Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет философии




Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для лекционных и семинарских занятий необходим: ноутбук с установленными программами Acrobat Reader, PowerPoint, iTunes, проигрыватель Windows Media, соответствующие комплектующие к оборудованию и подключение к сети Интернет.

Материально-техническое обеспечение дисциплины представлено:

- аудиторным фондом юридического факультета Кубанского государственного университета;

- интерактивными досками (цифровой проектор, экран, ноутбук);

- библиотекой юридического факультета Кубанского государственного университета;

- оборудованием для выхода в интернет через WI-FI доступ.

 

 

План:

1. Предмет философии.

2. Миф (былина), религия, философия.

3. Развитие философского знания в Европе.

4. Функции философии.

5. Мировоззрение, его роль в современном мире.

 

Философия как способ и форма духовной деятельности людей является одной из наиболее древних частей общей духовной культуры человечества. Философствование, т. с. осмысление основополагающих, коренных, принципиально важных проблем природы, общества и мышления, вопросов существования человека и смысла его жизни, предназначения и цели развития общества и каждого отдельного человека, во все времена было присуще людям. Ответы на эти вопросы, полученные за тысячи лет существования философии можно оценивать по-разному. Объясняется это тем, что в истории человечества неоднократно изменялись приоритеты этих вопросов. Одни из них становились центральными и их исследование привлекало большинство философов, другие вопросы уходили на задний план или совсем переставали интересовать философию. Наконец, в философии всегда возникали новые проблемы, ставились новые вопросы.

Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмысливать бытие, вносить коррективы в представления обо всем существующем.

В процессе своего существования философия неоднократно ставила также вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства, морали или политики, права или религий. Это бесконечное, существующее в течении тысячелетий рождение основных и новых проблем в ходе философского отражения мира, вызвано к жизни особенностям и самой философии, которую всегда интересуют центральные, коренные проблемы бытия. Кроме того, во все времена философия стремится использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства, в первую очередь и главным образом, из естествознания. Поэтому достаточно давно возникла традиция рассматривать философию как одну из наук, которой располагает человечество. Эта традиция особенно усилилась в XVIII—XIX вв., когда для многих людей понятия «философия» и «наука» стали казаться тождественными. В действительности связь между философией и наукой существует, но философское знание может выступать как в научной, так и в донаучной и заведомо ненаучной форме, не переставая в тоже время быть философией.

Более того, исследования философских школ показывают, что граница между научностью и ненаучностью в философии не проходит по традиционному делению философов на материалистов и идеалистов и определяется не ответом на тот основной, по словам Ф. Энгельса, вопрос философии, который он формирует как вопрос об отношении сознания к бытию, и его второй стороной—о тождестве мышления и бытия в процессе познания объективного мира.

В истории философии неоднократно происходили невероятные, на первый взгляд, события: философы выдвигали какую-то проблему и даже решали ее, это решение долгое время считалось абсолютно истинным, а затем ход развития философии или науки опровергал его истинность. Так случалось с геоцентрической системой Птолемея, атомистической теорией Демокрита. То же самое относится к современным представлениям о мире. Именно философия XX в. обратила внимание ученых на интуицию и бессознательное, она пыталась и пытается ответить на вопросы о существовании разумной жизни в космическом пространстве, о тайнах наследственности, объясняя это с позиции разнообразных философских школ и направлений.

В современной философии имеется множество областей исследования и осмысления, в которых анализируются предельно общие знания о мире, человеке, о разных формах бытия. В состав философии входят: онтология —учение о бытии; гносеология —учение о познании, методология —учение о методах познания; герменевтика —учение о понимании и толковании познанного человеком; аксеология —учение о ценностях (будь то ценности морали, права, искусства или религии), социальная философия как особая область онтологии, гносеологии и методологии, философская антропология —учение о человеке и его бытии, праксиология —учение о человеческой деятельности и ряд других.

Именно поэтому границы между философами разных направлении можно проводить но разным основаниям, в зависимости от того, что нас в данный момент интересует. Правомочно деление всех философов на материалистов и идеалистов, по не менее правомочно и разделение их на сторонников идеи всеобщей причинности и на сторонников свободы воли. Философы могут заниматься только проблемами человека или только проблемами космоса, проблемами души или проблемами тела. В сфере познания мы можем разделить философов на теоретиков и эмпириков, интуитивистов и рационалистов. Таким образом любая классификация философских школ и направлений имеет право на существование. Это позволяет понять и то обстоятельство, что вклад в развитие философского знания могут вносить и действительно вносят представители самых разных философских школ-— идеалисты и материалисты, философы, отрицавшие возможность познания мира, философы, убежденные в его познаваемости.

Философия может рассматриваться как составная часть духовной культуры народа на том или ином историческом этапе его развития. С этой точки зрения можно говорить о сравнительных характеристиках например, английской и французской философии XVIII в. или о специфических особенностях, скажем, исламистской философии XX в.

Не менее интересен анализ разных философских представлений о человеке, его сотворении или происхождении. Здесь является важным не только сопоставление религиозной и естественнонаучной точек зрения на эту проблему, но и отслеживание эволюции каждой из них в истории философии.

Для сторонников философии диалектического материализма разделение философских школ подразумевает не только ответ на сформулированный Ф.Энгельсом основной вопрос философии, но также и по критерию ее партийности. В. И. Ленин подчеркивал, что нынешняя философия партийна и что борьба материализма и идеализма в философии есть отражение классовой борьбы, идущей в обществе.

Философы конца XX в. считают, что главной задачей современной философии является выработка концепции выживания человечества на основе признания общечеловеческих ценностей, интеграция усилии людей на претворение в жизнь биосферной концепции культуры, на решение всех глобальных проблем современности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.