Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческие риски




Аварии на авиационном транспорте

Безопасность полета зависит не только от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет, но и от пассажиров, которые должны действовать в соответствии с указаниями экипажа, соблюдая спокойствие и организованность.

Занимать места в салоне самолета следует согласно номерам, указанным в авиабилетах, садиться в кресло так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги, например, следует упереть их в пол, выдвинув как можно дальше, но не под переднее кресло. Когда пассажиры заняли свои места, им необходимо выяснить, где находятся аварийный выход, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета поинтересоваться, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремень безопасности, имеющийся на каждом кресле. Несоблюдение этого требования, как правило, приводит к тяжелым травмам при аварийной ситуации.

При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Как правило, по бортам самолета в пассажирском салоне имеется четыре аварийных выхода, оснащенных надувными двухдорожными трапами

Следует помнить, что основной и аварийный выходы не открывают, если за бортом у выхода пожар или густой дым.

В случае пожара в салоне самолета пассажир должен защищать себя от огня, покрыв как можно большую часть кожи одеждой; стараться меньше дышать воздухом, содержащим дым; если есть возможность, то смочить носовой платок и дышать через него; быстро двигаться к выходу, пригнувшись или на четвереньках; не бросаться сквозь стену огня, пока не будет абсолютной уверенности, что нет другого пути эвакуации. Покинув борт самолета, необходимо оказать помощь другим и не оставаться вблизи самолета.


7.1. ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО УСПЕШНОЙ (БЕЗОПАСНОЙ)
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.1.1. Изменения в ходе трудового процесса.
Динамика работоспособности. Корреляция
с изменением бдительности

Во время трудового процесса функциональные возможности человека изменяются, и это находит отражение в колебаниях производительности труда, изменении внимания и степени риска. Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.

Работоспособность характеризуется четырьмя периодами: адаптации, компенсации, неустойчивой компенсации, снижения работоспособности.

Период адаптационный (врабатываемость). По мере приложения волевого усилия работоспособность человека нарастает, полнее включаются механизмы автоматического (стереотипного) действия (длится 20 – 30 мин).

Период компенсации. Уровень работоспособности продолжает устойчиво быть высоким, но это достигается более выраженным волевым усилием, направленным на преодоление утомляемости (продолжительность 1 – 2 ч).

Период неустойчивой компенсации характеризуется колебаниями работоспособности, но без закономерной тенденции к снижению, могут быть объективные признаки утомления (продолжительность 1 – 2 ч).

Период снижения работоспособности. Производительность снижается постепенно на 20 – 25 %, появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости (продолжительность 1 – 2 ч).

На фоне характерной динамики изменения работоспособности могут быть изменения, обусловленные кратковременными психологическими и физиологическими причинами (психологической стимуляцией, изменением воздушной среды, температуры помещения и т.п.). Психологическая стимуляция может осуществляться на любом этапе работоспособности. Она связана с волевым усилием человека, которое обычно отражает его установку (желание) на повышение производительности труда или же является следствием требований ситуационного характера. В первом случае это может носить характер «конечного порыва», обычно возникающего в период снижения работоспособности.

Психологическая обстановка способна угнетать работоспособность на любом этапе трудового процесса. Степень снижения работоспособности и ее продолжительность зависят от выраженности психотравмирующей ситуации и от личности (характера) человека. Наиболее часто в практике наблюдаются снижения работоспособности, связанные с перерывом в работе и психологическим угнетением. Перерыв обычно обусловлен обедом. При этом кривая изменения работоспособности имеет стандартный характер: снижается перед обедом и не сразу восстанавливается после него.

Изменения работоспособности обусловлены развивающимся утомлением или явлениями «психологической демобилизации» в предобеденный период и необходимым этапом врабатываемости при возобновлении работы (при приеме пищи также физиологической слабостью, сопровождающей пищеварительный процесс).

Угнетающее воздействие отрицательных эмоций, вызванных неприятными известиями, обидными замечаниями, оскорблениями, общеизвестно.

Имеются также наблюдения о характерных изменениях работоспособности людей в течение года. Наивысшая производительность по данным некоторых авторов наблюдается в декабре и январе, в конце августа начинается спад производительности умственного труда. Наибольшее значение с позиций организации безопасности труда имеет изменение работоспособности, которая также характеризуется периодом адаптации в начале недели и периодом спада на завершающем этапе.

Человеку необходимо знать динамику работоспособности для того, чтобы корректировать свою деятельность.

Колебания бдительности (осторожности) человека, коррелируют с кривой изменения работоспособности.

Темп предъявления нагрузки оператору или рабочему на конвейере должен соответствовать периоду врабатываемости и периоду снижения работоспособности. Длительные перерывы в работе сопровождаются спадом не только работоспособности, но и внимания. Человек способен усилием воли повышать внимание и работоспособность на определенный период времени.

Снижение работоспособности в конце дня или недели требует снижения ритма и величины нагрузки в это время и особого внимания к профилактике травматизма.

Психологическими методами можно стимулировать бдительность. Конфликтные ситуации ведут к снижению психической активности, работоспособности и бдительности. Для поддержания работоспособности (бдительности) следует правильно чередовать периоды активного труда и кратковременного отдыха. Наиболее эффективны перерывы в периоды неустойчивой компенсации и более продолжительными они могут быть в фазе формирования утомления (четвертый период).

Отдых может достигаться сменой характера труда, активными действиями в процессе производственной гимнастики. Для эффективности отдыха рекомендуется смена обстановки (переход в уютную комнату), прослушивание успокаивающей музыки и т.д.

Режим труда, и отдыха целесообразно индивидуализировать не только с учетом характера человека, его возможностей, но и с учетом физического и психического состояния в конкретный день.

7.1.2. Производственные психические состояния.
Психические напряжения в работе человека

В деятельности человека в современных условиях все большее значение приобретает психический потенциал личности. Ломов Б.Ф., рассматривая проблему человеческого фактора, подчеркивает необходимость изучения свойств, которыми обладают люди, оказывая влияние на эффективность и качество деятельности.

Под психическим потенциалом понимается объем психических резервов человека и его возможность к совершенствованию. Психика (психическая деятельность) представляет функцию мозга, проявляющуюся в отражении предметов и явлений реального мира. В структуре психической деятельности человека, различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства, и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятие, память и другие).

Психические свойства (качества личности) – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности человека в конкретный момент (период) и могут положительно или отрицательно сказываться на течение всех психических процессов. Исходя из задач психологии труда, и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие необычайное значение в организации профилактики аварийности и производственного травматизма.

Психическую деятельность человека в процессе труда характеризуют следующие

1) виды: · процессы: · восприятие; · мышление; · эмоции; · действия; · память; 4) особые состояния: · запредельные формы психического напряжения; · формы тяжелого утомления; · пароксизмальные; · дремотные и просоночные; · аффективные состояния; · психогенного угнетения; · инфекционные астении; · лекарственные астении; · алкогольные астении; · десинхронозы и др.  
2) свойства: · направленность; · темперамент; · характер;
3) состояния (производственные): · психическое напряжение; · утомление;

Эффективность деятельности (работоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения (стресса). Еще в начале нашего столетия Йоркс Р. и Доусон Дж. показали зависимость продуктивности (работоспособности) действий человека от степени эмоциональной активации.

Существует инвертированная U - образная кривая (рис. 7.1), показывающая закономерную зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью (работоспособностью). Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности.

Чрезмерные формы психического напряжения принято называть запредельными. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) человека не должна превышать 40 – 60 % и только в кризисных ситуациях она может возрасти до 80 % максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда, наступает снижение работоспособности.

Психическое напряжение развивается прямо пропорционально трудности задачи. Легкие задачи решаются с минимальной затратой сил, сложные и новые действия требуют более высокой степени психического напряжения. Психическое напряжение – физиологическая реакция организма, мобилизующая его ресурсы на выполнение более трудных задач. Психическое напряжение стимулирует физические и психические процессы организма человека, повышает его адаптационные способности. Психическое напряжение – биологически и социально необходимая (полезная) реакция, в ее формировании ведущее значение принадлежит сознанию человека.

Реакция напряжения развивается в ответственной обстановке, а также при выполнении сложных производственных заданий, изменении стереотипа действий, среды обитания и при воздействии чрезмерных (экстремальных) условий. Под влиянием психического напряжения изменяются жизненно важные функции организма: обмен веществ, кровообращение, дыхание. В поведении человека отмечается общая собранность, действия становятся более четкими, повышается скорость двигательных реакций, возрастает физическая работоспособность. При этом обостряется восприятие, ускоряется процесс мышления, улучшается память, повышается концентрация внимания. Приспособительные возможности психического напряжения тем больше, чем выше психический потенциал личности.

Психическое напряжение образно описал Галлай М.Л. в книге «Через невидимые барьеры». Он писал, что никогда человек не соображает так ясно, быстро, решительно, как в минуты опасности. Если бы мозг летчика-испытателя всегда работал так же быстро, как в острых ситуациях, его обладатель за, год стал бы академиком, если бы, конечно, прежде не умер от чрезмерного перенапряжения психики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.