Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Горы Алатау. 1970




Искусство Жанатая Шарденова принадлежит периоду оттепели, когда мастер в отличие от всех своих коллег по цеху, одним из первых в поисках новой системы выражения в станковом искусстве стал экспериментировать. И эксперименты начал с традиционного материала живописи: масляных красок. Во всем остальном он тоже следует общей устремленности казахских мастеров изобразительного искусства: использовал импрессионистический опыт мирового искусства, постимпрессионистическую весомость и смысловую содержательность цветовой палитры, колорита.

Его произведения полны такой силы энергии, что трудно поверить, что написаны они в размеренной обстановке. Кажется, что на одном дыхании создается полотно, пока чувства и эмоции находятся в том состоянии духа, когда следующий миг, естественно, его уничтожит, и будет все совершенно иным.

Художник долго искал свою «линию» в искусстве, во многих его пейзажах раннего периода видны «следы» этих поисков, где мастер обращается к образам городского пейзажа. Индустриальная тематика, правда, пишется с натуры, поэтому это этюдные штудии в принципе. И тем не менее материальная весомость, впоследствии очень характерная для полотен мастера, уже начинает выстраиваться за быстрыми динамичными (плоско-линейными зачастую) мазками кисти.

«Горы Алатау» - произведение уже зрелого периода и полностью отражает ту энергию, что мы встречаем в его творческом подчерке.

Колорит произведения передает состояние природы нашего региона. Сиренево - голубые, с вкраплением глубоких синих тонов - цветовая гамма соответствующая природе алматинских окрестностей, родным горным пейзажам. Сезон года и состояние погоды лучше всего отражается светлыми белыми цветами, что покрывают землю. Холодные переливы красок пересекают нервные линии горных рельефов, внося экспрессию и общий динамизм композиции.

Постимпрессионистическая техника письма дает мастеру возможность и отразить этот мир, которым он восхищается, и выразить свои мысли через экспрессивную стихию мазка.

Движение кисти художника осязаемо и предельно выразительно по своей точности в массивной лепке формы. Он работает не пятном и линией, а как скульптор, массой и объемом. Объемная лепнина практически «свисает» с поверхности холста, она груба в своей материальности. Что-то от грубой и сильной материальной сути самой природы в произведениях художника. Он обнажает дионисийскую ее суть, стихию относительного мира вещей в ее лоне. Она холодна и сильна в своей холодной грубой материальной форме, она может поглотить, и человек утонет в ее недрах, где нет ничего от сентиментальных восхвалений, как это присуще многим казахским живописцам.

Бурлящий динамичный и сильный мужской облик имеет природа по-шарденовски. Она зафиксирована словно в минуты накала страстей, почти сексуальная окраска ощущается, от ее неуемной материальной стихии. Все это ощущение передается посредством лишь техники письма и пастозностью мазка, это и есть система в выражении не столько мысли, сколько чувств.

Динамичная стихия мира трактуется быстрыми, предельно смелыми, энергичными движениями кисти мастера, что лежат на поверхности холста, но при этом очень тонкие колористические переливы цветов, их смена столь же тонка и богата. Мужественность и мужская грубость, приводящая в «дикий» восторг от этого «дикого» животного начала природы, транслируется массой, количеством красочного материала.

Природа – это живой мир, это вулкан, которому свойственен собственный ритм, и которая обладает всеми присущими плоти свойствами. Плотское начала природы, энергия, что имеет прямое отношение к рождению, к изменению и смерти. Так воспринимается полотно Ж.Шарденова, безусловно, очень яркого представителя творческой личности в искусстве Казахстана. Он использовал тенденции искусства своего времени на то, чтобы искать ответ о свойственных человеку вопросов: где грань между абсолютом и относительным в этой реальности, и что есть реальность данная? И за скрытым под покровом холодных оттенков пейзажем – буря внутреннего мира самого человека. Художник плоть от плоти той же материальной плоти своей земли.

Иван Бондаренко (1928-1994)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.