Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Варят мясо. 2003




 

Жизнь казахского аула - лейтмотив творчества художницы Зейнекуль Тусиповой. Люди и природа Казахстана переданы в работах Тусиповой с полнотой цельного душевного переживания, полны спокойного внутреннего достоинства и душевной красоты герои, занятые обыденными повседневными заботами.

Женщины в извечных хлопотах хозяйства, варят мясо, жарят баурсаки, или приглядывают за маленьким стадом барашков, столпившимся во дворе у глинобитных стен. Во всех этих сценах ощущается особая поэзия повседневной жизни. Обыденность предстает в них вечной и спокойной, радостной и грустной, жизнь человека, затерявшись в этих уютных или заброшенных дворах, то пугает своей бесприютностью, то восхищает стойкостью к тяготам бытия. В конечном итоге она подводит зрителя к мысли о ежеминутной красоте и счастье бытия, хрупкой красоте любого, даже самого простого мгновения человеческой жизни.

Смелым и необычным является композиционное решение картины «Варят мясо». Мы видим, словно, срезанный кадром фотообъектива уголок дворика у саманного дома. Здесь между его теплой золотистой глиняной стеной и отделяющей от улицы сплошной оградой идет обыденная повседневная жизнь казахской семьи. Склонившись над самодельным очажком, хозяйка в привычной сельской одежде, подвязанная белым платком снимает пенку с закипевшей мясной сорпы, в её руке деревянная сбитая из досок крышка и деревянный ожау. Как бы откликаясь на чей-то зов, она повернула лицо к зрителю и мы вполне вправе предполагать, что её мир полон обитателей, тех, для кого она варит мясо и тех, на кого смотрит с таким вниманием и заботой. Ярко ослепительно горит в жарком солнечном дне пламя очажка, доверху наполнены эмалированные блюда – табақтар. Как прекрасен, вечен и дорог сердцу традиционный сельский уклад, всеми средствами живописи говорит нам эта картина.

В колористическом диалоге теплых горячих тонов глинобитных стен, забора, огня, красных бликов на мясных блюдах и холодных синих оттенков платья героини, уголка вечернего неба и темных теней все же побеждает теплый тон. Тревожность синих нюансов вносит в полотно оттенки тревоги и то ощущение необходимой и реальной непростоты жизни, без которой картина бы воспринималась бы просто праздничной иллюстрацией на темы народного быта.

Лаконичный артистизм полотна – чисто внешняя сторона, притянутый его силой, зритель ощущает энергию природного дара, первозданность ощущения жизни, столь редкостную в наши дни. Избыточность творческой и человеческой энергии, способности с живейшим участием и теплотой воспринимать происходящее и воссоздавать свои чувства на холсте проявляется у З.Тусиповой и в специфической спонтанности самого творческого процесса. Она пишет быстро, словно играючи, не боясь простоты сюжетов, неприкрашенной обыденности мотивов, простоты черт узнаваемых лиц, мест и предметов, находя в них возможность, излить свою любовь к этому до боли знакомому миру.

Привязанность к реалиям родины прочувствована предметным и эмоциональным миром картины. Традиционный уклад передан в них узнавае­мо, чувственно ощутимо. Эта работа принадлежит серии жанровых полотен, посвященной традиционному быту современного казахского аула, она раскрывает тихую поэзию его жизни, органичную слитность человека и природы, гармонию их взаимосвязанного бытия, живую связь и преемственность поколений.

Серия полотен, посвященная традиционному быту и жизни современного казахского аула, является кардинальной в её творчестве. Постоянно работая над этой тематикой, художница сумела найти свой подход, свою интонацию и трактовку этой дорогой сердцу каждого казаха вечной темы. Вероятно, именно эта естественность переживания жизни, органичная душевная слитность художницы с безыскусными мотивами её полотен придает этой работе и творчеству З.Тусиповой в целом удивительную и удивляющую мощь.

 

Марат Бекеев (род. 1958)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.