Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 9. Право международных организаций




План:

1. Понятие и юридическая природа международных организаций.

2. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения.

3. СНГ как пример региональной интеграции на постсоветском пространстве.

4. Международные конференции.

 

При изучении данной темы необходимо уяснить, что право международных организаций – это совокупность принципов и норм, регулирующих порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с государствами и другими организациями, а также определяющих правовое положение международных организаций и лиц, участвующих в их работе.

Международная межгосударственная (межправительствен­ная) организация – это создаваемое заинтересованными государства­ми в соответствии с международным правом объединение, управомоченное ими на решение конкретных задач в одной из областей между­народных отношений – политической, военной, экономической, правовой и др.

Подобные объединения характеризуются следующими основными признаками:

- создание в соответствии с принципами и нормами международного права;

- учреждение на основе международного договора, регулирую­щего поведение его сторон и самой организации, устанавливающего соответствующую систему органов и процедурные формы их деятельности;

- осуществление сотрудничества в конкретных областях международной деятельности и координации усилий субъектов международного права;

- наличие соответствующей организационной структуры;

- наличие прав и обязанностей, делегируемых учредителями и четко фиксируемых в учредительном акте;

- обладание автономной волей в рамках делегированных ей государствами-учредителями полномочий (компетенции).

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации может быть зафиксировано двумя способами: в международном договоре либо в решении уже существующей международной организации.

Наиболее распространенным способом является заключение меж­дународного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи. Например, так были созданы ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию (1964г.), ПРООН – Программа развития ООН (1965г.).

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Такова практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из последних примеров можно сослаться на подготовительную комиссию для Международного органа по морскому дну и Международного трибунала по морскому праву.

Созыв главных органов и начало их функционирования завершают мероприятия по созданию международной организации.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства, решаемая в соглашении между организациями. Объектом правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции. Правопреемство имело место при создании ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, ИКАО и др.

Членство в международных организациях основано на принципе суверенного равенства государств и иных субъектов международного права, что проявляется в общем практически для всех таких организа­ций условии вступления в состав их членов – принятии принципов каждой такой организации соискателем. Подразделение членов на первоначальных и других на объеме их прав и обязанно­стей не отражается.

Условия и процедура прекращения членства в международных организациях всегда получают закрепление в учредительных актах и могут быть сведены к следующему перечню:

- добровольный выход, возможность которого вытекает из прин­ципа суверенного равенства государств;

- автоматическое прекращение членства вследствие наступле­ния определенных обстоятельств;

- исключение как следствие систематического нарушения уставных положений;

- прекращение существования государства в качестве субъекта международного права;

- прекращение существования организации, ее ликвидация в результате сокращения членского состава менее числа, предусмотренного учредительным актом, истечения срока действия этого документа либо наступления определенного условия.

Деятельность международных организаций универсального характера можно рассмотреть на примере Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, поскольку они играют важнейшую роль в современных международных отношениях.

Основное назначение ООН заключается в поддержании меж­дународного мира и безопасности, для чего она уполномочена прини­мать эффективные коллективные меры по предотвращению и устра­нению угрозы миру и подавлению актов агрессии, улаживать споры, могущие привести к нарушению мира, развивать дружеские отноше­ния между нациями, осуществлять сотрудничество в разрешении экономических, социальных, культурных и иных задач гуманитарного ха­рактера, быть центром для согласования действий в достижении этих целей. Принятый в 1945г. учредительный акт этой организации – Устав ООН обязывает ее членов для достижения вышепе­речисленных целей действовать в соответствии с принципами суве­ренного равенства членов ООН, добросовестного выполнения ими принятых на себя по Уставу обязательств, мирного разрешения меж­дународных споров, воздержания в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения, невмешательства ООН во внутрен­нюю компетенцию любого государства.

Обладая столь широкой международной правосубъектностью, са­мостоятельностью и автономной волей, ООН в то же время не может отождествляться с такими субъектами международного права, каки­ми являются государства, поскольку она не располагает территорией, собственным населением, подчиненным ей, какой бы то ни было сис­темой государственности и, следовательно, суверенитетом. Главное же отличие этой организации от государства состоит в том, что ее ме­ждународная правосубъектность делегирована ей ее учредителями - государствами и имеет, таким образом, вторичный характер и строго функциональную направленность.

Наиболее репрезентативным органом ООН является общее соб­рание ее членов – Генеральная Ассамблея, созываемая на ежегодные очередные сессии, а также, в зависимости от обстоятельств, на спе­циальные и чрезвычайные сессии. Этот орган уполномочен обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и принимать по результатам такого рассмотрения резолюции – решения, имеющие рекомендатель­ный характер, кроме резолюций внутриорганизационного порядка (по вопросам членства, принятия и исполнения бюджета Организации, регулирования работы ее главных органов и др.), которые имеют обя­зательный статус. Каждый член ООН имеет один голос, причем резо­люции принимаются Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании делегатов; по внутриорганизационным и процедурным вопросам резолюции принимаются простым большинством голосов членов Ассамблеи.

Главным органом ООН, ответственным за поддержание мира и безопасности и уполномоченным обеспечивать проведение быстрых и эффективных действий в этом направлении, является Совет Безо­пасности, осуществляющий свою миссию посредством превентивной дипломатии, миротворчества, собственно поддержания мира в конфликтный период. Для принятия решений по су­ществу такого рода вопросов требуется большинство в 2/3 голосов из 15 членов Совета, т. е. девять, включая совпадающие голоса пяти по­стоянных членов этого органа; решения по менее важным и процедур­ным вопросам принимаются простым большинством голосов.

Выполнение функций координации экономической и гуманитар­ной деятельности ООН возложено на Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), действующий под руководством Генеральной Ассамблеи и при­званный выполнять следующие задачи:

- служить центральным форумом для обсуждения международных проблем глобального, межотраслевого или регионального порядка в экономической и социальной областях;

- предпринимать или инициировать исследования по своему профилю, составлять для Генеральной Ассамблеи и членов ООН доклады, давать соответствующие рекомендации;

- поощрять уважение и соблюдение основных прав и свобод человека;

- созывать международные конференции и составлять для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию;

- вести переговоры с межгосударственными организациями относительно заключения с ними соглашений, устанавливающих статус таковых в качестве специализированных учреждений ООН, и т. д.

Каждый из 54 членов ЭКОСОС, избираемых с учетом принципа справедливого географического представительства, имеет один голос.

Международный Суд как главный судебный орган ООН функ­ционирует на основе положений своего учредительного акта – Стату­та Международного Суда ООН в рамках своей компетенции, которая включает рассмотрение споров между государствами – членами ООН, являющимися участниками Статута, а также с участием других государств, и дачу консультативных заключений по запро­сам Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности относительно любого юридического вопроса.

Секретариат ООН, состоящий из Генерального секретаря и персо­нала чиновников и специалистов различных профессий, призван об­служивать главные и вспомогательные органы ООН в качестве адми­нистративной инстанции.

При изучении специализированных органов ООН следует обратить внимание на основные направления их деятельности, также следует иметь общее представление о региональных организациях (ОАЕ, ЛАГ, АСЕАН, ОПЕК, НАТО и др.) и международных неправительственных организациях.

При изучении вопроса о региональных организациях целесообразно более детально рассмотреть Содружество Независимых Государств как пример региональной интеграции на постсоветском пространстве.

Из учредительных документов СНГ следует, что это образова­ние представляет собой региональную международную организацию, созданную суверенными государствами на основе международного права в целях: осуществления сотрудничества в политической, гума­нитарной, экономической, культурной областях; обеспечения мира и безопасности, проведения мер по сокращению вооружений и воен­ных расходов, ликвидации ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоруже­ния; в качестве важнейшей цели рассматривается обеспечение члена­ми СНГ прав и основных свобод человека в соответствии с общепри­знанными принципами и нормами международного права; одной из практических задач СНГ является взаимная правовая помощь и со­трудничество в разнообразных сферах правовых отношений.

Для обсуждения и решения принципиальных для членов СНГ во­просов в соответствии с Уставом образован Совет глав государств, со­бирающийся на свои заседания не реже двух раз в год. Из числа других органов СНГ наиболее важными являются: Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел; Совет министров обороны; Совет министров внутренних дел; Экономический суд; Межпарламентская ассамблея.

Проводя в соответствии с Уставом СНГ согласованную политику в военно-политической области, страны-члены заключили ряд много­сторонних документов, имеющих целью осуществление контроля над вооружениями, разоружения, обеспечения совместных оборонитель­ных мероприятий и т. д., в том числе Договор о коллективной безопас­ности от 15 мая 1992г., Концепцию коллективной безопасности от 10 февраля 1995г., Соглашение о создании системы противовоздуш­ной обороны (февраль 1995г.), Концепцию предотвращения и урегу­лирования конфликтов на территории государств Содружества (ян­варь 1996г.), Положение о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (январь 1996г.) и др. Сюда же относится значительное число документов, касающихся охраны внешних границ Содруже­ства – Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной це­лостности и неприкосновенности границ государств СНГ (1994г.), Соглашение об охране государственных границ и морских экономиче­ских зон (1992г.), Концепция охраны границ государств - участников СНГ (1996г.) и т.д.

Серьезное внимание в рамках СНГ уделяется обеспечению прав и свобод человека и гражданина, о чем свидетельствует заключение целой серии многосторонних соглашений, направленных на урегули­рование возникающих в этой области проблем на постсоветском про­странстве (Декларация о международных обязательствах в об­ласти прав человека и основных свобод 1993г., Соглашение о со­трудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, Соглашение о сотрудничестве в области ох­раны труда и Соглашение о порядке расследования несчастных случа­ев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания 1994г., Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшин­ствам 1994г., Конвенция Содружества о правах и основных свобо­дах человека 1995г. и др.).

Весьма актуальна в рамках СНГ проблема экономического со­трудничества, решению которой посвящены следующие договоры: Договор о создании экономи­ческого Союза 1993г., Соглашение о создании Межгосу­дарственного экономического комитета Экономического Союза 1994г. и Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994г., Соглашение о создании Платежного союза 1994г., Соглашение о Таможенном союзе (Беларусь, Казахстан и Россия, с присоединением к нему в 1996г. Кыргызстана и Таджикистана).

Согласно ст. 19 Устава СНГ, его участники обязались сотрудни­чать в осуществлении совместных природоохранных мероприятий, оказании взаимной помощи в ликвидации последствий экологиче­ских катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Для реализации этой задачи заключены: Соглашение о взаимодействии в области эко­логии и охраны окружающей среды 1992г. и создан Межго­сударственный экологический совет, а при нем Межгосударственный экологический фонд.

Международная конференция – это временный коллегиальный орган суверенных государств-участников, создаваемый для достижения согласованных целей.

При изучении международных конференций следует выяснить, как они взаимосвязаны с институтом международного договора. Необходимо рассмотреть виды международных конференций, порядок их созыва и работы, правила процедуры международной конференции, итоговые документы, а также правовой статус делегаций на международных конференциях.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные признаки международных межправительственных организаций.

2. В чем состоит основное назначение ООН?

3. Назовите главные органы ООН.

4. Каков состав и функции Совета Безопасности ООН?

5. Назовите специализированные учреждения ООН.

6. Приведите примеры региональных международных организаций.

7. Каков международно-правовой статус СНГ?

 

Семинарское занятие по теме:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.