Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чабан. 1979




Казахское искусство представлено творчеством многих народов и этносов. Камиль Муллашев - татарин по национальности, но его творчество полностью принадлежит искусству Казахстана.

Так полотно «Чабан» отражает мир казахских степей, природу степного края и образ человека, столь характерных для казахской среды середины и конца двадцатого века.

Это чабан не из традиционной глубины веков, это труженик нового времени, о чем свидетельствует очень простая и в то же время красноречивая форма одежды: сапоги, рубашка, заправленные штаны.

В произведении художника тема бытового жанра, характерная для искусства соцреализма семидесятых начала восьмидесятых годов. Тема человека труда, который ставился в искусстве советского периода как самая приоритетная тематика, пропагандирующая идеалы коммунистической идеологии.

Но в произведении мастера степь и природа занимают основное место, человек на переднем плане, он молодой и сильный, но есть напряжение во всей композиции. И нечто суровое от самой природы, от сильной фигуры человека, что заставляет задуматься о проблемах, завуалированных в полотне.

Природы степного края сурова, сильные ветры даже в солнечную погоду могут пронизывать, но для чабана это родная стихия, он не просто родился в ее лоне, он ее производное. Чабан советского времени на словах был окружен вниманием и заботой, на деле суровый край и сам труд мало изменились. И тем не менее человек, несмотря на то, что здесь изображен со спины (одна из сложнейших задач в изобразительном искусстве), несет в себе новую энергетику. Это современный советский строитель мифического, как выяснилось, коммунизма. Суровость общего строя композиции несколько перекликается с суровым стилем соцреализма, но произведение всецело отнести к данной стилистике невозможно.

Полотно художника повествует о реалиях современного бытия казахского села, называемого по-прежнему аулом, где традиционный труд продолжает существовать, но человек уже иной. Он полон энергии, полон сил и должен быть устремлен в будущее, но перед нами очень прозаическая бытовая ситуация, как загон для скота, у которого изображен чабан.

Вдали пасутся лошади, ровная гладь пространства степи, в которой только ограниченные тона переливов цвета, выжженной солнцем и ветром земли; собака, лежащая у самого края полотна, спокойна и ее присутствие в большей степени вносит в полотно прозу жизни.

Художник использовал эффект фотокадра, когда объектив выхватывает из окружающего мира фрагмент. А «во чисто поле» обычный день, прозаичность обыденной ситуации, и только художник предлагает внимательно присмотреться к этой обыденности мгновения и увидеть в нем приметы времени.

Эта земля сурова своей открытостью, ведь ветер и солнце делают, не встречая преград, «обнажают» плоскость земли особым способом…

Одним из особенностей композиционного приема художника является изображение человека – главного «действующего лица» в произведении. Он стоит спиной к зрителю, это сложнейшая с точки зрения художественных задач система трактовки образа, когда через спину передается состояние персонажа или ведется рассказ о его жизни.

В изображении человека со спины сложно передать эмоции и чувства, однако художник сумел отразить типичные черты современного ему труженика. Его образ узнаваем по той свободной позе, в которой и уверенность и непонятное напряжение одновременно. Это только в сказках пастух может лежать и играть на дудочке, время принесло новые понятия и главное – желания в будущем росте.

Человеку сложно ограничиваться только одними рамками. В крепкой фигуре угадывается и молодая удаль, и сила, и образованность – ведь в советском времени с безграмотностью было покончено. Перед зрителем не слабый и безвольный, покорный и легко управляемый человек, а полный энергии и, вероятно, амбиций представитель своего поколения.

Пейзаж столь же типичен в своей горизонтальной развертке и суровой характеристике: здесь надо знать ее нрав и особенности взаимоотношения.

К. Муллашев посвятил свое творчество не просто воспеванию нелегкого труда и быта современника, но создал нарративное полотно о новой реальности степного края.

 

Ерболат Тулепбай (род. 1955)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.