Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графическая трактовка равновесия потребителя. Внутреннее и угловое оптимальное решение




Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации потребительского равновесия. Совместим карту безразличия и бюджетную линию в од­ной системе координат (рис. 5.13).

Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели: 1) потратить весь доход. Поэтому его не интересуют комбинации, лежащие ниже бюджетной линии . Наборы, расположенные вы­ше бюджетной линии, недоступны потребителю по деньгам . 2) занять максимально удаленную от начала координат кривую безразличия, чтобы получить максимальное общее удовлетворение.

Наборы и , находясь на бюджетной линии, обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль бюджетной линии от набора к набору , потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает общую полезность.

Потребитель израсходует все свои деньги и получит макси­мально возможное удовлетворение, если он приобретет комби­нацию товаров, соответствующую точке, где бюджетная линия совпадает с касательной к наивысшей из доступных кривых без­различия (точка ). В этой точке наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия . Следовательно, условие равновесия потребителя может быть записано как , или , или .

Другими словами, в точке потребительского оптимума предельная норма замены двух благ равна обратному отношению цен этих благ.

Представленное на рисунке 5.13. равновесие называется внутренним, поскольку точка оптимума лежит «внутри» графического двумерного пространства товаров. Но бывают случаи, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении и точка касания у них отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной прямой одной из осей координат и кривой безраз­личия (рис. 5.14).

На рисунке 5.14а оптимум потребителя достигается в точке М, в которой , но при этом имеет максимально возможное значение.

На рисунке 4.14б оптимальное решение находится в точ­ке N, в которой , но является минимально возможной величиной.

Таким образом, угловое решение в порядковой теории полезности предполагает покупку только одного вида товара. В реальной рыночной ситуации (многопродуктовая модель) угло­вое решение является скорее правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров, предлагаемых рынком.

Итак, при заданных доходе и ценах потребитель выбирает на бюджет­ной линии точку, которая принадлежит самой удаленной от начала координат и, следовательно, самой полезной с учетом бюджетного ограничения, кривой безразличия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.