Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы конституционного права




Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, фактически, составляя ее ядро, вокруг которого группируются все остальные отрасли права.

Источниками конституционного права являются:

Конституция Республики Беларусь, международные договоры, законы, декреты, указы постановления и другие правовые акты.

Слово «конституция» происходит от латинского слова constitutio – установление, строение. Общепринятым является определение конституции, как основного закона государства, закрепляющего организацию государственной власти, и, определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Все современные конституции закрепляют как минимум два аспекта, составляющих предмет конституционного регулирования:

1. провозглашение и гарантирование прав человека;

2. организацию государственной власти и определение основ конституционного строя.

Современное общепринятое понимание конституции состоит в том, что конституция это ограничитель власти государства, то есть ей устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека.

К юридическим свойствам следует отнести:

1. конституция – основной закон государства, первичный источник национального права, на основании которого формируется вся система текущего законодательства;

2. конституция – наиболее стабильный и устойчивый закон.

Так в США действует Конституция, принятая в 1787 году, и в течение последующих более чем 200 лет в нее было внесено всего 27 поправок. Во Франции было принято 15 конституций, в Беларуси действует пятая по счету Конституция.

Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Этот приоритет подкреплен спецификой принятия Конституции, ее изменения или отмены. Верховенство конституционных правовых норм распространяется не только на вновь принимаемые нормативные акты, но также и предусматривает обязанность законодателей привести в соответствие с действующей конституцией ранее принятые акты законодательства.

При не устранении противоречий в самом акте, путем внесения изменений и дополнений такой акт, или его отдельные части признаются недействительными по решению органов конституционного контроля. В Республике Беларусь таким правом наделен Конституционный Суд.

Стабильности конституции в юридическом плане соответствует предусматриваемый в ней усложненный порядок принятия (на всенародном референдуме или путем голосования в двух палатах парламента квалифицированным большинством голосов).

Конституции могут быть классифицированы по различным признакам.

По сроку действия различаются постоянные и временные конституции Временные принимаются на срок, прямо оговоренный в самом тексте конституции. Обычно конституции принимаются на неопределенный срок и являются постоянными В некоторых конституциях, например в мексиканской, прямо указано, что она является нерушимой..

В зависимости от форма или структуры конституции подразделяются на писанные и неписанные. К писанным относятся конституции принятые в виде одного документа. Неписанными конституциями называют совокупность законодательных актов. Из нескольких конституционных законов состоят конституции Швеции и Канады. В Великобритании и Новой Зеландии конституции не имеют четкой структуры.

По способу принятия конституции подразделяются на:

1. Принятые путем народного голосования (референдума);

2. Приятые законодательным органом. В данном случае может действовать более жесткая процедура, чем при принятии законов.

3. Принятые специально создаваемым для этих целей органом (Конституционной ассамблеей, учредительным собранием);

4. Посредством октроирования – одностороннего акта дарования конституции сувереном (монархом) народу. Наполеон 1 даровал конституцию народу Франции, а в 1990 г. конституцию народу даровал король Непала.

По порядку изменения конституции подразделяются на гибкие, жесткие и смешанного типа. Гибкая конституция дополняется и изменяется в том же прядке, что и обычные законы. Это конституции Великобритании и Новой Зеландии. Жесткими конституциями являются конституции, которые изменяются в более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре. Наиболее важные положения объявляются не подлежащими изменению. К ним относят чаще всего основы конституционного строя, права и свободы человека.

В Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что основы конституционного строя, права и свободы граждан, порядок изменения Конституции и раздел 1У «Президент, Парламент, Правительство, суд» могут быть изменены только путем референдума. Именно так, на референдуме 10 октября 2004 года была изменена статья Конституции ограничивавшая избрание Президента страны двумя сроками.

Нередко вводятся ограничения по изменению конституции по времени и обстоятельствам. В конституциях отдельных стран (например, Бразилии) указано, то они не могут быть изменены в течение 5 лет. Это должно, по мнению создателей конституции, способствовать созданию и обеспечению эффективной работы органов государственной власти.

Более распространенно ограничение по обстоятельствам. Так, в нашей стране не допускается изменение и дополнение Конституции в период чрезвычайного положения. Такие же правила действуют в Румынии, Испании, Эфиопии.

Устанавливается и узкий круг субъектов, по сравнению с правом законодательной инициативы, на внесение конституционных законопроектов в Парламент. Согласно ст. 138 Конституции Республики Беларусь, вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (ст. 99). Подобные правила предусмотрены в конституциях России и Португалии. Согласно Конституции Республики Беларусь закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком в два месяца. В Швеции установлены еще более жесткие правила. Там закон о внесении изменений в конституцию должен быть последовательно принят двумя составами Парламента (т.е. после принятия одним составом Парламента объявляются выборы в новый Парламент и он должен также принять такой закон).

Структура Конституции Республики Беларусь.

Структура Конституции Республики Беларусь представляет собой группировки ее норм их расположение, в виде разделов и глав. Она включает в себя преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения.

В преамбуле закреплены руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусмотрено, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь.

Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, разделы Ш,1У, У – состоят из глав (всего восемь глав).

Раздел 1 содержит положения о конституционном строе Республики Беларусь, закрепляет взаимную ответственность человека и государства, суверенитет и верховенство воли народа. В этом разделе содержатся нормы, регулирующие институт гражданства, гарантирующие политический полюраллизм, право на развитие всех форм собственности и другие.

Раздел П – посвящен правам и свободам и обязанностям человека, гарантиям их реализации и содержит условия и основания возможного ограничения прав и свобод личности.

В Ш разделе содержатся основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Избирательная система – совокупность конституционных принципов и норм организации и проведения выборов Президента страны и депутатов в представительные органы государства и установление принципиальных отношений между избирателями и избранными.

К основным принципам избирательной системы Конституция относит: всеобщие, свободные, равные, прямые или косвенные выборы, тайное голосование. Расходы на выборы осуществляются за счет государства.

1У раздел посвящен статусу государственных органов и изложен с учетом принципа разделения властей. В нем закреплены полномочия Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Раздел У касается местного управления и самоуправления, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношений с другими властными структурами.

Положения У1 раздела регламентируют деятельность органов Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Так, на органы Прокуратуры возложены обязанности по надзору за точным и единообразным исполнению законов, иных нормативных правовых актов всеми органами власти, юридическими лицами и гражданами. На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнение бюджета, использованием государственной собственности и другие вопросы.

УП раздел содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для формирования всей правовой системы имеет раздел УШ. В нем решены вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Заключительные и переходные положения содержатся в разделе 1Х. Весь текст Конституции состоит из 146 статей.

 

Отличительные признаки Конституции Республики Беларусь.

1. Деидеологизированный характер;

2. Закрепление многообразия Форм собственности, как экономической основы государства;

3. Установление равенства государства и гражданина, наличия у них взаимных обязанностей;

4. Приоритет принципов международного права;

5. Разделение и взаимодействие властей;

6. Прямой характер действия норм конституции.

Таким образом, Конституция Республики Беларусь является Основным Законом страны. Она закрепляет институт прав и свобод человека, создает правовые нормы обеспечивающие нормальное функционирование государственного механизма, разрешает проблему создания нового права и новой судебной системы, которые призваны пресечь возможный произвол власти.

Правовой статус и полномочия органов государственной власти в Республике Беларусь.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает необходимость обеспечения их взаимодействия, наличия системы сдержек и противовесов. В мировой практике чаще всего в этой связи учреждается пост Главы государства (монарха, президента), а также предусматривается четкое законодательное разграничение полномочий властных органов.

Президент Республики Беларусь Он является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет государство в отношениях с другими странами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь ее национальной безопасности, территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность и взаимодействие органов государственной власти, выполняет функции арбитра между властями.

Полномочия Президента Республики Беларусь.

Закреплены преимущественно в ст. 84 Конституции, Законе «О президенте Республики Беларусь» и других нормативных актах. Рассмотрим основные их них.

1. Назначение республиканских референдумов.

2. Назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы.

3. Роспуск палат Парламента. Досрочное прекращение полномочий палат Парламента, т.е. их роспуск является одним из способов разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властью. Арбитром в споре выступает Президент.

Во-первых, они могут досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если палата в доверии отказывает, то Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. Вопрос об ответственности Правительства вообще не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности.

Во-вторых, полномочия палат могут быть прекращены в случае вынесения вотума недоверия Правительству. Вотум недоверия правительству может быть инициирован не менее одной третьей частью депутатов полного состава Палаты представителей. При выражении вотума недоверия Правительство должно заявить Президенту об отставке.

В-третьих, полномочия Палаты Представителей могут быть досрочно прекращены при двухкратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. В этом случае Президент вправе назначить исполняющим обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей т назначить новые выборы.

В-четвертых, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда – в случае систематического или грубого нарушения платами Парламента Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение вопроса о наличии таких нарушений вносится в Конституционный Суд Президентом

Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в 2-месячный срок после официальных консультаций с представителями палат.

Полномочия палат не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Президента и в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат Парламента в течение года со дня их первых заседаний.

4. Назначение членов Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

5.Образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента и некоторых других органов. Президент согласно Конституции вправе образовывать, упразднять и реорганизовывать Администрацию Президента, другие органы государственного управления, а также консультативные и иные органы при Президенте.

6.Назначение на должность Премьер-министра

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. Вопрос о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь решается на заседании Палаты представителей путем тайного голосования и оформляется постановлением.

Кандидатура на должность Премьер-министра Республики Беларусь считается одобренной, если за нее проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Решение о даче согласия на назначение Президентом Республики Беларусь Премьер-министра принимается Палатой представителей не позднее, чем в 2-недельный срок. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

7. Определение структуры Правительства, назначение и освобождение от должности членов Правительства и их отставка

8. Назначение председателей высших судебных инстанций

С согласия Совета Республики Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов.

9. Назначение судей высших судебных инстанций, Председателя Центризбиркома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка.

10. Назначение судей Конституционного Суда

Президент самостоятельно решает вопрос о назначении 6 из 12 судей Конституционного Суда.

11. Освобождение от должности Председателя и судей высших судебных инстанций, Председателя и членов Центризбиркома, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

Освобождение от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.

12. Назначение и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля

13.Обращение с посланиями к народу

Обращение Президента с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики имеет важное значение для разъяснения проводимой Главой государства политики. Определять время таких обращений - право Главы государства.

14. Обращение с ежегодными посланиями к Парламенту, участие в работе Парламента

Для полномочий президентов многих стран характерно наличие права на обращение к Парламенту с посланием. Обычно, послания Президента ежегодные. Не исключается право Президента обратиться с посланием к Парламенту в связи с особыми обстоятельствами. В посланиях Президент может высказывать свое видение внутриполитической и внешнеполитической ситуации, предлагать перечень нормативных актов, которые необходимо принять Парламенту, может высказать мнение о своей поддержке работы, проводимой Парламентом.

Согласно регламентам палат Парламента ежегодные послания могут заслушиваться отдельно каждой палатой либо совместно.

15. Руководство заседаниями Правительства

Президент является Главой государства, он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь по наиболее важным вопросам и руководить ходом заседания. (см. Закон «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»).

16. Назначение руководителей республиканских органов государственного управления, определение их статуса; назначение некоторых иных лиц.

17. Решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища

18. Установление государственных праздников и праздничных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий

Президент своими решениями, обычно принимаемыми в форме указов, устанавливает государственные праздники и праздничные дни.

С правом Парламента устанавливать государственные награды, классные чины и звания связано правомочие Президента награждать государственными наградами, присваивать классные чины и звания.

19. Осуществление помилования осужденных

Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов.

Помилование применяется, как правило, по личным ходатайствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в силу.

Ходатайства о помиловании, а также другие материалы до внесения их на рассмотрение Президента Республики Беларусь предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь. Комиссия создается Президентом Республики Беларусь на срок его полномочий и действует в составе председателя, двух заместителей и членов Комиссии. Помилование, и отклонение ходатайства о помиловании осужденных осуществляются указами Президента Республики Беларусь.

20. Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей

Основное ограничение состоит в том, чтобы международные договора не противоречили Конституции.

Прерогативой Президента является назначение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях.

21. Прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей

Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

Отозвание дипломатического представителя по инициативе своего правительства оформляется путем вручения Главе государства пребывания отзывной грамоты. Отзывные грамоты оформляются так же, как и верительные грамоты.

22. Введение чрезвычайного положения

В случае стихийного бедствия, катастрофы, беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, когда возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Режим чрезвычайного положения, в республике определяется Законом «О чрезвычайном положении».

По решению Совета Республики вопрос о чрезвычайном положении может рассматриваться без предварительного изучения в комиссиях палаты.

При утверждении Советом Республики указа Президента о введении режима чрезвычайного положения и предусмотренных им мер в силу вступают лишь те положения, которые одобрены. О принятом решении Совет Республики должен уведомить Президента и сделать сообщение через средства массовой информации.

Если постановление об утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения не набрало большинства голосов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается а указы Президента не имеют юридической силы.

23. Об отложении проведения забастовки либо ее приостановлении

В случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3-месячный срок.

В Законе от 18 января 1994 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» предусмотрен порядок и условия проведения забастовки.

24. Подписание законов

В Конституции закреплено правило о том, что все законы подписываются Президентом. При этом он имеет право возвращать закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей, т.е. обладает правом вето.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном ст. 100 Конституции, представляется в 10-дневный срок Президенту на подпись. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

В США подобная практика получила название «карманное вето», которое не может быть преодолено Конгрессом в силу отсутствия какой-либо процедуры на этот счет.

При несогласии с текстом закона Президент Республики Беларусь возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента в срок не позднее 30 дней.

Возвращенный Президентом Республики Беларусь закон может быть рассмотрен в первоочередном порядке.

25. Право отмены актов Правительства

Президент имеет право отменить любой акт подотчетного ему центрального органа государственного управления - Правительства. При этом Президент может руководствоваться не только тем, что соответствующий акт противоречит законодательству, но и мотивами целесообразности.

26. Контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления

Непосредственно или через создаваемые Президентом органы (Комитет государственного контроля и органы Прокуратуры) Президент осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

27. Формирование Совета Безопасности

Впервые Совет Безопасности был создан Указом Президента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. № 24. Президент не только возглавляет Совет Безопасности, но и формирует его.

28. Руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь

Президент, являясь Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, ответствен перед народом за обеспечение надежной защиты государства. Он назначает высший командный состав Вооруженных Сил Республики Беларусь.

29. Введение на территории государства военного положения, объявление полной или частичной мобилизации

В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Президент имеет право отдать распоряжение о начале военных действий без объявления войны в случае умышленного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь; внезапного вторжения иностранных вооруженных сил на территорию Республики Беларусь; неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь. В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение 3 часов сообщить об этом Парламенту.

Президент может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.