Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Тема № 19: Управление образованием, наукой и культурой




Тема № 19: Управление образованием, наукой и культурой.

Регулирование социально-культурной сферой.

 

1. Основы организации системы образования.

2. Правовой статус высшего учебного учреждения.

3. Организационно-правовая система науки.

4. Органы управления образованием и наукой.

5. Культура: понятие отрасли, структура, законодательство и органы управления.

6. Государственный контроль, надзор и административная ответственность в области культуры.

 

Ответ на первый вопрос необходимо начать с того, что под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. Перечислите основные их типы (дошкольные (детские сады), общеобразовательные (школы), профессиональные (университет, академия, институт и др.), специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.). Выделите уровни профессионального образования (начальное, среднее и высшее), ступени высшего образования (бакалавариат, специалитет и магистратуру).

Следует также подчеркнуть, что в реализации единой государственной политики важная роль отводится государственным образовательным стандартам, образовательным программам. Раскройте содержание этих понятий. Охарактеризуйте порядок прохождения лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений.

При ответе на второй вопрос необходимо отметить, что деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами, в которых закрепляется все их основные полномочия, задачи, структура, порядок комплектования, статус обучающихся и преподавателей, управление учреждениями. Охарактеризуйте структурные подразделения высшего учебного заведения (филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру и т.д). Перечислите виды учебных занятий (лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы и др.) и формы реализации образовательных программ (очную, очно-заочную (вечернюю), заочную и экстернат). Назовите органы управления ВУЗом. Дайте общий анализ субъектов учебной и научной деятельности (студентов, слушателей, научно-педагогических работников, аспирантов и др.).

При характеристике организационно-правовой системы науки следует первоначально дать определение государственной научно-технической политики, перечислить субъектов научной деятельности. В каких случаях и при соблюдении каких условий Правительство РФ присваивает научным организациям статус государственного научного центра? Определите структуру системы современной российской науки (вузовский сектор науки, сектор академической науки и сектор отраслевой науки). Дайте им краткий анализ.

При ответе на четвертый вопрос необходимо помнить, что в процессе управления системой образования в России принимают участие многие органы государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в образовательной области, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления. При Президенте РФ и Правительстве РФ созданы и действуют некоторые особо важные и значимые образовательные учреждения. Например, Российская академия правосудия, учредителями которой являются Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, Российская правовая академия, учредителем которой является Министерство юстиции РФ и др.

Отраслевыми органами государственного управления являются Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Определенными полномочиями в области образования и науки наделены Федеральное агентство по делам молодежи, находящееся в ведении Минобрнауки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, находящаяся в ведение Минэкономразвития РФ. В чем заключаются цели, задачи, функции и основные полномочия данных органов?

В субъектах РФ в качестве специализированных органов являются министерства, комитеты, департаменты, органы управления, отделы образования. Государственные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления выполняют функции аналогичные функциям центральных министерств и ведомств, но на своем уровне. Назовите основные из них.

Одной из отраслей социально-культурного комплекса является культура. Дайте определение культурной деятельности, перечислите ценности, отнесенные к культурным, согласно Основам законодательства РФ о культуре (памятники истории и культуры, литература, искусство и пр.). Выделите социальные подотрасли культурного комплекса. Дайте краткую характеристику архивному делу, архивному документу и составу Архивного Фонда РФ.

Координацию культурной деятельности осуществляют Министерство культуры РФ и Федеральное архивное агентство. Раскройте цели, задачи, функции и основные полномочия указанных органов власти.

При ответе на последний вопрос особое внимание уделите надзорным полномочиям в области культуры Минкультуры РФ. В КоАП РФ главами 5-7 и 13 предусмотрено достаточно много составов административных правонарушений, которые могут совершаться в отраслях социально-культурного комплекса и влекут за собой возможность привлечения к административной ответственности. Дайте краткую характеристику юридическим составам административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 5.13, 6.13, 7.13, 13.15, 13.16, 13.20-13.23 КоАП РФ.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Понятие и виды образовательных и научных учреждений.

2. Порядок проведения лицензирования, аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

3. Административно-правовой статус органов управления ВУЗом.

4. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях.

5. Административно-правовой статус Российской академии наук.

6. Государственные научные центры: задачи, функции, структура и полномочия.

7. Порядок присуждения ученых степеней и ученых званий.

8. Местное самоуправление и культура.

Нормативные акты:

1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1

3. Основы законодательства РФ о культуре, принятых 9 октября 1992 г. № 3612-1

4. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. № 4804-1

5. Федеральный закон РФ «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ

6. Федеральный закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ

7. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ

8. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ

9. Федеральный закон РФ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ

10. Федеральный закон РФ «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ

11. Федеральный закон РФ «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ

12. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

13. Федеральный закон РФ «Об архивном деле в РФ» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ

14. Указ Президента РФ «Об организации Российской академии наук» от 21 ноября 1991 г. № 228.

15. Указ Президента РФ «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 30 ноября 1992 г. № 1487

16. Указ Президента РФ «О государственных научных центрах Российской Федерации» от 22 июня 1993 г. № 939 (вместе с «Порядком присвоения статуса государственного научного центра Российской Федерации»)

17. Указ Президента РФ «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» от 22 июля 1998 г. № 863

18. Указ Президента РФ «О Российской академии сельскохозяйственных наук» от 28 февраля 2009 г. № 180

19. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» от 26 мая 2009 г. № 599

20. Постановление Правительства РФ «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства» от 18 января 2001 г. № 35

21. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий» от 29 марта 2002 г. № 194

22. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300

23. Положение о Федеральном архивном агентстве: утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 290

24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса» от 25 ноября 2004 г. № 681

25. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы» от 17 октября 2006 г. № 613

26. Постановление Правительства РФ «Вопросы федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» от 29 декабря 2006 г. № 836

27. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации» от 28 апреля 2007 г. № 252

28. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ: утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71

29. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы» от 28 июля 2008 г. № 568

30. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» от 24 февраля 2009 г. № 142

31. Постановление Правительства РФ «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации») от 15 мая 2010 г. № 337

32. Постановление Правительства РФ «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» (вместе с «Положением о государственном контроле (надзоре) в сфере образования») от 11 марта 2011 г. № 164

33. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации» от 20 июня 2011 г. № 474

34. Постановление Правительства РФ «О Министерстве культуры Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве культуры Российской Федерации») от 20 июля 2011 г. № 590

35. Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (вместе с «Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности») от 21 марта 2012 г. № 218

36. Приказ Министра обороны РФ «Об утверждении Порядка приема в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса Министерства обороны Российской Федерации» от 24 марта 2010 г. № 265

37. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам» от 10 апреля 2009 г. № 123

Задания и задачи:

 

1. Схематично отобразите организационно-правовую систему управления образованием в РФ. При этом более подробно раскройте систему управления в образовательном учреждении, где вы учитесь.

 

2. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть:

- орган государственной власти, орган местного самоуправления;

- гражданин РФ, иностранный гражданин;

- Правительство РФ;

- Министерство обороны или другое силовое ведомство;

- общественная организация.

Укажите правильный ответ.

 

3. При государственной аттестации филиала одного вуза в г. N-ске выявилось, что по многим дисциплинам здесь отсутствуют образовательные программы. Заведующие кафедрами пояснили, что у них имеются государственные образовательные стандарты и рабочие учебные программы по этим дисциплинам, а также сборник образовательных программ Московского университета им. М.В. Ломоносова, рекомендованных в качестве типовых.

Освобождает ли вся эта учебно-методическая документация от разработки в филиале собственных образовательных программ?

 

4. При очередной государственной аттестации вуза комиссия установила, что в данном учебном заведении не устранили серьезные недостатки, которые были отмечены в акте предшествующей аттестации.

Как это может отразиться на результатах очередной аттестации? Кем и как осуществляется государственная аккредитация вузов?

5. В устав учреждения высшего профессионального образования было включено положение, предусматривающее отчисление студентов за использование плагиата в курсовых и дипломных работах. На основании этого по приказу ректора были отчислены трое студентов. Студенты обратились в суд с требованием об их незаконном отчислении из числа студентов.

Какое решение должен вынести суд?

6. Правительство РФ отказало в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации в связи с тем, что объем научной (научно-технической) деятельности составляет 50% общего объема выполненных работ за последние три года.

Правомерно ли действие Правительства РФ?

7. Постановлением Законодательного собрания Н-ской области от 21 июня 2007 г. № 586-IV принят и 3 июля 2007 г. губернатором области подписан Закон области № 86-3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Н-ской области». Закон официально опубликован в издании «Н-ские новости» от 18 июля 2007 г. № 128 (3780).

Согласно подп. «а» п. 5 ст. 6 Закона к полномочиям Правительства Н-ской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится принятие решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения либо об отказе включить такой объект в Реестр, а также о перемещении объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 рассматриваемого Закона перемещение объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия до­пускается в случае реальной угрозы их утраты в целях обеспечения сохранности таких объектов, если указанные действия не влекут изменения предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия и направлены на предотвращение их разрушения или уничтожения.

Решение о перемещении объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия принимается Правительством области по представлению государственного органа охраны объектов культурного наследия области на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласования с Законодательным собранием Н-ской области, оформляемого постановлением Законодательного собрания Н-ской области.

Прокурор Н-ской области обратился в суд с заявлением об оспаривании положений подп. «а» п. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 22 рассматриваемого Закона Н-ской области. Указал на то, что данные нормы Закона, устанавливающие полномочия Правительства Н-ской области по принятию решения о перемещении объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия, противоречат действующему федеральному законодательству, которое допускает перемещение объектов культурного наследия, а также выявленных объектов культурного наследия только по решению Правительст­ва РФ и не относит решение данных вопросов к компетенции субъекта РФ.

Какое решение должен принять суд по этому делу?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.