Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Тема № 16: Административно-правовое регулирование агропромышленным комплексом и экологией




Тема № 16: Административно-правовое регулирование агропромышленным комплексом и экологией.

 

1. Агропромышленный комплекс: понятие, структура и законодательство.

2. Система органов государственного управления сельским хозяйством.

3. Государственный контроль, надзор и административная ответственность в сельском хозяйстве.

4. Система органов управления использованием и охраной природных ресурсов.

5. Государственный контроль, надзор и административная ответственность в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

 

Ответ на первый вопрос следует начать с того, что в государствах с развитой экономикой и с более или менее высоким уровнем сельскохозяйственного производства, часть промышленного потенциала работает на сельское хозяйство, обеспечивая его техническое оснащение, хранение и переработку продукции полеводства и животноводства в целях создания материальной базы для снабжения населения продуктами питания. На этой совместной основе, производственной и хозяйственной деятельности сельского хозяйства и ряда промышленных отраслей и формируется комплекс отраслей, называемый агропромышленным комплексом (АПК), который в настоящее время включает 2 группы отраслей: 1) сельскохозяйственные отрасли (земледелие, растениевод­ство, плодовоовощное производство и животноводство); 2) специальные отрасли сельского хо­зяйства — охотничье дело, рыбное хозяйство, заготовка, хранение и промыш­ленная переработка сельскохозяйственной продукции (пищевая, мясомолочная промышленность, отчасти легкая промышленность), а также промышленные отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, энергетическими источниками, удобрениями, оказывающие хозяйственные услуги (ремонт, продажа, прокат и т.д.). В составе АПК функционируют: крестьянские (фермерские) хозяйства, арендные, акционерные и совместные сель­скохозяйственные предприятия; кол­лективное огородничество и садоводство, подсобные сельские хозяйства; акционерные общества открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества и сель­скохозяйственные кооперативы.

Общеэкономическое управление и регулирование АПК осуществляют Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Перечислите основные их полномочия.

Органами отраслевого регулирования в АПК выступают Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России), имеющее в своей системе Федеральное агентство по рыболовству. Раскройте цели, задачи и функции данных органов.

Контроль, надзор и административная ответственность в аг­ропромышленном комплексе имеют своей целью и социальным предназначением сохранение и приумножение богатств природы, обеспечение правильного целесообразного использования и сохранности материальных ценностей, предупреждение эпидемических и иных небезопасных для человека заболеваний среди животных и растений, обеспечение высокого качества заготавливаемой для промышленной переработки и длительного хра­нения сельскохозяйственной продукции. Достижению этих целей способствует Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Назовите основные ее полномочия. Главой 10 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области сельского хозяйства в виде предупреждения, административного штрафа и административного приостановления деятельности. Правом привлечения к административно ответственности виновных физических и юридических лиц пользуются не только суды, но и ОВД (полиция), органы государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора, органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль и др. Дайте краткую характеристику административным правонарушениям в сельском хозяйстве и ветеринарии.

В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов (ст. 9). Объектами охраны природных ресурсов являются: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух; леса и иная растительность; животный мир; природные ландшафты; государствен­ные природные заповедники; находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. В связи с этим рядом полномочий обладают Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Раскройте их.

Отраслевым органом управления использованием и охраной природных ресурсов выступает Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в системе которого действуют Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство по недропользованию. В чем заключаются основные задачи и функции данных ведомств?

Контрольно-надзорными полномочиями в области природопользования и охраны окружающей природной среды наделены Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Отдельные полномочия в рассматриваемой сфере осуществляют Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, выполняющая функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля. Проанализируйте их. Достаточно много органов исполнительной власти наделено правом наложения административных наказаний за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Перечислите их. Охарактеризуйте юридические составы административных правонарушений, предусмотренных главами 7 и 8 КоАП РФ.

 

 

Темы докладов и рефератов:

1. Административно-правовой статус предприятий и учреждений в сельском хозяйстве.

2. Международная комиссия по охране озонного слоя: цели, задачи и формы деятельности.

3. Национальные природные парки России.

4. Экологический контроль и состояние окружающей природной среды в современной России.

5. Полномочия органов местного самоуправления по управлению охраной природных ресурсов и в сельском хозяйстве.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1

3. Закон РФ «О зерне» от 14 мая 1993 г. № 4973-1

4. Закон РФ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1

5. Федеральный закон РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ

6. Федеральный закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ

7. Федеральный закон РФ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ

8. Федеральный закон РФ «О племенном животноводстве» от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ

9. Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ

10. Федеральный закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ

11. Федеральный закон РФ «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ

12. Федеральный закон РФ «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ

13. Федеральный закон РФ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ

14. Федеральный закон РФ «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ

15. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ

16. Федеральный закон РФ «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ

17. Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ

18. Федеральный закон РФ «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ

19. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ

20. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

21. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ

22. Федеральный закон РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ

23. Федеральный закон РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ

24. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ

25. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ

26. Федеральный закон РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ

27. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. № 236

28. Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868

29. Постановление Правительства РФ «О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» от 19 февраля 1996 г. № 156

30. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов» от 6 января 1997 г. № 13

31. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации» от 25 августа 1999 г. № 946

32. Постановление Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 2 марта 2000 г. № 183

33. Постановление Правительства РФ «О государственной регистрации кормов, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов» от 18 января 2002 г. № 26

34. Постановление Правительства РФ «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух» от 28 ноября 2002 г. № 847

35. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» от 3 декабря 2002 г. № 858

36. Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов: утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282

37. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию: утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293

38. Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330

39. Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 372

40. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования: утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400

41. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401

42. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна» от 4 августа 2005 г. № 491

43. Постановление Правительства РФ «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» от 11 февраля 2005 г. № 69

44. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» от 25 декабря 2006 г. № 801

45. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» от 10 апреля 2007 г. № 219

46. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» от 22 июня 2007 г. № 394

47. Постановление Правительства РФ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» от 14 июля 2007 г. № 446

48. Постановление Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» от 23 июля 2007 г. № 469

49. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 404

50. Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450

51. Положение о Федеральном агентстве по рыболовству: утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2008 г. № 444

52. Постановление Правительства РФ «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» от 27 января 2009 г. № 53
(вместе с «Правилами осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»)

53. Постановление Правительства РФ «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» от 31 марта 2009 г. № 285

54. Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства») от 23 сентября 2010 г. № 736

 

Задания и задачи:

 

1. Схематично отобразите организационно-правовую систему управления агропромышленным комплексом по следующим параметрам:

- система органов исполнительной власти;

- система предприятий и учреждений комплекса;

- параметры взаимоотношений органов управления между собой, предприятиями и учреждениями комплекса.

 

2. В крестьянском фермерском хозяйстве произошел внезапный падеж 30 коров. Директор хозяйства Богданов скрыл данный факт от органов по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Имеется ли в действиях директора состав административного правонарушения? Какие действия должны совершить в данном случае органы, осуществляющие государственный контроль в данной области?

 

3. Рыболовная артель обратилась в Федеральное агентство по рыболовству с заявлением об увеличении квот на лов рыбы осетровых пород.

Входит ли в компетенцию Федерального агентства по рыболовству выдача разрешений на лов рыбы? Назовите основные задачи и функции данного Агентства.

4. Руководитель управления ветеринарии г. N, отверг обвинения местного Совета малого и среднего бизнеса в предвзятом отношении и «поборах», писал: «Под надзором ветслужбы находится около тысячи подконтрольных объектов. Ежедневно на 18 N-ских рынках реализуются сотни тонн мясопродуктов. В прошлом году за нарушение санитарных норм мы привлекли к ответственности 860 предпринимателей и других продавцов, в нынешнем — более двухсот человек. Снято с продажи почти сто тонн мяса и субпродуктов. Наши лаборанты выявили более 17 тысяч различных заболеваний, которые без вмешательства ветслужбы могли нанести трудно предсказуемый вред здоровью покупателей. Да, мы бываем строги, но либерализм в нашем деле недопустим. Теперь о «поборах». За последние десять лет практически с нуля мы оснастили 15 лабораторий. Из бюджета средств выделяли очень мало, хотя наша служба государственная. Все пришлось делать за счет платных ветеринарных услуг, которые предприниматели почему-то называют поборами. Для удобства предпринимателей мы ввели договорную систему платных услуг, сейчас они почти все работают по этой системе».

Законны ли упоминаемые Бобковым платные ветеринарные услуги, оказываемые торговцам мясопродукцией? Что если не только ветеринарный, но и другие виды госнадзора перейдут на аналогичные платные услуги?

5. Являются ли административными правонарушениями следующие действия:

- нарушение ветеринарно-санитарных правил;

- нарушение правил государственной регистрации племенных животных и племенных стад;

- ввоз на территорию РФ партий семян, обработанных химическими и биологическими препаратами?

 

6. Какие органы (должностные лица) уполномочены рассматривать дела о перечисленных ниже административных правонарушениях:

- реализация племенной продукции с нарушением установленных требований;

- непринятие землепользователем мер по уничтожению дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа;

- нарушение правил хранения продуктов животноводства;

- ввоз на территорию РФ партий семян в незатаренном состоянии (насыпью);

- нарушение правил борьбы с растениями-сорняками?

7. Раскройте схематично систему органов управления комплексом природопользования и охраны природных ресурсов по 3 уровням:

— федеральный;

— субъектов;

— территориальный.

 

8. Открытое акционерное общество «Сокол» осуществляло деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы закреплены данным Законом. Правительство РФ устанавливает порядок исчисления и взимания платы, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору устанавливает сроки оплаты.

Проанализируйте соответствующие нормативные акты и укажите, в каких форме, порядке, сроки, размере ОАО «Сокол» обязано производить плату за негативное воздействие на окружающую среду? В какие уровни бюджета должны быть произведены выплаты? Предусмотрена ли административная ответственность за невнесение или несвоевременное внесение в указанные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду?

9. В ходе проведенной внеплановой проверки организации по вопросу соблюдения требований Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» установлен факт реализации организацией препарата, не имеющего свидетельства о государственной регистрации и не внесенного в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Проверкой было установлено, что в состав данного препарата входит фунгицид, срок регистрации которого закончился в декабре 2007 г. Выявленное правонарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, на основании которого Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.3 КоАП РФ.

Правомерны ли действия Службы по привлечению организации, реализующей препарат, не внесенный в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, к административной ответственности по ст. 8.3 КоАП РФ?

 

10. Являются ли административными правонарушениями следующие действия:

- пользование недрами без разрешения (лицензии);

- пользование водным объектом без разрешения (лицензии);

- пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии);

- выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к потерям запасов полезных ископаемых;

- незаконная порубка или повреждение деревьев;

- разорение муравейников;

- приобретение редких видов животных без надлежащего на то разрешения?

 

11. Какие органы (должностные лица) уполномочены рассматривать дела о перечисленных ниже административных правонарушениях:

- нарушение правил использования природных ресурсов на территории природных заповедников;

- выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения;

- невыполнение требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии;

- искажение сведений о состоянии водных объектов;

- порча земель в результате нарушение правил обращения с агрохимикатами;

- ведение археологических раскопок без разрешения (открытого листа);

- нарушение правил хранения зерна;

- пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.