнообразным: от сравнительно-исторического (когда сравниваются несколько крупных религиозных систем, существовавших в близкие по хронологии периоды и делается «беспристрастный» вывод об их происхождении) до универсализма (в котором подход к каждой из религий был выборочно-позитивным: когда выбирается всё лучшее и предлагается создать универсальный “коктейль” из этих лучших качеств).
Для сравнительного богословия здесь представляет интерес в основном хронология и эволюция религиозной системы, её основатели.

· Философия [47] религии — раздел в рамках которого рассматривают религию в основном с рациональной точки зрения, то есть сущность и природу религии, основные идеи, догматы, каноны и принципы, на которых религия основана. Следует отличать философию религии от религиозной философии. Религиозная философия в как правило представляет собой философскую апологетику сторонников религиозной системы, рассматривающих религию с позиции её внутренней сущности. В то время как общепринятая философия религии старается придерживаться «беспристрастного» подхода ко всем религиозным системам и является больше научным взглядом, нежели религиозным взглядом верующего исследователя.
Существует как бы узкая разновидность философии религии, которая называется феноменология религии. Сторонники этого направления в отличии от философии религии подходят к религии не только «беспристрастно», но стараются проникнуть в суть религии методом сопереживания верующим. Для этого исследователи зачастую сами становятся на время верующими, чтобы почувствовать то, что чувствуют первые. После чего их чувства записываются в некий свод философских взглядов.
Для сравнительного богословия в этом разделе представляет интерес мера «беспристрастности» в исследованиях религиозной мудрости. Поскольку само сравнительное богословие не строит свой спектр философских взглядов на религиозные системы ни с общепринятой позиции философии религии, ни с позиции апологетики той или иной религиозной системы. Сравнительное богословие опирается на богоцентричное мировоззрение внеконфессионально верующего Богу человека. Поэтому мудрость всякой религиозной системы, рассматриваемой в сравнительном богословии, сравнивается не с системой научных рациональных взглядов (философия религии) и не с системой взглядов, существующих внутри одной из религиозных систем (религиозная философия). В сравнительном богословии всякую мудрость той или иной религиозной системы стараются проверить на праведность, соотнося эту мудрость с диалектикой жизни через Язык Жизни и обоюдостороннюю связь с Богом.

· Социология [48] религии — раздел, в котором рассматриваются вопросы касающиеся закономерности возникновения, место, роль и функции религии в обществе, её влияние на не религиозные составляющие общества и обратное действие общества на религиозную систему.
Поскольку каждая религиозная система несёт в общество предложения о его устройстве, и в каждой из религиозных систем существует убеждение в исключительной правоте своих нравственно-мировоззренческих постулатов и рекомендаций, социология религии рассматривает сравнительные характеристики социальных предложений обществу, которые несут на себе религиозные системы.
Также как и в философии религии, в данном разделе для сравнительного богословия важна мера «беспристрастности» такого рода исследований. Поэтому сравнительное богословие и здесь подходит к оценке полезности социологических предложений разных религиозных систем с позиции своего видения их праведности.

· География религий — раздел, в котором рассматривается история распространения религиозной системы по территории её идейного охвата а также взаимодействие религиозной системы с местными условиями обитания (влияние местных условий на религию, её становление и наоборот).
Можно сказать, что это такой же важный для сравнительного богословия раздел, как и история религий, поскольку хронология становления религий и география их распространения — два важнейших для исследований «параметра», которые меньше всего зависят от мировоззрения философов, социологов и психологов. Хотя и в истории много данных основаны на мифах и в географии есть неточности, связанные с утерянными, неизвестными фактами и локальностью археологических раскопок. Но всё же выводы философов, социологов и психологов менее объективны, чем исторические и географические данные о происхождении, эволюции и ареале распространения той или иной религиозной системы.
Известны два противоположных направления географии религий: географический детерминизм (теория, в которой все факторы религиозной истории человечества объясняются географическими условиями жизни на той территории, где зародились религии); географический нигилизм (отрицание определяющего фактора географических условий для происхождения религии).
В сравнительном богословии обязательно учитывается фактор географического зарождения той или иной религиозной системы как мера объективности её появления, особенно в случаях зарождения ранних (первобытных) религиозных систем и в случае зарождения религиозной системы после пребывания «пророка» (религии откровения). Также учитывается и субъективизм появления той или иной религиозной системы — как личностный (либо корпоративный) фактор воздействия на пребывающих в географическом ареале людей авторитетной исторической личности.

· Психология религии — раздел, в котором изучаются проблемы истоков религиозных чувств, религиозная духовность; соотношение индивидуальной и коллективной психологии в связи с рассмотрением содержания религий; соотношение и взаимодействие сознательных и бессознательных составляющих психики людей в связи с рассмотрением вопросов религиозности; явления религиозных культов: религиозный фанатизм, одержимость, чудеса, массовые явления и чувства…
Для сравнительного богословия имеющийся опыт психологии религий не имеет серьёзного решающего значения, но учитывается как историческая данность, как записи динамики психических изменений людей тех или иных религиозных систем. Исследования сравнительного богословия в области психологии религии основываются на психологии человека, которая будет кратко последовательно изложена в следующих главах учебного пособия. Сравнительный анализ проводится также на основе рассмотрения взаимодействия сознательных и бессознательных уровней психики людей. Однако, в сравнительном богословии не ограничиваются рассмотрением индивидуального сознания и индивидуального бессознательного: здесь рассматривается коллективное сознание, как осознанная культура (осознаваемая информация) общества и коллективное бессознательное (как духовная культура общества) в их тесном и непрерывном взаимодействии. Также сравнительное богословие рассматривает управление как коллективным сознанием, так и коллективным бессознательным с помощью всего спектра существующих религиозных и идеологических систем (всего колоссального опыта), отдавая при этом решающее предпочтение самоуправлению людей на основе всеобщего доверия Богу вне существующих религиозно-конфессиональных и идеологических общностей.

К настоящему времени известны сотни и тысячи разнообразных религиозных форм, прошедших через нашу цивилизацию и продолжающих существовать ныне. Их детальная классификация — дело трудное и не особо нужное, поскольку достаточно изучить и понять основные типы религиозных систем прошлого, остановившись более подробно на действующих ныне религиозных системах. Поэтому ясно, что в настоящей главе понятие «религия» привязано к одной из религиозных систем, традиционно существовавших, и/или существующих поныне. В первую очередь принято разделение на современные религии и отмершие.

 

· Современные религии это те, которые, зародившись в разные исторические эпохи, существуют поныне. Сюда относятся не только широко известные крупные религиозные системы, но и появившиеся за последние десятилетия новые религиозные движения.

· Отмершие религии это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли. Многие из них оставили после себя память в виде остатков храмов, гробниц, фрагментов религиозной литературы, легенд, мифов…

 

Следующий тип классификации религий традиционно исповедует так называемый «принцип происхождения». Согласно этому принципу религии делятся на две группы: естественные и религии откровения.

 

· Естественные религии это те, которые возникли без вмешательства пророков, либо обожествлённых личностей путём естественного развития людей в соответствующей их проживанию географической нише в определённое время. Во всяком случае в истории возникновения таких религий не зафиксировано вмешательство Бога через «пророков», либо обожествлённых личностей, оставивших за собой какие-либо письменные источники. К таким религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть «национальных» религий.

· Религии откровения всегда связаны с личностью основателя и фактом «сверхъестественного откровения, либо озарения». История знает много основателей религий. Особо известны такие религии откровения (озарения) как зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Говоря об основателях религии имеют в виду, что один человек (именем которого часто называют религию), сыграл решающую роль в консолидации людей на предложенную им веру. В становлении практически всех религий откровения (озарения) можно выделить схожие этапы:

Ø Появление вдохновленного с высших духовных иерархий Мирозданья основоположника.

Ø Его устные проповеди в разных местах скопления людей.

Ø Формирование вокруг «учителя» (как обычно называют основоположника) группы учеников, поверивших его проповедям и рассказам.

Ø Совместная жизнь группы учеников и учителя, связанных простыми взаимоотношениями и религиозными практиками.

Ø Уход учителя в мир иной и реорганизация группы учеников, поскольку никто из них не смог подняться до уровня учителя, и тем более превзойти его.

Ø После реорганизации и ухода учителя в мир иной группа учеников становится первой религиозной общиной.

Ø Установление религиозного культа, основанного на том, что запомнили члены общины, бывшие ученики — период формирования вероучительной доктрины.

Ø Понимание необходимости установления организационной дисциплины для дальнейшего распространения религии во избежание расколов и разногласий — формирование церкви.

Ø Развитие, письменное оформление и канонизация вероучительной доктрины; формулировка основных положений веры и культа.

Ø Создание эффективных средств защита канонов, веры и культа для дальнейшего распространения вероучения.

 

Следующий тип классификации религиозных систем — согласно их духовной централизации. Религии могут быть:

 

· Политеистическими — от поли (много) и греческого theos — Бог, многобожие. В таких религиях принято поклонение и почитание большого пантеона [49] «богов», либо богообразных существ, наделённых сверхъестественными силами.

· Монотеистическими — от моно (единица) и греческого theos — Бог, единобожие. В таких религиях вера основана на представлениях о едином Боге. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам.

 

Наименее значимая классификация, которая применяется к религиозным системам следующая:

 

· По географии распространения.

· По правовому статусу (поддерживаются или не поддерживаются государством и его законодательством).

· По государственному статусу (религия государственного статуса; религия, статус которой не закреплён как государственная; религия национальных меньшинств…).

· По количественному составу верующих и сочувствующих.

 

Важна также классификация религиозных систем по степени охвата. Здесь можно выделить следующие типы религий:

 

· Родоплеменные религии — в основном это ранние, первобытные формы, которые ещё существуют и в наши дни. Данный тип религии тесно связан с жизнью определённого рода или племени, выражает основные стереотипы их жизни. Функционирует в пределах одного рода или племени.

· Этнические и национально-государственные — религии, которые распространены в границах определённого государства и/или у определённых народов (индуизм, зороастризм…)

· Мировые религии — религии, которые широко распространены во многих регионах мировой цивилизации, не локализованы границами государства и/или народа (буддизм, христианство, ислам).

· Новые религиозные движения — религиозные течения, которые считаются не традиционными.


Часть II

Духовная культура:
основы живучести религиозных и
идеологических систем

Вторая часть учебного пособия посвящена рассмотрению теоретических основ взаимодействия людей с религиозными системами и наоборот — воздействию религиозных систем на людей. Содержание второй части особо важно для понимания основных механизмов образования, функционирования и особой внутренней духовной притягательности религий для людей, поверивших в те или иные религиозные идеи и поддерживающих их на протяжении своей жизни.

Поэтому прежде чем приступать к подробному рассмотрению конкретных религиозных систем, следует понять внутреннюю подоплёку их функционирования в социальной среде. Ведь религии существуют как правило на протяжении времени, которое значительно превышает время жизни одного поколения, значит такому “долголетию” должны соответствовать важные механизмы, поддерживающие религиозные системы не только через внешне видимые стандартные культы и веру, но и невидимо — внутренне-духовно.

Как уже известно, любая религиозная система, это прежде всего мировоззренческая система. То есть, духовная религиозность людей, представленная тем или иным культом, ритуалами, церковью, канонами и прочими атрибутами — прежде всего формирует у людей мировоззрение, определённое этой духовной религиозностью. И хоть мировоззрение вещь сугубо индивидуальная (то есть — уникальное и присущее индивиду), но всё же у множества людей (индивидов), принадлежащих одной и той же религиозной вере, можно достаточно легко выявить некоторое единство мировоззрения, которое:

 

· во-первых, сформировалось вследствие их постоянного взаимодействия со всей атрибутикой религиозной системы (как духовной, так и вещественной), и

· во-вторых, своими индивидуальными мировоззрениями люди одной веры поддерживают совокупное мировоззрение всей религиозной системы.

 

Конечно о совокупном мировоззрении можно говорить лишь условно. Но всё же, исследуя ту или иную религиозно-идеологическую систему на основе информации, имеющейся в вещественной культуре общества, всегда можно выделить достаточно большой спектр нравственно-мировоззренческих постулатов, принятых всеми верующими этой системы. Поскольку вещественная культура фиксирует в основном то, что когда-то было людьми понято, освоено и записано, то таким образом можно достаточно точно узнать о миропонимании, потенциально доступном широкому слою верующих той или иной религиозной системы. В принципе этим и занимаются ряд наук, исследующих религии, в том числе и религиоведение.

 

Вещественная культура это — вся созданная человечеством информация, которая передаётся внегенетическим способом посредством фиксации этой информации на вещественных носителях, и/либо через устные предания (из уст в уста) и/либо через индивидуальную систему обособленных понятий и знаков от одного её носителя другому.

 

Именно благодаря вещественной культуре учёные и исследователи истории во все времена могли достаточно точно знать многое о той или иной религиозной системе на основе дошедших до них сохранившихся памятников культуры (письменность, рисунки, другие изображения ушедших эпох), археологических находок, изустных преданий и прочих источников, позволяющих определить миропонимание людей той или иной религиозной системы. Трудности с такими источниками для определения миропонимания в основном возникают когда речь идёт о «естественных религиях». Несколько проще дело обстоит с «религиями откровения», поскольку при их образовании как правило фиксируется свод канонов, из которого можно узнать о миропонимании, которое несёт религия откровения.

Напомним, что миропонимание это совокупность понятий, свойственных индивидуальной психике. Поскольку всякое понятие — двухкомпонентное явление (определённый образ + определённое слово, словосочетание), то понятия в этой совокупности могут быть взаимно связаны как на уровне языковых средств, так и на уровне образной составляющей. Понятие — это определённость взаимного соответствия в индивидуальной психике слова, словосочетания, фразы, символа, группы или последовательности символов того или иного языка, употребляемого обществом — с одной стороны, и с другой стороны — субъективного образа, видéния (а также и других понятий: т.е. понятие может основываться на иных понятиях, свою очередь обладающих определённой образно-лексической структурой). Различие между миропониманием и мировоззрением в том, что миропонимание невозможно без языковых средств [50], а мировоззрение может существовать и без языковых средств.

Каждая религиозная система функционирует на основе спектра понятий, которые можно разделить следующим образом:

 

· Общепринятые в мировой культуре понятия.

· Общепринятые понятия, обособленные национальной культурой (либо иной субкультуре), в которой существует религиозная система.

· Обособленные религиозной системой понятия — те, которые присущи лишь ограниченному кругу людей, исповедующих религиозную веру: клирикам и мирянам.

 

Кроме того вокруг любой религиозной системы, как некоего «ядра культуры» обязательно формируется своя субъективная система понятий, которые представляют собой связку: «старые слова, словосочетания, фразы, символы, группы или последовательности символов того или иного языка, употребляемого обществом — с одной стороны» и с другой стороны — «нововведённый религиозной культурой субъективный образ, видéние, отличное от общепринятого в обществе».

Например, слово «собор» в дохристианской Руси означало всеобщий сбор для выработки единства по конкретным вопросам. Впоследствии православная церковь трансформировала понятийные границы, возникающие в психике людей при восприятии термина «собор» до следующего понимания: собор это один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий её самопонимание как всеобщей, универсальной и как специфическое достояние православной традиции. После чего такая культурно-православная трансформация продолжилась до ещё большего сужения понятия «собор» как здание-храм церковного типа.

На этом примере хорошо видно, что религиозная культура с её системой понятий способна смещать понятийные границы у людей соответственно тому смыслу, которому учат в рамках этой культуры. Последнее касается не только верующих, которые употребляют религиозные термины и понятия как бы между собой.

Любая религиозная культура, вера предназначены для того, чтобы как можно глубже проникнуть в общество с максимальной широтой охвата населения. Основой успеха для такого проникновения является стремление и способность иерархии смещать понятийные границы уже существующих понятий в соответствии со своей верой. Это — основное и самое эффективное средство, предназначенное для охвата психики людей новыми понятийными границами. Когда необходимый для охвата спектр нововведённых верой понятий становится достоянием определённого количества людей, можно говорить, что мировоззрение этих людей стало в нужной мере соответствовать религиозному мировоззрению данной религиозной системы. То есть, с помощью смещения понятийных границ большого спектра понятий религиозная культура достигает смещения мировоззрения людей в нужную иерархии сторону, поскольку понятие это не только слово (словосочетание, фраза, символ, группа или последовательность символов того или иного языка, употребляемого обществом), но и определённый образ, соответствующий этому слову, который возникает в психике людей. Мировоззрение же — это система индивидуальных образов, свойственных психике. Ясно, что при успешном смещении понятийных границ и проникновении большого спектра религиозных понятий в общество, психики большинства людей этого общества автоматически структурируются (упорядочиваются согласно религиозным духовным постулатам) под религиозное мировоззрение — даже если в таком обществе фанатично верующих меньшинство.

Поэтому каждая религиозная система со свойственной ей культурой навязчиво предлагает людям своё мировоззрение — предельное обобщение субъективно-образных представлений о жизни; субъективную модель объективной реальности на основе образов, свойственных психике людей; систему взглядов на мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.

После этого остаются два вопроса, на который должно отвечать сравнительное богословие:

1. Какое из мировоззрений, которые несут людям основные религиозные (и идеологические) системы ближе к предложенному человеку Свыше?

2. Каким образом, на основе каких понятий и методов лучше всего менять своё мировоззрение и мировоззрение людей с целью постоянного движения к предложенному Свыше идеалу?

 

Мы уже знаем, что мировоззрение группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Основной вопрос практически полезной мудрости (философии) — это вопрос о предсказуемости последствий человеческой деятельности (не только практической деятельности, но и мыследеятельности в смысле моделирования тех или иных процессов в индивидуальной психике) с детальностью, достаточной для ведения деятельности людьми (включая и управление обстоятельствами) как в одиночку, так и коллективно в реально складывающихся жизненных обстоятельствах.

То есть, основной функцией религии (религиозной системы) должна быть помощь людям изменить своё мировоззрение таким образом, чтобы их жизнедеятельность была не только предсказуема и безопасна, но и была направлена на воплощение на Земле Божией Воли (Промысла). Для этого необходимо уметь определять объективные нравственные критерии, которые Бог предписал Себе и людям. Во всяком случае надо стремиться приблизиться к их пониманию — уметь формировать соответствующую систему понятий — как основу для «богоцентричного» мировоззрения. Поскольку в каждой из существующих религиозных систем своя субъективная система понятий — как правило по многим основополагающим философско-богословским вопросам отличающихся друг от друга — то даже это одно обязывает найти истину: что же объективно хорошо, а что объективно плохо.

Это так, поскольку мировоззрение всегда базируется на определённом наборе нравственных ценностей. В своём большинстве эти нравственные ценности (нравственные критерии) присущи личностному мировоззрению, но не осознаются личностью. То есть, нравственные критерии (нравственные мерила) есть всегда, но выявить их с достаточной степенью точности у себя могут не многие. Напомним что нравственность — иерархически упорядоченная совокупность нравственных мерил. В информационном отношении нравственность индивида (индивидуальная нравственность) представляет собой совокупность образных представлений и описаний (на внутренних языках личности) каких-то жизненных реальных и возможных характерных событий с оценками каждого из них «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами», которые кроме того ещё и иерархически упорядочены по их предпочтительности.

Поэтому важнейшим способом изменения религиозного мировоззрения (вообще мировоззрения людей) является не только понятийная трансформация старых понятий в новые, но и формирование новых понятий с помощью введения недостающего понятийного и терминологического аппарата, а также перезадача оценок «хорошо», «плохо», «не имеет значения» или «значение не определено» либо «обусловлено сопутствующими обстоятельствами» (а при необходимости и изменение их иерархической упорядоченности) в отношении уже известной совокупности образных представлений и описаний (на внутренних языках личности) каких-то жизненных реальных и возможных характерных событий.При формировании же новых понятий (либо при понятийной трансформации старых) необходимо уметь правильно соотносить их с вводимым набором нравственных ценностей.

Таким образом “долголетие” той или иной религиозной (или идеологической) системы напрямую зависит от следующих факторов:

 

· Насколько широко эта система внедрилась в общество (степень охвата общества); этим же определяется и мощь воздействия системы.

· Насколько устойчив и широко представлен спектр понятий, которые стали для людей общества «своими».

· Насколько нравственно-мировоззренческие постулаты системы, представленные её спектром понятий, соответствуют некой «средней» нравственности общества; последняя же может изменяться как бы самопроизвольно (то есть, независимо от доминирующей в обществе религии или идеологии) в ходе естественного развития общества — даже если понятийный спектр остаётся почти прежним. Мировоззрение может опережать миропонимание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.