Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кочевье. 1931




В творческом списке У.Тансыкбаева «Кочевье» - произведение особенное, оно созвучно мироощущению природы кочевыми народами, созвучно устоявшимся представлениям о земном рае, безвозвратно теряющемся в жизни поколения начала ХХ века.

Художник создает эпическое пространство, царство земли, что можно обозревать только с высокой точки зрения. Ощущение гармонии и покоя при виде столь величественного и в то же время в чем-то очень камерного, хрупкого мира. Подобная удивительная картина открывается перед взором человека тогда, когда он стоит на одной из верхних точек горной, холмистой местности и когда рельеф окружающего ландшафта воспринимается во всей своей полноте, как на ладони.

Это одно из произведений мастера, где используется метафоричность, свойственная традиционной народной художественной культуре, в отличие от принципов академического реалистического изображения других произведений из творческого наследия У.Тансыкбаева.

Однако художник верен избранной тематике: он всегда восхищался миром окружающей его природы, и здесь, в его картине пространство, соткано из множества округлых объемов горного холмистого пейзажа. Столь же органичные в своем следовании рельефу местности жилища кочевников - юрты, одной своей формой вторящие природному ландшафту и все же не сливающиеся с ним абсолютно.

Как и следует из традиций народного орнаментального искусства, линия берет на себя формообразующие функции, в то время как общая композиция подчинена цветовому ритму. Художник использует резкие перепады светотеней в центральной части композиции, тем самым акцентируя главное: пространство, пронизанное воздухом, даже в столь условном его выражении.

Центром композиции является и образ сидящей женщины в напряженной позе, с устремленным к свету взором. Один из редких случаев, когда У.Тансыкбаев трактует образ человека через примитив и условность. Во всем облике фигуры женщины предельная обобщенность, контрастное сочетание холодных и теплых цветов и что-то искусственное. Но в ее напряженной осанке, в устремленности ее взгляда – ощущение романтического полета мыслей, когда этот мир осознается, как божественный дар. Классическая картина природы созвучна традиционной одежде женщины, сложившейся к началу двадцатого века, безошибочно идентифицирующей ее с культурой данного региона планеты.

Свет в композиции играет одну из самых существенных ролей. Отмеченный цветовой ритм получается под непосредственным ее формообразующим свойствам. Границы света и тени в горной местности особенно выразительны и отчетливо прослеживаются, что придает пейзажу и особую поэтичность и метафоричность композиции.

Лучи солнца окрасили в розовый цвет освещенные части горных холмов и юрты – словно розовый туман в сознании восхищенного природными красотами и чудесными превращениями человека, когда краски непонятным образом оживают и быстро сменяют друг друга. Мастер только стремился остановить одно из его мгновений, что сближает его в данном случае с импрессионистическим видением, но в то же время примитив и условность художественного выражения позволили создать нечто иное в трактовке реальности.

И в цветовой гамме, и в композиционных приемах У.Тансыкбаев использовал народное наследие, оно в самом принципе соотношений больших масс, в линейной гармоничности и ритме, наконец, в декоративности общего фона полотна.

Символизм и знаковость – столь традиционные принципы из традиционного искусства казахов осмыслены художником сквозь призму постимпрессионистического, фовистического толкования. Вне сомнения мастер увлекался в свое время искусством модернизма, авангард с его особым языком выражения мысли не мог не волновать художника в пору юности, но, к сожалению, этот язык очень скоро оказался под запретом, что впоследствии непосредственно отразилось на позициях блистательного советского живописца Урала Тансыкбаева.

 

 

Урал Тансыкбаев (1904 – 1974)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.