Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материнство. Из серии «Алматинские яблоки». 1970




Линогравюра изображает молодую мать, кормящую ребенка в весеннем саду. Произведение относится к серии «Алматинские яблоки», в которой автор придерживается повествовательного характера и развития сюжетов во времени. Однако данный лист благодаря своей тематике и мастерству исполнения перерастает в законченное цельное произведение.

Сценка сельских будней располагает к внимательному рассмотрению: мы видим и украшения, и цветистое платье, заботливо постеленный коврик, разложенные на нем детские игрушки. Прибегая к таким снижающим бытовым деталям, график раскрывает все грани будничной жизни, чтобы полнее и целостнее передать красоту происходящего. Для него здесь нет ничего обыденного, все имеет глубокий смысл и становится поводом для графической игры. Большая часть поверхности листа он украшает флоральным орнаментом, заботливо выписывая каждый цветок. Типологически его подход близок к работе народного мастера, к желанию не упустить в рассказе ни одной детали, тягой к декоративному обобщению. Обращение к такой стилистике диктуется общим мифологическим подтекстом происходящего, связывающим образы цветущего сада и материнства с изображением рая как беспечной юности человечества. Этот скрытый мифологизм порождает наивно-прямолинейный, обращенный к сказочному пластический язык, ведь об устойчивых ценностях принято говорить ясно и доступно.

Тем не менее, графическое чутье не подвело мастера. Насыщение листа линейным узорочьем на первом плане сменяется на втором изящно прорисованной тончайшей сеткой склонившихся друг к другу от порыва ветра деревьев, сквозь которые виден аул вдали.

Насыщенный орнаментальный «сгусток» облегчается прозрачностью просвета, в котором видна стая птиц. Нежная бесплотность заднего плана, как на изображениях рафаэлевских мадонн, вторит теме счастливого материнства. Основательность фигуры матери, насыщенность ее формы оттеняются этим легким воздушным просветом.

Еще одна культурная ассоциация связана с нагнетанием декоративного начала. Инстинкт красоты вел К.Баранова к усилению орнаментальности. Это роднит его работы с искусством венского сецессиона или модерна, в котором происходит трансформация изображенного в сплошной растительный узор. Линогравюра обладает той же витальностью, которая характеризует произведения начала 20 века. График стремится передать органический рост, природные токи, которые объемлют все в окружающем мире. Непрерывная вязь отражает этот бесконечный круговорот, постоянный процесс становления и увядания.

Одной из несомненных удач мастера стала фигура матери. Точно и верно обрисован ее силуэт, тонко передан мотив нежности и заботы наклоном головы и круглящимся плечом. Крепкая форма усиливается очертанием цветущей кроны дерева, замыкая в кольцо композицию. Уравновешенность и ясность царят во всем. Это же можно сказать о выдержанности стиля, о точном следовании заранее выбранной авторской стратегии. Действительность не поймана, а преобразована условностью линогравюры в чудесное видение покоя и счастья.

Макум Кисамединов (1939-1984)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.