Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая и элитарная культура. Особенности современной молодежной культуры




 

В современную эпоху успехи науки и техники вызвали к жизни «технотронное общество» на Западе, которое характеризуется в том числе и огромными информационными потоками, функционирующими благодаря системе массовой информации — печати, радио, телевидению, кино и пр. Исследуя особенности общении при помощи средств массовой информации, ученые разрабатывают не только общую теорию передачи информации потребителю, но и раскрывают особенности эффективной ее подачи, делая информацию орудием экономической или политической конкуренции. В 40-50-е гг. XX в, оформилась точка зрения на массовую коммуникацию, как на новый тип культуры и новый этап социального общения. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Херберта Маршалла (1911—1980). Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Так, для «племенного человека» его общение ограничивалось устной речью и характеризовалось мифологическим мышлением, передаваемых традиционно из поколения в поколение. Затем наступает эпоха книгопечатания и возникает «типографский и индустриальный человек», характерный для Западной Европы. В тот период крепнут национальные государства, усиливается расслоение людей в связи с продолжающимся разделением общественного труда и узкой специализацией в профессионально-трудовой деятельности. Неизмеримо вырастает индивидуалистические настроения людей, главное место в духовной жизни общества приобретает разум.

Эпоха человечества, а затем в еще большей степени появление ЭВМ и качественное изменение средств массовой информации, приводят к тому, что возникает новый тип общения людей, а население всей планеты превращается в жителей «глобальной деревни», которая как и обычная деревня характеризуется максимальным несогласием жителей по каждому из жизненно важных вопросов. Только с помощью современных средств массовой информации человечество в состоянии избежать гибели. Они приучают людей мыслить не узко и однозначно, а «мозаично», они формируют многочисленные мифы, с помощью которых у людей возникает хотя и иллюзорное, пускай и целостное восприятие, мира и формируется та культура, которая была названа Маклюэном «глобально-электронной» культурой.

Концепция Маклюэна и его последователен представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры. Однако среди исследователей значительно больше пессимистически настроенных авторов. Они рассматривают массовую культуру по аналогии с поточным фабрично-заводским производством, где «индустрия образов» подчиняется тем же законам рынка и чистогана. Массовой становится современная духовная культура в связи с тремя причинами. Во-первых, она имеет массового потребителя, независимо от его национальной, классовой или возрастной характеристики. Во-вторых, процесс создания потребительских образцов культуры носит массовый характер. Это—могущественный шоу-бизнес или газетно-журнальный его вариант, возглавляемый «Королями прессы». Наконец непрерывающийся поток производства информации средствами массовой информации формирует в сознании людей определенные «эффекты» массовой коммуникации -идеологические мифологемы, тенденциозные точки зрения, симпатии и антипатии, желательные для разработчиков идеологических «рационов».

Западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура» превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видеообразов как непосредственную действительность, а реально существующий объективный мир -как иллюзию, досадную помеху бытия. Потребление образцов массовой культуры по свидетельству психологов возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созерцателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы», агрессивно настроенных против любой критики в адрес любимых идолов массовой культуры.

Американские исследователи массовой культуры считают, что она в настоящее время выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующей не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей.

Средства массовой информации осуществляют большое воздействие на формирование ценностных ориентации, вкусов и даже потребностей людей, определенным образом организуя общественное мнение потребителей информации. Именно воздействие средств массовой информации обеспечивает рекламу любому товару, будь то вещам, идеям, новой мелодии или другим предметам и произведениям искусства.

Массовая культура неразрывно связана с общими идеями потребительства, она неотделима от такого значимого явления современной жизни, как мода, с ее законами подражания, внушения и заразительности. Мощным средством воздействия на человека является реклама, построенная с учетом психологии людей. Реклама формирует их потребительские вкусы, указывая на образны модного, а, следовательно, престижного потребления. Являясь социально-психологическим феноменом, мода особенно сильно воздействует на наиболее эмоциональные и импульсивные слои населения – на женщин и молодежь, внушая им идеалы развлекательной, свободной от забот и ответственности жизни, жизни ради удовольствия, радости и счастья. Эти идеалы весьма далеки от действительности, но они неотразимо действуют на неустойчивое сознание.

Чаще всего массовую культуру описывают лишь в критически разоблачающем ключе. Кроме того, считалось, что такая культура существует лишь в условиях капитализма. Однако, массовая культура—закономерное явление общества. Ее основные признаки — распространенность культурного образца в массах, воспроизводимость массами этих культурных образцов.

Определенные стандарты творчества, их поддержка и понимание многими людьми, что характерно для массовой культуры, были присущи этичной Греции, где чтение наизусть песен из «Иллиады» и «Одиссеи», являлось отражением не только художественной значимости, но и широкой популярности произведений Гомера. Таким же явлением массовой культуры в России было сочинение частушек, как особой формы песенного творчества, которая возникла на заре XX века и сохранила свое значение и в наше время.

Массовая культура связана со становлением и развитием массового сознания, а формирование этого массового сознания с помощью средств массовой информации может идти как по антигуманным, так и по высоконравственным образцам. Развитие средств массовой информации способствует тому, что миллионы людей получают возможность познакомиться как с важнейшими событиями, происходящими на всей земле, так и с планетарными достижениями науки, искусства, увидеть уникальные природные явления, памятники культуры, глубже понять значение и роль культуры в жизни человечества.

Резкая критика в адрес массовой культуры в конечном итоге способствовала формированию более гибкого и разнообразного идеологического «меню», которое поставлялось средствами массовой информации потребителям. В него стали включать различные демократические и гуманные идеи, рассчитанные на разные аудитории. Развитие средств массовой информации, как отмечают исследователи, способствует чистоте языка, уменьшению диалектных ошибок произношения, формированию единой языковой культуры. Правда, зачастую этот единый язык оказывается построенным на литературных штампах, газетных клише и канцеляризмах.

Примерно сто лет назад философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого несамостоятельного сознания. Ей противопоставляли элитарную культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т. е. - цвета человечества. При этом исходили из того, что неравенство людей естественно и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что она составляет интеллектуальное, правящее меньшинство, обладающее высокой активностью, развитым интеллектом, легко адаптируется в изменяющихся обстоятельствах. Еще А. Шопенгауэр и Ф. Ницше говорили, что они пишут для людей с особой восприимчивостью, для людей гениальных, для «сверхчеловека», который обладает сильной волей к власти и огромным жизненным потенциалом. Примерно ту же позицию занимали теоретики авангардизма и модернизма, считая, что «серой массе» их труды и произведения принципиально недоступны. Однако практика развития любого художественного направления опровергает этот тезис. В любом обществе наряду с эстетически развитыми людьми существуют люди с неразвитыми вкусами. Причем они не только имеют право на существование, но и в состоянии создать свои, новые художественные школы и направления (дадаизм, кич и др.). Кроме того, соотношение элитности и массовости культуры не является застывшим. Т, что вчера еще было элитарным, сегодня становится предметом массовой культуры. И наоборот, явления массовой культуры нередко становятся желанными для эстетствующей элиты.

Таким образом массовая и элитарная культура не имеют четко выраженных границ и зон разделения. Они представляют собой единый общий процесс функционирования культуры.

В любом обществе процессы духовного производства и вся духовная сфера жизни общества не представляют собой единого и монолитного целого. Это связано с тем, что духовное производство отражает отношение тех или иных групп людей к человеку, к обществу, к его культурным традициям и укладам. Поэтому в сфере культуры всегда существуют общепризнанные и общепринятые нормы, принципы и идеалы и такие феномены, которые находятся в оппозиции к господствующим нормам, принципам и идеалам и отрицают их. Такие социально-культурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, стоящим в основе той или иной культуры, получили название субкультуры, крайняя форма которой называется контркультурной. Ее носители отличаются от большинства членов общества образом жизни, стилем мышления, поведением. Они стоят в оппозиции по отношению ко всем или большинству признаваемых обществом ценностей. Такой контркультурой в недрах дореволюционной России выступали, в частности, ценностные установки разных революционных партий, стремившихся к радикальному изменению существовавшего в России общества на социалистической, анархистской, эсеровской или другой платформе. Вместе с тем, в дореволюционной России было много специфических субкультур, которые существовали и успешно развивались как на старой, так и на новой основе (толстовство, символизм, модернизм и др.).

Наиболее значимой для жизни современного человечества выступает молодежная контркультура, как культура протеста против бесчеловечности индустриального общества, пагубной для всех людей урбанизации, против всех глобальных проблем современности. Эти проблемы особенно остро осознаются молодежью, потому то любая из них имеет непосредственное влияние на саму жизнь молодых людей.

Теоретическое обоснование концепции молодежной контркультуры было заложено в целом ряде работ Г. Маркузе, Т. Оддорно и других представителей философии Франкфуртской школы. Они резко отрицательно относятся к современной западной культуре, считая, что она, наряду с ее несомненными достоинствами (комфорт, удобство бытия), рождает и репрессивную терпимость людей, их «одномерность». Такие люди оказываются не способными и не желающими бороться за свободное развитие индивидуальности, проявление собственной самобытности, самореализации. Борьба за свободу человеческого существования, по мнению представителя этой школы Г. Маркузе (1898—1979), должна начинаться со всеобщего отрицания (тотальной негации) всего и вся. А осуществить такое всеобщее отрицание могут только те люди, которые находятся «на обочине» современного общества, не включены в систему репрессивной терпимости,— а первую очередь это молодежь, деклассированные элементы и люди гетто.

Концепция всеобщего отрицании была подхвачена молодежью Запада. На ней основывалось движение «новых левых» в начале 70-х гг., то молодежное движение, которое оказало существенное воздействие на реформу системы образования и заставило правительства ряда Западных стран создать специальные министерства по делам молодежи. В их задачи входит разработка политических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих бесконфликтную и высокоэффективную адаптацию молодежи к существующей культурной среде.

Молодежную культуру в 70-х гг. на Западе назвали культурой протеста. В эти годы молодежь резко выступила против системы ценностей отцов, заявив, что она не хочет преуспевать в бизнесе, что надо делать любовь, а не деньги, что она не хочет быть поглощенной буржуазией действительностью. В качестве альтернативы западного образа жизни молодежь создала движение панков и хиппи, занялась изучением восточных религий и нравственно-мистических учений, встала в ряды террористических «красных бригад»- стремилась к тотальному отрицанию и разрушению рационалистической культуры Запада.

Зачастую молодежную контркультуру представляли как движение невоспитанных, отклоняющихся от нормального поведения юнцов, склонных к драке и авантюрам. Однако такое представление не соответствовало действительности. Несмотря на вызывающее «карнавальное» поведение, молодежь ставила на обсуждение важнейшие вопросы бытия: как жить правильно, не будучи прикованным к капиталистической каторжной тачке «порядочного общества», возможна ли чистая любовь в мире, где все продается и покупается, можно ли создавать семью сейчас, когда над всем человечеством нависла угроза уничтожения, есть ли в современном мире честность и уважение к жизни?

Молодежь оказала самое существенное воздействие на мир, в котором она жила. Именно молодые люди Европы и США наиболее резко выступили против войны во Вьетнаме. По инициативе молодежи создавались партии «зеленых» и возникло движение «за зеленый мир». Она добилась реформы высшего образования, снижения возрастного ценза при выборах в Парламенты.

Конечно, обладая малым социальным опытом, будучи импульсивной и неустойчивой в своих настроениях, молодежь нередко становилась и становится игрушкой в чужих руках Ее безжалостно эксплуатирует шоу-бизнес и коммерческий спорт. Из нее выкачивают деньги индустрия досуга и модные магазины. Она подвержена влиянию масс -медиасредствам массовой информации. Но в целом процесс адаптации молодежи к существующей в обществе культуре происходит достаточно эффективно, и подрастающее поколение молодых людей пока не нашло путей развития человечества, оригинальнее тех, по которым прошли и идут их родители.

Особого внимания заслуживает анализ процесса коммерционализации современной культуры.

Специалисты на Западе посвящают свои научные исследования тому, как активизировать покупательский спрос людей, как сделать сферу их досуговой деятельности коммерчески выгодной для бизнеса развлечений. Людям внушаются стереотипы поведения - обязательность путешествий, подарков, обладания сувенирными вещами и символами, буклетами и проспектами, фотографиями и пр. Это все более соответствует тезису культуровлогов о том, что на смену человеку разумному приходит человек потребляющий, а на смену человеку производящему— человек играющий.

В обществе где рыночные отношения становятся главными и определяющими, законам рынка подчиняются все сферы жизни: экономика, политика, социальные отношения, все подчинено господству товарно-денежных отношений. И лишь немногие учреждения сферы культуры могут противостоять натиску рынка. Это же относится и к творческим личностям, которые нередко оказываются не в состоянии противостоять натиску коммерции с ее непременным требованием финансового процветания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.