Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полдень. 1959




Произведение «Полдень» является существенной вехой в творческом пути К.Шаяхметова.

Художник стал законодателем новых принципов жанровой живописи Казахстана 1950-60-х годов. О жанре мы говорим, когда перед нами возникают конкретные сцены повседневности, абсолютно лишенные эпохального значения и позволяющие восстановить до мельчайших подробностей текучую суету будней. Тем не менее, предметом бытового жанра могут стать обряды, игры, ритуалы народа, которые передаются из поколения в поколение и становятся связующей нитью между прошлым и настоящим. Говорить в этом случае о длительной временной дистанции, о взгляде в далекое от актуальности время сложно: обряды продолжают сохранять силу, а также свою роль нормативной регулировки общества по сей день.

После сознательно ориентированной на общее выражение облика всех национальных школ тематической картины сталинского периода начинается новый этап. Для К.Шаяхметова стали важны родословная, почва, корни, и в рамках обязательных канонов соцреалистического искусства он не только занимался прославлением счастливого бытия, но и задался философскими вопросами, связанными, в том числе, и с национальной идентичностью.

Исконная убежденность в том, что величию и необъятности казахской степи должен отвечать справедливый миропорядок и изобилие, получила мощную подпитку в виде спущенной сверху мифологемы наступившего социалистического рая. Многочисленные картины, воссоздающие уклад жизни кочевников как раз отходят от быта, от конкретики приземленной реальности, уводя зрителя в область мечты, сказочной легенды, миража.

Бескрайняя степь, солнечный день, пряхи, с радостным умилением взирающие на счастливую мать, – из этих маленьких фрагментов бытия складывается мощная живописная оратория беззаботного аульского уклада.

Даже фигуры, показанные со спины – мальчика с арбузом и женщины, доящей кобылу, – наделены символической нагрузкой. Производственная деятельность трактуется художником не только легкой и праздничной, но наделяется творческой и окрыляющей силой. В картине представлены все поколения и отражен спокойный ход времени, дающий ощущение стабильности и веры в будущее.

В большом полотне очень тонко строится цветовой ряд. Сложное змеевидное строение светлого и темного точно соотносится с друг с другом.

Сложные рефлексы на белом позволяют оценить мастерство живописца. Особенно сложно, с разнообразными всполохам сиреневого и желтого написано платье пожилой женщины. Горизонтальный формат, расположение лошади, близость полотна к квадрату вносят дополнительную устойчивость в композицию,

Общее состояния умиротворенной тишины позволяет отнести полотно к пасторальным вещам, в которых сегодняшнее поколение находит тихую радость бытия и умение прочувствовать красоту каждого мига жизни.

Айша Галимбаева (1917-2008)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.