Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Размещение нефтебаз и проводимые на них операции




КЛАССИФИКАЦИЯ, ЗОНЫ И ОБЪЕКТЫ НЕФТЕБАЗ

ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

 

Нефть и нефтепродукты хранятся на нефтебазах и скла­дах, которые по их назначению подразделяются на две груп­пы: к первой группе относятся нефтебазы, представляющие собой самостоятельные предприятия; ко второй группе — склады, входящие в состав промышленных, транспортных и других предприятий. Нефтебазы первой группы предназнача­ются для хранения, перевалки и снабжения нефтепродуктами потребителей промышленности, транспорта и сельского хо­зяйства. Нефтебазы второй группы представляют обычно небольшие складские хозяйства и предназначаются для хра­нения и снабжения нефтепродуктами цехов и других произ­водственных участков данного предприятия или организации (например, хранилища заводов, фабрик, аэропортов, желез­нодорожных станций и т. п.).

Нефтебазы первой группы обычно находятся в ведении АК «Транснефть»; в ряде случаев такими нефтебазами располага­ют министерства путей сообщения, морского и речного флота. Нефтебазы второй группы подчиняются непосредственно пред­приятиям, которые их обслуживают, и нефтепродукты, как правило, получают через распределительные или перевалоч­ные нефтебазы первой группы. В зависимости от общего объема нефтебазы первой группы делятся на три категории независи­мо от характеристики нефтепродуктов и типа резервуаров.

При совместном и смешанном хранении в наземных и подземных резервуарах и на площадках хранения нефти в таре общий приведенный объем склада не должен превышать указанное количество, при этом приведенный объем определя­ется из расчета, что 1 м3 легковоспламеняющихся нефтепро­дуктов приравнивается к 5 м3 горючих и 1 м3 объема наземно­го хранения приравнивается к 2 м3 объема подземного хране­ния. К легковоспламеняющимся относятся нефтепродукты с температурой вспышки паров ниже 61 °С, а к горючим — нефтепродукты с температурой вспышки паров выше 61 °С.

По принципу оперативной деятельности нефтебазы под­разделяются на перевалочные и распределительные. К пере­валочным относятся нефтебазы, предназначенные для пере­грузки (перевалки) нефти и нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, являясь, таким образом, основными промежуточными звеньями между районами потребления нефти и нефтепродуктов. К этим нефтебазам относятся также неф­тебазы экспортные, перевалочные и др. Перевалочные неф­тебазы — это преимущественно крупные нефтебазы I катего­рии; они могут осуществлять перевалку нефтепродуктов как для обеспечения примыкающих к ним районов, так и для поставки в другие районы страны.

Распределительные нефте­базы предназначаются для отпуска нефтепродуктов потреби­телям непосредственно с нефтебазы или путем централизо­ванной поставки. Эти нефтебазы в основном снабжают неф­тепродуктами сравнительно небольшие районы, однако они наиболее многочисленны и через них осуществляется непос­редственное снабжение нефтепродуктами всего народного хо­зяйства [20, 21, 40, 43].

Нефтебазы располагаются в морских и речных портах, на железнодорожных магистралях и трассах магистральных нефтепродуктов и в зависимости от этого называются, например, водными и железнодорожными или водно-железнодорожны­ми. Морские или речные перевалочные водные нефтебазы осуществляют прием нефти и нефтепродуктов, поступающих по воде крупными партиями, для последующего распределе­ния и отправки железнодорожным или трубопроводным транс­портом потребителям и распределительным нефтебазам и, на­оборот, для получения нефтепродуктов с железной дороги или с магистральных трубопроводов для налива судов. Железно­дорожные перевалочные нефтебазы и наливные станции, раз­мещаемые на магистральных нефтепродуктопроводах, осуще­ствляют соответственно прием нефтепродуктов с железной дороги или от трубопровода с последующей отгрузкой их распределительным нефтебазам или непосредственно потреби­телям железнодорожным или водным транспортом.

Категория................................I II III Общий объем, м3...................50 000 10 000 - 50 000 < 10 000
Одновременно с этим для нефтебаз, размещаемых на промышленных предприятиях, норма хранения ограничена и за­висит от вида нефтепродукта и типа хранилища. Суммарный объем в резервуарах и зданиях (площадках) для хранения нефтепродуктов в таре на этих складах допускается в следующем количестве.
Хранилище.................................................................Подземное Наземное
Суммарный объем, м3, для нефтепродуктов:
легковоспламеняющихся...................................... 4000 2000
горючих...................................................................20000 10000

 

Рис. 6.1. Схема разбивки генерального плана водно-железнодорожной нефтебазы: 1 — причал; 2 — железнодорожные пути для маршрутов; 3 — сливно-наливные эстакады; 4 — нулевые резервуары; 5 — контора (насосная]; 6 — узел задвижек; 7, 31 — лаборатории; 8 — резервуарные парки; 9 — мерники; 10 — обвалование; 11, 15, 16, 18, 19, 25 — склады; 12 — автоколон­ки; 13 — автовесы; 14 — разливочная; 17 — разгрузочная площадка; 20 — котельная; 21, 22, 23 — механические мастерские; 24 — водонасосная; 26 — иловые площадки; 27 — нефтеловушка; 28 — песколовка; 29 — админист­ративный корпус; 30 — контора; 32 — электростанция; 33 — пост ВОХР; 34 — пожарное депо

Кроме указанных имеются глубинные нефтебазы, которые сооружаются для снабжения отдаленных районов при отсут­ствии железнодорожных, водных и трубопроводных коммуни­каций. Доставка на них нефтепродуктов от питающих нефте­баз в этом случае производится автомобильным транспортом.

Нефтебазы и склады при нефтеперерабатывающих заво­дах называют товарно-сырьевыми базами (резервуарными пар­ками). Назначение резервуарных парков — принимать сы­рую нефть с железнодорожного, водного и трубопроводного транспорта при хранении необходимого запаса нефти и подачи ее на завод для переработки. Товарные парки предназна­чаются для приема по трубопроводу готовых нефтепродуктов завода, для хранения оперативного запаса и отправки всеми видами транспорта на перевалочные и распределительные нефтебазы.

Территорию нефтебазы (рис. 6.1) обычно разбивают на следующие зоны с примерным размещением в них зданий и сооружений:

I — зона железнодорожных нефтегрузовых операций с размещением в ней железнодорожных сливно-наливных уст­ройств, насосных, сливных резервуаров, тарных хранилищ, погрузочно-разгрузочных площадок, лабораторий, помещений для сливщиков и наливщиков и других объектов, связанных со сливно-наливными операциями;

II — зона водных нефтегрузовых операций с размещени­ем в ней причалов, насосных и других объектов, связанных с операциями по сливу и наливу нефти и нефтепродуктов;

III зона хранения для размещения резервуаров, газо­сборников, теплообменников, насосных;

IV— оперативная зона, в которой отпускают нефтепро­дукты мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и боч­ки; в нее входят разливочные, расфасовочные, насосные, тар­ные хранилища, площадки порожней тары, наливные колон­ки, погрузочные площадки, установки по затариванию, освет­лению и регенерации отработанных масел;

V зона вспомогательных сооружений, в которой разме­щают механические и сварочные мастерские, бондарные, про­парочные установки, площадки для хранения клепки, элект­ростанции, трансформаторные подстанции, котельные, кузни­цы, склады материалов и топлива, диспетчерские пункты, а также лаборатории и конторы грузовых операций, обслужи­вающие сливно-наливные причалы;

VI — зона административно-хозяйственных зданий и со­оружений для контор (офиса), проходных, гаражей и здания охраны;

VII — зона очистных сооружений с комплексом сооруже­ний для сбора и очистки производственных и ливневых вод (песко- и нефтеловушки, иловые площадки и др.).

Для сообщения между зонами и прилегающими района­ми на территории нефтебазы устраивают автогужевые до­роги, пожарные проезды и выезды на дороги общего пользо­вания или на тупиковые подъезды к нефтебазе. Площадки расположения производственных и вспомогательных объек­тов ограждают, причем жилые дома и общественные здания размещают за ограждением нефтебазы. Зоны и сооружения размещают с учетом максимального сокращения протяжен­ности дорог, трубопроводных технологических коммуника­ций, водопроводных, канализационных сетей, линий элект­ропередач и т. д.

Одна из основных производственных характеристик нефте­баз — грузооборот, т. е. количество принятых и отпущенных нефтяных грузов (нефти и нефтепродуктов). Грузооборот нефтебазы устанавливают в зависимости от ее основного назначе­ния. Величину грузооборота определяют следующим образом:

для перевалочных нефтебаз — на основе общих схем не­фтяных грузопотоков, разрабатываемых с учетом производ­ственных и других связей между районами и крупными по­требителями;

для распределительных нефтебаз — на основе потребности в нефтепродуктах тяготеющих к ним районов с учетом более рационального соотношения между снабжением потребителей через нефтебазы и транзитом (минуя нефтебазы), т. е. достав­кой нефтепродуктов с мест производства непосредственно в емкости потребителя.

 

Нефтебазы размещают в зависимости от того, к какой группе и категории относится данная нефтебаза. Нефтебазы первой группы как самостоятельные предприятия размещают на специально отведенной территории в соответствии с гене­ральным планом застройки и реконструкции данного района и увязывают с железнодорожными, водными и береговыми устройствами. Нефтебазы, относящиеся ко второй группе, т.е. обслуживающие данное промышленное предприятие, размещают в непосредственной близости от предприятия или на его территории. При определении площади территории неф­тебазы предусматриваются возможности ее расширения и другие условия, согласно нормам и техническим условиям проектирования [5, 13].

При расположении нефтебаз на площадках, удаленных от населенных пунктов, промышленных предприятий или железнодорожного полотна организованного движения поездов на расстоянии менее 200 м и имеющих более высокие отметки по сравнению с отметками территорий этих объектов, предусматриваются мероприятия по их защите от разлива жидкостей при аварии резервуаров. Как правило, нефтебазы размещают вне городской черты, соединяют с дорогами общего пользования, причем расположение их должно быть увязано с железнодорожными, водными и береговыми устройствами.

Нефтебазы, возводимые у берегов рек, как правило, размещают ниже (по течению) пристаней, речных вокзалов, крупных рейдов и мест постоянной стоянки флота, гидроэлектростанций, гидротехнических сооружений, судостроительных и судоремонтных заводов и мостов на расстоянии от них не менее 100 м. Однако при расположении нефтебаз на рассто­янии более 200 м от берега реки соблюдать это правило не обязательно. При невозможности расположения складов ниже по течению реки допускается размещать их выше по тече­нию реки от указанных объектов на расстоянии:

а) для нефтебаз I категории — 3000 м;

б) для нефтебаз II категории — 2000 м;

в) для нефтебаз III категории — 1500 м от гидроэлектрос­танций, судостроительных и судоремонтных заводов и 1000 м от всех остальных объектов.

Во всех случаях выбора площадок под новое строитель­ство нефтебаз учитывают возможность обеспечения требуе­мых разрывов между зданиями и сооружениями базы, так и между окружающими ее зданиями и сооружениями. Кроме того, стремятся, чтобы все подъездные пути (автомобильные дороги, железнодорожные ветки — тупики), а также водово­ды и линии подводящих электропередач были минимальной протяженности и капитальные затраты и расходы на их об­служивание были бы наименьшими.

На нефтебазах выполняются различные технологические операции по хранению и перекачке нефти и нефтепродуктов. Характер и масштаб этих операций зависят от особенностей данной нефтебазы — от назначения, объема хранения и транс­порта и от других требований, предъявляемых к ее производ­ственной деятельности. В процессе эксплуатации нефтебаз выполняются как основные операции, связанные непосред­ственно с хранением и перекачкой нефти, так и вспомогатель­ные операции, способствующие нормальной эксплуатации.

К основным технологическим операциям относятся:

1) прием нефти и нефтепродуктов с железнодорожного и водного транспорта, а также из магистральных нефтепрово­дов и нефтепродуктопроводов (в отдельных случаях на нефтебазах небольшого объема осуществляется прием и с авто­мобильного транспорта);

2) хранение нефти и нефтепродуктов в резервуарах и тарных хранилищах (в бочках и мелкой таре);

3) налив в железнодорожные цистерны и нефтеналивные суда;

4) перекачка по трубопроводам на предприятия, головные и раздаточные станции;

5) отпуск в автомобильный транспорт через наливные ко­лонки и в таре;

6) ремонт и производство бочкотары.

К вспомогательным операциям относятся:

1) внутрискладские перекачки, осуществляемые при необ­ходимости перемещения нефтепродукта из одного резервуа­ра в другой в случае смены сорта или смешения, опорожне­ния при зачистке и ремонте или в случае пожара и т. п.;

2) подогрев вязких нефтепродуктов в резервуарах, же­лезнодорожных цистернах, а также подогрев трубопрово­дов, транспортирующих эти жидкости, во избежание их застывания в трубах;

3) отстой нефтепродуктов и отвод отстойной подтоварной воды в канализационную систему;

4) регенерация отработанных масел и их осветление;

5) все операции, проводимые на подсобно-производствен­ных объектах (котельные, водонасосные и др.);

6) опорожнение и очистка трубопроводов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.