Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературный язык – основа культуры речи




Лекция 1

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

 

 

 

1. Речевая деятельность, ее значение для человека.

2. Понятие «язык». Русский язык как знаковая система передачи информации.

3. Функции языка.

4. Формы существования национального языка.

5. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Признаки литературного языка.

6. Понятие «речь»

 

1. Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. Речевая деятельность человека является самой распространенной и сложной. Человеческая деятельность на 2/3 состоит из речевой.

Речь имеет социальный характер, т.к. для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.

Речевая деятельность есть процесс, который складывается из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек. Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы их осуществления в основном одни и те же:

1 этап – в результате обдумывания, рассуждений рождается внутренний план высказывания.

2 этап – порождение, структурирование высказывания. Из памяти извлекаются нужные слова, строятся предложения.

3 этап – говорение, субъект речевого действия повествует, доказывает, рассказывает, иными словами, творит звучащую речь.

Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. Условия общения:

- общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации;

- общая тема разговора;

- общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.

 

2. Язык представляет собой систему знаков, за которыми закреплено соответствующее их звуковому облику содержание.

Язык – система знаков. Это самые главные слова, характеризующие язык. Язык становится языком только тогда, когда за каждым звуком, словом или предложением языка стоит то или иное значение, которое может придать этому знаку определенный смысл. Например, звуки [да] в русском языке имеют значение – они могут при соответствующей интонации выразить согласие.

Язык – система знаков, т.е. единицы языка не случайны, они взаимосвязаны, они образуют единство, которое функционирует только целиком. При этом каждая единицы этой представляет собой частицу целого.

Система любого национального языка состоит из единиц, объединенных на соответствующих уровнях: фонемы (звуки речи) образуют фонемный уровень, морфемы (части слова) – морфемный, слова – лексический, словосочетания и предложения – синтаксический. В свою очередь, каждый уровень включает соответствующие единицы языка: предложения состоят из слов, слова – из морфем, а морфемы – из фонем. Между всеми этими и многими другими единицами языка возникают сложные взаимоотношения, которые и определяют единство и целостность всей языковой системы, предназначенной для выполнения различных многообразных функций языка.

При этом каждая единица языка обладает определенным и всеми признаваемыми значением, которое позволяет использовать данный язык в качестве основного средства отправления и приема информации, передачи и восприятия социального опыта, сохранения национальной культуры, которая неотделима от языка.

3. Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду и социуму. В результате этого язык по своей природе полифункционален:

а) Язык служит средством общения – коммуникативная функция.

б) Язык служит средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании мышления индивида (индивидуальное сознание) и мышления общества (общественное сознание) – познавательная (когнитивная, гносеологическая функция).

в) Язык помогает сохранять (аккумулировать) и передавать информацию – аккумулятивная (эпистемическая) функция.

Дополнительные функции проявляются в речи и определяются структурой речевого акта, т.е. наличием адресанта и адресата и предмета речи:

эмоциональная функция – выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства,

волюнтативная функция – функция воздействия на слушателей.

 

4. Язык в своем развитии проходит несколько стадий и зависит от степени развития этноса. На ранней стадии образуется племенной язык, затем язык народности и, наконец, национальный язык.

Национальный язык формируется на базе языка народности, что обеспечивает его относительную стабильность. Он является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием ее образования.

Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным языком. Говоря о национальном языке, мы имеем в виду русский, английский, немецкий, французский и т.д.

Любой национальный язык не является единым по своему составу, т.к. им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т.д., и, кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т.д.). Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка. В каждом национальном языке выделяются основные формы существования (разновидности): литературный язык, территориальные диалекты, жаргоны, просторечие.

Территориальные диалекты. Диалектом называется разновидность национального языка, употребляемая в качестве средства общения между людьми, связанными тесной территориальной общностью. В национальном русском языке выделяются три группы территориальных диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские. Они отличаются от литературного языка и друг от друга рядом особенностей в фонетике, грамматике и лексике.

Севернорусские диалекты распространены к северу от Москвы, на территории Ярославской, Костромской, Вологодской, Архангельской, Новгородской и некоторых других областей. Им присущи следующие особенности:

а) оканье – произношение звука [о] в безударном положении (в предударных слогах) там, где в литературном языке произносится звук [а] Например, [водá] вместо [вадá], [молокó]вместо [мълакó] и т.п.

б) цоканье – неразличение звуков [ц] и [ч]: произносят [цасы] вместо [часы], [курича] вместо [курица] и т.п.

в) стяжение гласны при произношении личных окончаний глаголов: [знааш], [знаш] вместо знаешь, [понимат] вместо понимает и т.п.

г) совпадение формы творительного падежа множественного числа существительных с формой дательного падежа: «пошли за грибам да за ягодам» вместо пошли за грибами да за ягодами и т.п.

Южнорусские диалекты распространены к югу от Москвы, на территориях Калужской, Тульской, Орловской, Тамбовской, Воронежской и некоторых других областей. Им присущи следующие особенности:

а) аканье – неразличение звуков [о] и [а] в неударных слогах: [вада] вместо вода, [карова] вместо корова (такое произношение характерно для литературного языка.

б) яканье – произношение звука [ä] после мягкого согласного на месте букв Я и Е в неударных (предударных) слогах: [нäсу] вместо несу, [бäда] вместо беда и т.п.

в) особое произношение звука [г]: он произносится как щелевой звук [γ] (так в литературном языке произносится слово господи).

г) произношение звука [т] как мягкого [т'] в глагольных формах: [идет'] вместо идет, [поют'] вместо поют и т.д.

д) произношение согласного [к] как мягкого в словах типа бочка, Танька: [бочк'а], [тан'к'а].

Среднерусские диалекты занимают промежуточное положение между северно- и южнорусскими. Они расположены между районами распространения северных и южных диалектов. Присущие им черты включают и севернорусские, и южнорусские диалектные особенности: как в севернорусских диалектах – звук [г] взрывной, – звук [т] твердый; как в южнорусских диалектах – аканье.

Черты, отличающие среднерусские диалекты от других:

а) иканье – произношение звука и на месте букв Я и Е в предударном слоге: [питỳх] вместо петух, [питáк] вместо пятак и т.п.б) произношение звука [ш] долгого мягкого на месте букы Щ или сочетания СЧ, СЩ (например, в словах щука, счастье, расщелина и др).

Необходимо отметить, что основные черты русского литературного произношения сложились именно на базе фонетики среднерусских говоров.

Названные территориальные диалекты имеют и свои лексические особенности. Например, приспособление, которым берут сковородку, в одних местах называют сковородником, в других – чапельником, в третьих – чепелой, цаплей или печником.

Жаргоном (или арго) называют речь людей, составляющих обособленные группы, или людей, которых объединяет общая профессия.

Жаргоны не представляют собой целостной системы. Грамматика в них та же, что и в общенациональном языке. Специфика жаргонов заключается в их лексике. Многие слова в них имеют особое значение и иногда по форме отличаются от общеупотребительных слов.

Профессиональные жаргоны используются людьми одной профессии главным образом при общении на производственные темы. В жаргоне летчиков низ фюзеляжа самолета называется брюхом, фигуры высшего пилотажа – бочкой, горкой, петлей.

Социальный жаргон – это речь какой-либо социально обособленной группы людей. Для жаргонов характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Жаргонная лексика представляет собой переосмысленные, сокращенные, фонетически измененные слова русского языка и заимствования из других языков, особенно английского. Основное назначение арго – сделать речь непонятной для чужих. Сейчас распространены такие групповые жаргоны, которые отражают специфические объединения людей по интересам) болельщики, автолюбители, коллекционеры и т.д.). Во многих языках существуют молодежные жаргоны – школьные и студенческие, для которых характерно переиначивание формы и смысла слова с целью создания выразительных, эмоционально окрашенных средств (предки, шпора, хвост, клево).

Иногда при характеристике речи представителей различных социальных слоев используют термины сленг, пиджин, койне. Сленгом называется совокупность жаргонных слов, составляющих слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда – юмористическое отношение к предмету речи. Это категория довольно неопределенная. Некоторые исследователи отождествляют сленг с просторечием, другие – с жаргонами. Пиджинами называют структурно-функциональные типы языков, не имеющих коллектива исконных носителей и развившихся путем упрощения структуры языка-источника. Пиджин – языки, широко распространенные в бывших колониях: в Юго-Восточной Азии на территории Индии, Бангладеш и т. д. говорят на пиджин-английском языке. Это «испорченный» английский, произношение в котором иногда лишь отдаленно напоминает нормативное (само слово пиджин происходит от испорченного в произношении слова business), а некоторые английские слова имеют специфическое значение. В странах Африки население, общаясь с иностранцами, говорит на пиджин-французском, пиджин-португальском и т.д.

Койне – функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства повседневного общения и употребляющийся в различных коммуникативных сферах (при условии регулярных социальных контактов между носителями разных диалектов и языков). Слово койне греческого происхождения и в переводе означает «общий». Койне – это любое средство общения (устного), обеспечивающее коммуникативную связанность некоторого региона в процессе межнационального общения. Считается, что средневековая латынь представляет собой письменную разновидность койне как язык науки, связывающий ученых разных поколений и национальностей.

Просторечие – разновидность национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых средств, нарушающих нормы литературного языка. Носителями просторечия являются горожане с невысоким уровнем образованности. Просторечие сложилось в результате смешения разнодиалектной речи в условиях города, куда издавна переселялись люди из различных сельских районов России. Основная черта просторечия – анормативность, т.е. отсутствие в речи норм литературного языка: здесь возможно все, что существует в системе языка, но без какого бы то ни было нормативно обусловленного отбора.

Современное русское просторечие имеет следующие характерные черты:

в области произношения:

- смягчение согласных перед мягкими гласными: коньфеты, кирьпич и т.д.;

- твердое произношение [р] в словах: капрызный, прынцесса и т.п.;

- вставка звука между гласными: радиво, какаво;

- вставка согласного между согласными: жизинь, рубель (вместо рубль);

- уподобление согласных друг другу: боисся (вместо боишься);

- расподобление согласных: дилектор (вместо директор), колидор (вместо коридор), транвай (вместо трамвай).

В области морфологии:

- выравнивание согласных в основе слова при спряжении: хочу – хочут, пеку – пекешь и т.д.;

- смешение родов существительных: Съем всю повидлу. Какой яблок кислый! и т.д.;

- смешение падежных форм одного слова: у сестре, у маме;

- наращивание окончания –ов в родительном падеже множественного числа: много делов, нет местов;

- склонение несклоняемых существительных: без пальта, кина не будет.

В области синтаксиса:

- полная форма прилагательного или причастия в составе именного сказуемого: Я не согласная. Ты мне не нужный. Обед уже сготовленный;

- употребление деепричастий на – мши в функции сказуемого: Он выпимши. Я не спамши;

- употребление дательного падежа вместо родительного с предлогом: Мне живот болит;

- несклоняемость числительных: Время – без десять три;

- несклоняемость существительных: Сколько время? Время нету (вместо времени).

В области лексики:

- использование слов, обозначающих степень родства при обращении к незнакомым людям: папаша, браток, дочка, сестренка, а также слов мужчина, женщина;

- употребление существительных с уменьшительными суффиксами: Вам чайку? Височки побрить?;

- замена некоторых слов, которые ложно понимаются как грубые: отдыхать (вместо спать), выражаться (вместо ругаться), кушать (вместо есть);

- использование эмоциональной лексики в «размытом» значении: наяривать, шпарить, откалывать, чесать (Дождь шпарит. Он шпарит на гитаре. Она по-английски здорово шпарит).

 

5. Высшей формой национального языка является литературный язык. Он представлен в устной и письменной формах. Литературный язык – система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработанных мастерами слова, общественными деятелями, выдающимися учеными. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные.

Признаки литературного языка:

- нормированность (употребление языковых средств регулируется единой общеобязательной нормой);

- обработанность (целенаправленный отбор всего лучшего, что есть в языке; этот обор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, писателями, общественными деятелями);

- наличие письменной и устной форм, а также двух разновидностей – книжной и разговорной речи;

- наличие функциональных стилей;

- вариативность языковых единиц, богатство и разнообразие лексико-фразеологической и грамматической синонимии.

6. Слово «речь» обозначает специфическую человеческую деятельность, поэтому для характеристики обеих ее сторон это слово в лингвистике употребляется в двух основных значениях: речью называют и сам процесс говорения (в устной форме) или письма (в письменной), и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые представляют собой звуковой или графический продукт (результат) этой деятельности.

Язык и речь теснейшим образом взаимосвязаны, поскольку речь – это язык в действии. Язык отличается от речи прежде всего тем, что язык – это система знаков, а речь – это деятельность, протекающая как процесс и представленная как продукт этой деятельности. И хотя речь строится на том или ином языке, это самое главное отличие, которое по различным основаниям определяет и другие.

Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего – коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности (в том числе и речевые), поэтому она в отличие от языка преднамеренная и ориентирована на определенную цель.

Речь прежде всего материальна – в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств (иногда отличных от данного языка, например, в другой графической системе (латинице, кириллице, иероглифическом письме) или с помощью значков, формул, рисунков и пр.). Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве. Например, ваш ответ по одному из предметов, которые вы изучаете, будет по-разному строиться в зависимости от того, насколько вам знаком этот материал насколько он сложен, как долго вы можете говорить или сколько времени у вас есть на подготовку, в коком помещении и на каком расстоянии от адресата речь вы будете ее произносить и т.д. Речь создается конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека (аудитории), следовательно, она всегда конкретна и неповторима, потому что, даже если она воспроизводится с помощью тех или иных записей, меняются обстоятельства и получается одно и то же самое, про что обычно говорят: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». При этом теоретически речь может длиться бесконечно долго (с перерывами и без них). По сути, вся наша жизнь с тех пор, как мы начинаем говорить, и до тех пор, когда скажем последнее слово, – это одна большая речь, в которой меняются обстоятельства, адресат, предмет речи, форма (устная или письменная) и пр., но мы продолжаем говорить, (или писать). И с нашим последним словом речь (только уже письменная или не наша устная) будет продолжаться. В этом плане речь развертывается линейно, т.е. мы произносим одно предложение за другим в определенной последовательности. Процесс устной речи характеризуется тем, что речь протекает в определенном (иногда меняющимся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной четкости и т.п. Письменная речь также может быть быстрой или медленной, четкой (разборчивой) или нечеткой (неразборчивой), более или менее объемной и т.д. То есть материальность речи можно иллюстрировать разными примерами. язык же в отличие от речи, как считается, идеален, т.е. он существует вне речи как целое только в сознании говорящих на этом языке или изучающих этот язык, а также части этого целого – в различных словарях и справочниках.

Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека – говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека. Следовательно, речь изначально субъективна, потому что говорящий или пишущий сам отбирает содержание своей речи, отражает в ней свое индивидуальное сознание и индивидуальный опыт, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа. Кроме того, речь всегда индивидуальна, поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящие. Вследствие этого значения слов в речи могут расходиться с теми, что строго определены и зафиксированы словарями. В речи возможны ситуации, в которых слова и даже отдельные предложения получают совсем другой смысл, чем в языке, например, с помощью интонации. Речь может быть охарактеризована и через указание на психологическое состояние говорящего, его коммуникативную задачу, отношение к собеседнику, искренность.

Кроме того, речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым (несловесным, или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т.д.).

Все эти отличия речи от языка относятся прежде всего к речи как процессу использования языка, поэтому, хотя и с натяжкой, являются основаниями для их противопоставления, поскольку в этом плане создание речи как процесс протекает во многом поэтапно и частично совпадает с границами самой большой единицей языка: с границами предложения. Если же говорить о речи как результате этого процесса, т.е. как о тексте, то описание речи на этом уровне в принципе не может иметь общих критериев с языком, поскольку они к языку совершенно не применимы:

- речь бывает внешней (произнесенной) или написанной и внутренней (не озвученной и не зафиксированной для других). Внутренняя речь используется нами как средство мышления или внутреннего проговаривания (речь минус звук), а также как способ запоминания;

- речь-высказывание протекает в определенных речевых жанрах, например, письмо, выступление, доклад и т.д.;

- речь-текст должна строиться в соответствии с тем или иным функциональным стилем: научным, официально-деловым, публицистическим, разговорным или художественным;

- речь как текст отражает действительность и может рассматриваться с точки зрения своей истинности и ложности (истинно/частично истинно/ ложно);

- к речи-тексту применимы эстетические (красиво/некрасиво/ безобразно) и этические оценки (хорошо/плохо) и т.д.

Таким образом, мы видим, что все функции языка реализуются в речи. И язык оказывается главным, но не единственным средством ее создания. Речь всегда представляет собой результат творческой деятельности индивида, поэтому и подходить к анализу, оценке и способам создания речи нужно совсем иначе, чем к языку. Особенно это важно при рассмотрении речи с точки зрения ее культуры. Обоснованию и описанию этих и многих других критериев применительно к разным уровням и средствам речи и посвящена вся данная книга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.