Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца и дыхания




При отравлениях промышленными ядами основными жизнеопасными факторами являются - остановка дыхания и сердечной деятельности, что требует незамедлительного проведения реанимационных мер. Реанимация — это комплекс мероприятий, направленных на оживление организма.

Самым крайним вариантом остановки дыхания и сердечной деятельности является к линическая смерть, которая наступает сразу после остановки дыхания и кровообращения. Это своеобразное переходное состояние от жизни к смерти. Если в ближайшие 5-6 мин не будет оказана действенная помощь, то в организме развиваются необратимые явления, прежде всего в центральной нервной системе, и наступает истинная, или биологическая, смерть.

Реанимационные мероприятия выполняются в три этапа:

Этап 1 - восстановление проходимости дыхательных путей. Пострадавшего необходимо уложить спиной на твердую поверхность, повернув голову набок, скрещенными 1 и II пальцами левой руки раскрыть рот и очистить (от слизи, рвотных масс и др.) полость рта носовым платком или салфеткой, намотанными на II или III палец правой руки. Затем голову повернуть прямо и максимально запрокинуть назад. При этом одна рука размещается под шеей, другая располагается на лбу и фиксирует голову в запрокинутом виде. При запрокидывании головы назад нижняя челюсть оттесняется вверх вместе с корнем языка, что восстанавливает проходимость дыхательных путей.

Этап II—искусственная вентиляция легких (ИВЛ). На первых этапах сердечно-легочной реанимации она осуществляется методами «изо рта в рот» или «изо рта в нос».

Для проведения ИВЛ методом «изо рта в рот», оказывающий помощь становится сбоку от пострадавшего, а если пострадавший лежит на земле, то опускается на колени, одну руку подсовывает под шею, вторую кладет на лоб и максимально запрокидывает голову назад, 1 и II пальцами зажимает крылья носа, делает вдох и, плотно прижав свой рот ко рту пострадавшего, делает резкий выдох. Затем отстраняется для осуществления больным пассивного выдоха. Объем вдуваемого воздуха — от 500 до 700 мл. Частота вдувания - 12—18 в 1 мин. Контролем правильности проведения ИВЛ является экскурсия грудной клетки — раздувание при вдохе и спадание при выдохе.

В случаях, когда челюсти плотно стиснуты, рекомендуется проводить ИВЛ методом «изо рта в нос». Для этого, положив руку на лоб, запрокидывают голову назад, другой рукой захватывают нижнюю челюсть и плотно прижимают ее к верхней челюсти, закрывая рот. Губами захватывают нос пострадавшего и производят выдох.

Этап III—массаж сердца. Сжатие сердца позволяет искусственно создать сердечный выброс и поддержать циркуляцию крови в организме. При этом восстанавливается кровообращение жизненно важных органов: мозга, сердца, легких, печени, почек. Различают непрямой (закрытый) и прямой (открытый) массаж сердца (при вскрытой грудной клетке, что возможно только в больничных условиях).

На догоспитальном этапе,как правило, проводят непрямой массаж, при котором сердце сжимают между грудиной и позвоночником. Манипуляцию проводят, уложив больного на твердую поверхность или подложив под его грудную клетку щит. Ладони накладывают одна на другую под прямым углом, расположив их на нижней трети грудины и отступив кверху от места прикрепления мечевидного отростка к грудине на 2 см. Надавливая на грудину с усилием, равным 8—9 кг, смещают ее к позвоночнику на 4—5 см. Массаж сердца осуществляют непрерывно ритмичным надавливанием на грудину выпрямленными руками с частотой 60 надавливаний в 1 мин.

Реанимационные мероприятия могут проводить один или два человека. При проведении реанимационных мероприятий одним человеком, оказывающий помощь становится сбоку от пострадавшего. После установления диагноза остановки сердца очищают полость рта и производят 4 вдувания в легкие методами изо рта в рот или изо рта в нос. Затем последовательно чередуют 5 надавливаний на грудину с 2 вдуваниями в легкие.

Если реанимационные мероприятия проводят два человека, один из них осуществляет массаж сердца, другой — ИВЛ. Соотношение между ИВЛ и закрытым массажем составляет 1:5, т.е. одно вдувание в легкие осуществляется через каждые 5 надавливаний на грудину, с частотой 1 надавливание в секунду. Проводящий ИВЛ контролирует по наличию пульсации на сонной артерии правильность проведения массажа сердца. Два человека, проводящие реанимацию, периодически меняются.

Через каждые 2—3 мин необходимо прекращать массаж сердца, чтобы определить появление самостоятельных сокращений сердца по пульсу на сонной артерии. При их появлении массаж сердца прекращают и продолжают ИВЛ.

Показанием к прекращению реанимационных мероприятий в случае их неэффективности служат четкие признаки биологической смерти.

 

Заключение

 

В заключение отметим следующее:

- в роли яда может оказаться практически любое вещество, попавшее в организм человека, в количестве и качестве, способном вызвать нарушения нормальной жизнедеятельности;

- негативное влияние вредных химических веществ на здоровье людей возможно при различных видах профессиональной деятельности, в быту, в медицинской практике, а также при загрязнении окружающей природной среды;

- степень токсического действия вредных веществ зависит от многих факторов: свойств вредного вещества, конкретно сложившейся “токсикологической ситуации”, состояния человека, состояния внешней среды;

- производственные яды могут поступать в организм ингаляционным, пероральным путем, через неповрежденную и поврежденную кожу, а также через слизистые оболочки глаз; в быту, природной среде и медицинской практике существуют и другие пути поступления ядов в организм: внутривенный, подкожный, внутримышечный, полостной;

- в условиях производства действие токсических веществ сочетается с влиянием других негативных факторов, таких как высокая и низкая температура, вибрация и шум, различного рода излучения и др. При таком сочетанном воздействии эффект может оказаться более значительным, чем при изолированном;

- защита человека от негативного воздействия вредных веществ основана на соблюдении нормативов на их предельно допустимое содержание в атмосфер ном воздухе, питьевой воде, в почве сельскохозяйственных угодий и в пищевых продуктах.

 


Тестовые задания

 

1. Наиболее прочный тип связей «яд-рецептор» - это:


1) ковалетные связи;

2) ионные связи;

3) водородные связи


 

2. Способ проникновения токсичных веществ в кровь через коже называется:

1) пероральный; 3) перкутанный

2) ингаляционный;

 

3. Дифференциальная диагностика – это

1) Умение различать токсикозы и инфекционные заболевания;

2) Диагностика различными методами;

3) Диагностика, позволяющая различать пути поступления ядов в организм.

 

4. Укажите наиболее полное определение понятия «окружающая человека среда»:

1) это совокупность условий жизни человека как биологического организма;

2) это понятие включает помимо естественных условий жизни человека, материальные объекты;

3) это искусственное окружение людей, состоящее из технических компонентов.

 

5. Выделите два характерных признака нитритов:

1) это составная часть азотных удобрений, которые широко используются в сельском хозяйстве;

2) это токсичные вещества, способные образовывать канцерогенные вещества в организме человека;

3) это вещества, которые используются в качестве пищевых добавок в продуктах питания;

4) это химически нейтральные вещества – соли азотной кислоты.

 

6. Укажите верное определение понятия «канцерогены»:

1) это удобрения, применяемые в сельском хозяйстве;

2) это средства химической защиты растений;

3) это химические вещества, вызывающие злокачественные новообразования.

 

7. Укажите верное определение понятия «ксенобиотик»:

1) это живой организм;

2) синтезированное химическое вещество;

3) полезное ископаемое;

 

8. Укажите происхождение ксенобиотиков:

1) это вещества, выделяемые в ходе природных процессов;

2) это вещества, появляющиеся в результате антропогенной деятельности;

3) это вещества, выделяемые сельским хозяйством

 

9. Эффект токсического действия при накоплении яда в организме называется…

1) сенсибилизацией;

2) аддитивностью;

3) кумуляцией.

10. Укажите верное определение понятия «токсическое вещество»:

1) это ядовитое вещество, разрушающее экосистему или ее части;

2) это минеральное удобрение, используемое в сельском хозяйстве;

3) это биологическое вещество растительного происхождения, используемое в фармацевтической промышленности.

 

11. Пространство в производственном помещении от уровня пола высотой 2 м называется…

1) санитарной зоной;

2) производственной территорией;

3) рабочей зоной.

12. Укажите верное определение понятия «биологическая адаптация»:

1) это вид рекультивации нарушенных земель;

2) это процесс окультуривания сельскохозяйственных растений;

3) это изменение физиологических и морфологических характеристик организма человека под влиянием факторов природной среды.

 

13 ПДК химических загрязнителей почвы измеряется в…

1) тыс.экз./м2;

2) мг/кг;

3) м/сек.

14. Укажите верные утверждения:

1) состояние здоровья населения зависит на 18-20% от состояния окружающей среды, на 18-20% от генетических факторов, на 50% от образа жизни, на 10-12% - от деятельности служб здравоохранения;

2) популяционное здоровье – это комплексная характеристика состояния самочувствия одной возрастной группы людей;

3) антропогенные заболевания – это заболевания, вызванные только природными загрязнителями окружающей среды и представляющие опасность только для людей;

4) эндемические заболевания – это группа заболеваний, связанная с избыточным или недостаточным содержанием каких-либо элементов в окружающей среде (медь, цинк, кобальт, фтор и др.);

 

15. Выберите показатель, имеющий решающее значение для функциональной кумуляции:

1) концентрация вещества;

2) время воздействия;

3) молекулярный вес;

4) растворимость.

 

16. Укажите неверные утверждения:

1) онкологические заболевания в подавляющей мере (на 80%) вызваны неблагоприятными факторами окружающей среды;

2) недостаток фтора в воде приводит к образованию кариеса зубов;

3) окружающая среда влияет на состояние здоровья подрастающего поколения: абсолютно здоровы не более 20% школьников, 80% - в той или иной мере не здоровы;

4) индивидуальное здоровье – это показатель здоровья конкретной демографической группы людей;

 

17. Острые профессиональные отравления возникают в течение короткого времени при воздействии не более:

1) 1 часа,

2) 3-х часов,

3) одной рабочей смены.


 

18. К особо опасным видам загрязнения относят:

1) химическое загрязнение веществами 4-го класса опасности;

2) химическое загрязнение веществами 1-го класса опасности;

3) механическое загрязнение.

 

18. Какие агрегатные состояния вещества являются наиболее опасными в отношении проникновения через кожу:


1) газ,

2) пары,

3) жидкость,

4) пастообразное состояние

 

19. Поступившие в организм органические яды:

1) подвергаются превращениям путем различных химических реакций,

2) откладываются в организме в неизменном виде,

3) выделяются из организма в неизменном виде.

 

20. Всасывание ядов, поступающих через желудочно-кишечный тракт, происходит главным образом в:

1) желудке;

2) тонком кишечнике;

3) толстом кишечнике.


Список литературы

1 Лойт А.О. Общая токсикология/ А.О.Лойт.- СПБ:ЭЛБИ-СПБ,2006.

2 Оксгендлер Г.И. Яды и организм: Проблемы химической опасности/ Г.И.Оксендлерс. СПб.: Наука, 2001.

3 Матвеева Н.А. Гигиена и экология человека/ Н.А.МатвееваМ.:КНОРУС,2011.

4 Заугольников С.Д.Экспрессные методы определения токсичности химических веществ/ С.Д. Заугольников, М.М.Кочанов, А.О.Лойт. М.: Медицина, 1978.

5 Галиев М.А. Основы токсикологии / М.А.Галиев, Р.Р.Хабибуллин, Г.М.Абдюкова.-Уфа:УГАЭС,2007.

6 Пеликан Е.В. Опыт приложения современных физико-химических исследований к учению о ядах/ Е.В.Пеликан.- СПб.:Наука,1999.

7 Королев А.А. Медицинская экология/ А.А. Королев.-М.:Академия,2003

8 Буштуева К.А., Случанко И.С. Методы и критерии оценки состоя­ния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. М.: Медицина, 1999.

9 Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека/ Ю.П.Пивоваров, В.В.Королик.-М.:Академия,2008.

10 Алексеев С.В. Гигиена труда/ С.В.Алексеев, В.Р.Усенко.-М.:Медицина, 1999.

11 Вредные химические вещества: Справ. изд./ Бадман А.Л. и др.: Под ред.: Филова В.А.- в 6 томах. - СПб.: Химия, 1998.

12 Лозановская И.Н., Орлова Д.С., Садовникова Л.К. Экология и охрана биосферы при химическом хагрязнении: Учеб. пособ. – М., 1998.

13 Саноцкий И.В. Критерии вредности в гигиене и токсикологии при оценке опасности химических соединений/ И.В.Саноцкий, И.П. Уланова – М.: Медицина, 1987.

14 Куценко Г.И. Основы гигиены труда и производственной санитарии/ Г.И.Куценко, И.А. Жашкова. – М.: Высшая школа, 1990.


 

Оглавление

Введение………………………………………..……………………………..... 3

 

1. Основные понятия токсикологии ………………………………………… 5

2. Классификация вредных веществ (ядов) ………………………………… 7

3. Классификация отравлений ………………………………………………. 11

4. Действие вредных веществ на организм человека……………………… 19

5. Обезвреживание и пути вывода из организма вредных химических

веществ……………………………………………………………………… 27

6. Оценка токсичности и опасности химических соединений ……………. 29

7. Нормирование содержания вредных веществ в окружающей среде…… 34

7.1 Общие принципы гигиенического нормирования химических

веществ ………………………………………………………………… 36

7.2 Этапы токсикологических исследований…………………………… 38

7.3 Гигиеническое нормирование химических веществ в воздухе

7.4 рабочей зоны……………………………………………………………. 40

7.5 Гигиеническое нормирование химических веществ в воздухе

населенных мест …………………………………………..…………… 44

7.4 Гигиеническое нормирование химических веществ в воде водоемов…46

7.5 Гигиеническое нормирование химических веществ в почве……… … 48

7.6 Гигиеническое нормирование химических веществ в пищевых

продуктах………………………………………………………………… 49

8. Краткая токсикологическая характеристика вредных веществ …………. 49

9. Защита человека от вредных химических веществ …………………….. 52

10. Меры профилактики отравлений промышленными ядами………………. 55

11. Токсикология радиоактивных веществ ………………………………….. 58

12. Первая медицинская помощь при воздействии ядов ……………………. 65

Заключение ……………………………………………………………………... 69

Тестовые задания ………………………………………………………………. 71

Список литературы……………………………………………………………… 74

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.