Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия Палаты представителей




1. Рассмотрение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции

Указанные проекты эта палата рассматривает лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь. Согласно ст. 139 Конституции закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев.

Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента.

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Запрет на изменение Конституции в последние 6 месяцев полномочий Палаты представителей предотвращает принятие решений в угоду сиюминутным интересам (например, исходя из предвыборной ситуации).

Аналогичной является процедура толкования Конституции Палатой представителей.

2. Рассмотрение проектов законов

В п. 2 ст. 97 Конституции к компетенции Палаты представителей отнесено рассмотрение проектов законов.

3. Внесение предложения о проведении референдума. Назначение выборов Президента

Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь. В качестве инициатора его проведения могут выступить Палата представителей и Совет Республики.

Предложение об этом принимается палатами на их раздельных заседаниях большинством от полного состава каждой из палат. После принятия соответствующего постановления Советом Республики предложение, должно быть направлено Президенту для принятия им решения о назначении референдума.

В Конституции распределены роли по назначению выборов Президента и палат Парламента. Палата представителей назначает выборы Главы государства. Порядок и сроки назначения выборов Президента предусмотрены Конституцией (ст. 81) и Законом «О выборах Президента Республики Беларусь».

Решение о назначении выборов Президента Республики Беларусь принимается Палатой представителей без участия второй палаты - Совета Республики. Данное решение принимается в форме постановления.

4. Рассмотрение вопросов об отставке и досрочном освобождении от должности, смещении с должности Президента Республики Беларусь

Срок полномочий Президента Республики Беларусь -5 лет, однако он в любое время может подать в отставку, которая принимается Палатой представителей, что должно быть зафиксировано соответствующим постановлением. Президент не обязан указывать мотивы своей отставки.

Согласно Конституции (ст. 88) Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности.

Решение о досрочном освобождении от должности Президента принимается большинством не менее 2/3 голосов от полного состава Палаты представителей и Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее 1/3 ее депутатов.

Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

5. Делегирование Президенту законодательных полномочий

Норма ст. 101 Конституции предусматривает право Палаты представителей и Совета Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Такой закон может быть принят только с участием двух палат. Такой закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

♦ Полномочия Совета Республики

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов.

Он дает согласие на назначение Президентом Председателя Председателей и судей высших судебных органов Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; и шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

В связи с тем, что Совет Республики является палатой территориального представительства, он вправе отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; принимать решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 19 Закона от 10 января 2000 г. «О местном управлении и самоуправлении»).

Совет Республики является второй инстанцией, которая после Палаты представителей рассматривает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в 3-дневный срок после их внесения принимает соответствующее решение. Он может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

 

Полномочия правительства Республики Беларусь

Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами.

Правительство вступает в тесные взаимоотношения с другими органами государственной власти, прежде всего с Президентом и Парламентом.

В отличие от конституций некоторых других государств (например, США) Конституция Беларуси прямо предусматривает образование и деятельность Правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров.

Состав и порядок формирования Правительства Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства. В ст. 106 Основного Закона указано, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. Структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Работой Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 106 Конституции Премьер-министр:

1)осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2)подписывает постановления Правительства;

3)в двухмесячный срок после назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение 2 месяцев;

4)информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

5)выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. До сформирования нового Правительства по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении полномочий, продолжает осуществлять свои полномочия.

Формирование Правительства начинается с назначения Президентом Премьер-министра, которое осуществляется с согласия Палаты представителей.

Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Премьер-министра. Внесение альтернативной кандидатуры не допускается.

Палата представителей должна принять решение о даче согласия на назначение Премьер-министра: не позднее чем в 2-недельный срок со дня внесения предложения.

Решение о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра принимается Палатой представителей тайным голосованием и оформляется постановлением.

При двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Конституция не устанавливает каких-либо специальных цензов для избрания на должность Премьер-министра, важно, чтобы кандидат был гражданином Республики Беларусь.

Формирование Правительства в целом осуществляется Главой государства.

Нa практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры. Заместители Премьер-министра, министры и другие члены Правительства, а также председатели государственных комитетов, руководители других республиканских органов государственного управления назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь.

Конституция предоставляет Правительству гарантии для спокойной и целенаправленной работы, хотя и допускает возможность влияния Парламента на курс Правительства. Так, Премьер-министр обязан в месячный срок после назначения представить Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения, также в течение 2 месяцев представить повторную программу. Палата представителей заслушивает Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет ее; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству.

Если программа деятельности Правительства была одобрена, то вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после ее одобрения. Глава государства может привлекать к ответственности (включая и освобождение от должности) членов Правительства и до окончания вышеназванного срока.

Срок полномочий и отставка Правительства Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь не определяет срока полномочий Правительства. Указывается, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Сложение полномочий Правительства должно происходить не после объявления результатов выборов Президента, а со вступлением Главы государства в должность, т.е. после принятия им Присяги.

Для формирования нового состава Правительства необходимо время, поэтому Президент вправе поручить прежнему составу Правительства продолжать выполнение своих обязанностей до сформирования нового состава Правительства Республики Беларусь.

В Конституции не предусмотрена обязанность Президента получать согласие Палаты представителей на освобождение Премьер-министра от должности. Однако, Президент должен известить Палату представителей о принятом решении.

Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшееисполнение обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения вотума недоверия.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу.

Решение о доверии Правительству считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Если решение о доверии не принято, то это считается отказом Правительству в доверии. В этом случае, Президент вправе в 10-дневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.

Конституция предусматривает как коллективную, так и индивидуальную ответственность Правительства и его членов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.