Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План урока для комплекта 1-3




В этом плане реализованы следующие идеи. Урок в 1 классе, как известно, длится не более 35 мин. Из них 1–2 мин уйдут на организацию работы, 3–4 мин – на физкультпаузу. Остается 30 мин чистого времени, которое нецелесообразно делить на маленькие отрезки. Опытным путем установлено, что этапы урока в младшей малокомплектной школе не должны быть короче 5 мин. Значит, максимально может быть выделено шесть этапов. Но учитель выделит их столько, сколько сочтет необходимым, лишь бы не больше максимально допустимого количества. Во втором полугодии, когда уровень первоклассников повысится, количество этапов уменьшится до 4–5.

Сложнее спроектировать урок для комплекта, когда в обоих классах, например, нужно решать задачи. Здесь придется учесть, что первоклассники еще не умеют записывать условия задач, медленно втягиваются в работу, а потому не успевают решить задачу в установленное время. Нужно предвидеть и появление ошибок. Учитель, скажем, засомневается, что все дети с первого раза правильно поймут условие задачи и начнут выполнять нужные действия. Поэтому, проектируя урок, учитель предвидит, что ему будет необходимо: 1) подобрать более сложные задания для другого класса; 2) подготовить учеников 1 класса к восприятию и самостоятельному решению задачи; 3) составить инструкции, исключающие появление ошибок.

Часть уроков в классах-комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу – слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание. Например:

На уроках языка общие этапы могут быть посвящены работе с картиной, рисунком или кадрами диафильма; комментированию; творческим заданиям; различным видам грамматического разбора. На уроках математики – устному счету, составлению задач с одинаковыми данными, решению задач (на скорость, сообразительность и т.д.). На уроках природоведения – работе с дневниками наблюдений, просмотру фрагментов кинофильма и т.д.

В некоторых случаях учителя могут проводить так называемые однотемные уроки, т.е. в программах отдельные темы повторяются, дополняются от класса к классу новыми сведениями; для них разрабатывается специальная методика изучения, по ним проводятся обстоятельные уроки, насыщенные наглядностью, техническими средствами, на них дети могут рассуждать вслух, слушать, сравнивать ответы товарищей.

Уроки физкультуры, музыки и пения проводятся для всего класса-комплекта, хотя их темы не всегда совпадают. Но если учитель заботится о здоровье, развитии эмоций и чувств школьников, их эстетической культуры, большого значения это не имеет. На повестке дня методических исследований разработка «сквозных» тем, которые пронизывают все программы начальной малокомплектной школы.

Дополнительные возможности для активизации учения представляют однотемные уроки чтения. Как правило, это уроки-обобщения в конце четверти или полугодия. Можно, например, провести урок-утренник для всех классов на тему «Книга – лучший друг». Его цель – способствовать осмыслению и обобщению знаний, умений, развивать интерес к самостоятельному чтению книг, поиску дополнительных источников информации. Однотемными могут быть уроки, посвященные написанию изложений, сочинений. На однотемных уроках математики появляется возможность организовать и некоторые общие этапы. Например, устный счет, поиск неизвестных компонентов, составление задач по заданным условиям с дальнейшим их отдельным решением по классам. Если в беседе принимает участие не 4–5, а 10–12 детей, то: а) процессы взаимообучения идут гораздо интенсивнее; б) учитель может интереснее и разнообразнее формулировать вопросы; в) полнее используется наглядность; г) стимулируется мышление детей; д) развивается способность излагать свои мысли вслух перед классом.


...

 

Итак, подготовка учителя к уроку содержит ряд обязательных требований, которые должны выполняться. Учитель готовит план урока, где четко по минутам расписывает работу под своим руководством в одном классе, самостоятельную – в другом. Практикуются однотемные уроки и уроки с общими этапами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.