Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны 5 страница




приподняты, на лбу появляются складки. У некоторых лиц ноздри слегка

раздуваются. В более резких случаях сосредоточения внимания, особенно

пассивного, замечается также легкое раскрытие рта: нижняя челюсть несколько

отвисает, так что нижняя губа отходит назад по сравнению с верхней. Это

раскрытие рта некоторые (например, Генле) объясняют тем, что когда наше внимание

поглощено внешними впечатлениями, то все мышцы тела, в том числе и жевательная,

расслабляются, и нижняя челюсть отвисает благодаря собственной тяжести. В пользу

этого Мнения говорит, по-видимому, тот факт, что при активном внимании гУбы,

наоборот, плотно сжаты. Другие (Пидерит) объясняют раскрытие рта тем, что при

этом слабые звуки могут проникать в по-ость уха не только через барабанную

перепонку, но также через стахиеву трубу и поэтому легче могут быть восприняты;

соглас-

но такому мнению, раскрытие рта в моменты усиленного внимания особенно часто

наблюдается у людей с ослабленным слухом. По-видимому, следует предположить, что

причины описанного явления в разных случаях бывают различны, так что каждое из

двух вышеприведенных объяснений имеет свои основания.

Мимика внутреннего внимания несколько отличается от внешнего. "Когда человек

погружен в свои мысли... или, как говорят, находится в задумчивости, то он не

хмурится, но глаза его представляют полную неопределенность выражения. Нижние

веки обыкновенно приподняты и сморщены таким образом, как в случае, когда

близорукий человек старается различить отдаленный предмет, а верхние круговые

мускулы в то же время слегка сокращены". "Глаза в это время не фиксируются на

каком-либо предмете, а стало быть, и не всматриваются, как я воображал раньше, в

некоторый отдаленный предмет. Зрительные линии обоих глаз часто даже становятся

слегка расходящимися между собою" (Ч. Дарвин)9. Мышцы тела представляются более

или менее расслабленными, голова свешена на грудь или опирается на руку, общая

поза - неподвижная, спокойная или слегка напряженная.

Есть одно психическое состояние, которое как по своим возбудителям, так и в

особенности по физиологическим проявлениям стоит чрезвычайно близко к сильному

сосредоточению внимания (внешнего). Это состояние удивления или изумления. В

психологическом отношении оно значительно способствует развитию внимания,

заставляя с силой фиксировать его на том или ином внешнем объекте. Что же

касается внешних проявлений того и другого состояния, то такие исследователи,

как Дарвин и Пидерит, прямо отождествляют их, рассматривая мимику внимания как

более слабую степень тех физиологических проявлений, которые наблюдаются в

состоянии изумления. "Внимание,-говорит Дарвин,-если оно внезапно и пристально,

переходит в удивление, а это последнее - в остолбенение... Внимание

обнаруживается слабым приподнятием бровей, а когда это состояние переходит в

удивление, то брови подымаются до гораздо большей степени, причем глаза и рот

широко раскрыты". Сюда присоединяются фиксация взором объекта, вызвавшего

изумление, поперечные складки на лбу, общая неподвижность - словом, все те

симптомы, которые мы уже рассмотрели выше, когда речь шла о признаках внимания.

Нам кажется, однако, что, несмотря на значительное сходство внешних признаков,

необходимо все же различать эти два состояния, так как они далеко не всегда

встречаются вместе. Правда, удивление, как и всякая другая эмо-

Дараин Ч. Выражение душевных волнений. СПб., 1896.

ия в значительной степени способствует развитию пассивного вни-ния, но зато

внимание со всеми его внешними проявлениями может возникнуть и поддерживаться

при полном отсутствии удивления, если только имеются налицо какие-нибудь другие

эмоции или же соответствующие внешние возбудители (см. выше).

Кроме мимических признаков о способности человека к большему или меньшему

сосредоточению внимания можно судить по некоторым другим, более сложным

проявлениям. Одно из них заключается в том, что человека, сильно углубившегося в

какую-нибудь работу или созерцание какого-нибудь объекта (внешнего или

внутреннего), трудно бывает оторвать, отвлечь от предмета его созерцания:

приходится несколько раз окликнуть его по имени, тронуть за плечо и т.д. Штерн

предлагает в подобных случаях пользоваться одним экспериментальным приемом,

пригодность которого, впрочем, до сих пор еще не была никем проверена. Прием

этот состоит в том, что испытуемому дают какую-нибудь трудную работу и просят

выполнить ее с возможно большим напряжением внимания. Когда же он углубится в

работу, начинают применять - без его ведома - какое-нибудь чувственное

раздражение (шум, свет,-тактильное или температурное ощущение), сначала очень

слабое, затем постепенно все усиливающееся. Чем больше сосредоточенность

испытуемого, тем позже заметит он это раздражение10. Не вдаваясь в подробную

оценку этого метода, скажем только, что проверка его представляется очень

желательной. Что касается других методов, применяющихся для исследования

"отвлекаемое(tm)", то о них мы скажем ниже, когда речь будет идти о

неустойчивости внимания.

Другой косвенный признак, которым часто пользуются при оценке разбираемого нами

качества, состоит в том, что смотрят, насколько отчетливо было воспринято то или

иное впечатление. Чем внимательнее был человек, тем точнее и подробнее заметил

он все то, на чем было сосредоточено его внимание; наоборот, рассеянный человек

воспринимает окружающую его действительность очень неточно и с большими

пробелами. Разумеется, тут всегда необходимо считаться с различными дефектами

восприятия, зависящими не столько от слабой сосредоточенности внимания, сколько

от несовершенства органов чувств (близорукость, глухота) или от разных

неблагоприятных условий, при которых происходит акт восприятия (нахождение

объекта на периферии поля зрения, слишком большая его отдаленность и т.д.).

Степень развития разбираемого качества может колебаться в самых широких

пределах, причем крайние степени этих колебаний

' 1900.

как в максимальном, так и в минимальном направлении переступают уже границы

нормы. Полное почти отсутствие способности сосредоточивать внимание наблюдается

у некоторых идиотов, имбецилов и слабоумных, резко сказываясь как на их мимике,

так и на всем их поведении. Наиболее же ярким примером максимального

сосредоточения внимания Рибо считает навязчивые идеи и состояния экстаза. В этом

последнем случае какой-нибудь образ или отвлеченная идея до такой степени

овладевают сознанием, что вытесняют из него на некоторое время все остальное, и

человек делается совершенно^ неспособным двигаться или ощущать какие-нибудь

внешние раздражения. В таком состоянии находились христианские мученики, не

чувствовавшие боли во время пыток. Нечто подобное, только в более слабой

степени, представляют из себя попытки лиц, подвергающихся операции или телесному

наказанию, сосредоточить свое внимание на чем-нибудь постороннем, чтобы хоть

отчасти заглушить мучительную боль.

Что касается возбудителей, то в этом отношении едва ли можно провести резкую

границу между данной наклонностью и той, которая была разобрана в предыдущем

параграфе (большая или меньшая легкость привлечения внимания). То же деление

возбудителей на внешние и внутренние, на непосредственные и посредственные; те

же особенности внешних возбудителей (цвет, величина, быстрота проявления),

усиливающие их действие; то же влияние эмоций, значительно способствующих

сосредоточению нашего внимания на данном впечатлении. Если же необходимо указать

на особенного, специфического возбудителя, вызывающего усиленную концентрацию

внимания, то таким является, быть может, значительное несоответствие в степени

отдельных раздражений, действующих одновременно на наше сознание: в то время как

большинство из них слишком слабы и малодейственны, одно или несколько сильных

раздражений резко выделяются на этом бледном фоне и приковывают к себе наше

внимание (сильный шум или крик среди полной тишины, яркий свет в темноте,

появление нового человека в скучной, однообразной, давно надоевшей среде и

т.д.). Если же все впечатления, действующие на человека в известный момент,

одинаково способны привлечь к себе его внимание, то хотя общее напряжение

внимания может быть очень велико, но о сосредоточенности его на одном или

нескольких впечатлениях не может быть и речи. Точных сведений относительно

анатомо-физиологического коррелята сосредоточенности внимания мы в настоящее

время еще совершенно не имеем, так что здесь приходится ограничиться только

самыми общими данными. Так, известно, что всякие моменты, истощающие нервную

систему (хронические болезни, анемия, недостаточное питание, сильная ус-

талость и проч.), значительно понижают умственную работоспособность, делая почти

невозможной усиленную концентрацию внимания на каком бы то ни было объекте.

Подобным же образом влияют алкоголь, гашиш и другие яды, парализующие высшие

корковые центры; деятельность низших центров может при этом сохраниться в полной

своей силе, благодаря чему возникает обильное количество ярких образов, быстро

сменяющих друг друга, но концентрация внимания делается совершенно невозможной.

Нечто подобное наблюдается также в бреду и в состоянии маниакального

возбуждения.

Связи и отношения. Возможно ли значительное сосредоточение внимания на низком

уровне душевного развития? Рассуждая теоретически, трудно допустить подобную

возможность. Не говоря уже об активном внимании, доступном только существам,

сравнительно высоко стоящим в отношении психического развития, пассивное

внимание также требует для своего сосредоточения многих условий: необходимы

ясные, более или менее отчетливые восприятия, сильно развитое чувство,

выдвигающее одни восприятия перед другими, наконец, известное постоянство,

устойчивость этих чувствований, Для того чтобы поддерживать сосредоточение

внимания в течение известного времени. Ввиду этого нам кажется не совсей

правильным мнение Штерринга", который утверждает, будто внимание может

встречаться даже на низших ступенях психического развития - у идиотов,

слабоумных, отсталых и т.д. По его мнению, для того чтобы сосредоточение

внимания было возможно, требуется не столько абсолютная сила того или иного

впечатления, сколько разница в силе между отдельными впечатлениями - а такая

разница есть и у слабоумных. Но ведь если эта разница невелика (а у слабоумных

она едва ли может быть особенно велика), то и концентрация внимания не может

достигнуть сколько-нибудь значительных размеров. Всякая апатичная,

непродолжительная остановка идиота или слабоумного на каком-нибудь впечатлении,

плохо им воспринимаемом, не есть еще сосредоточение внимания. Главные

особенности разбираемого качества, а именно сила концентрации, резкое различие в

интенсивности между впечатлением преобладающим и другими, оттесненными им на

задний план, - все эти условия едва ли можно встретить на низших ступенях

душевной жизни. Кроме слабого развития умственной и эмоциональной сферы

сосредоточению внимания могут препятствовать также обильные движения и быстрая

смена представлений. Как те, так и другие "развлекают" внимание. Правда, нередко

человек, напряженно думающий о чем-нибудь, начинает ходить по

51огггпд С. Уог1е5ип$еп йЬсг РяусЬора1Ьо1о§1е Дп 4Ьгег Вес1еи1ип§ Сиг

(Не погта!е РзусЬоЬ^е. Ье1ргц*, 1900.

комнате, потирать себе лоб, вертеть в руках какой-нибудь предмет и т.н.; но все

эти движения служат не для того, чтобы лучше сосредоточить внимание, а для того,

чтобы усилить умственную деятельность, чтобы увеличить количество возникающих

представлений и их комбинаций. О связи разбираемого нами качества с некоторыми

другими особенностями будет сказано ниже, при рассмотрении этих последних.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ВНИМАНИЯ

(ВНИМАНИЕ АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ)

Определение наклонности. Значительное большинство людей обладают способностью но

своему желанию сосредоточивать внимание на том или ином объекте. Если человек

утомлен или если его окружающие условия не благоприятствуют такому

сосредоточению, то для достижения его приходится употребить известное усилие,

хорошо знакомое каждому из его собственного опыта. Именно это усилие и является

самьпч характерным элементом активного внимания. В субъективном отношении оно

близко напоминает собою различные положительные проявления волевого усилия (см.

ниже), а также то напряжение, которое испытывается нами в актах физической и

психической задержки. Многие авторы даже прямо отождествляют внимание с волей,

рассматривая активное внимание как одно из проявлений сложного волевого акта.

Как бы то ни было, между названными особенностями душевной жизни существует,

несомненно, тесная зависимость, сводящаяся, по всей вероятности, к тому, что мы

выше назвали взаимным родством душевных качеств.

Активное внимание всегда бывает апперцептивным, т.е. вполне сознательным.

Человек всегда сознает более или менее отчетливо то усилие, которое ему пришлось

употребить, чтобы в силу каких-нибудь отдаленных побуждений сосредоточить

внимание на скучном и неинтересном объекте. Однако сознательность вовсе не

составляет отличительного признака активного внимания, так как она бывает

свойственна в не меньшей мере также и вниманию пассивному. Здесь кстати будет

сказать несколько слов о том противоположении, которое часто делают между

активным и пассивным вниманием. Нам кажется, что нельзя считать их прямо

противоположными друг другу. В первой части этой книги уже говорилось о том, что

полное отсутствие какого-нибудь качества необходимо предполагает наличие

качества противоположного. Между тем если человек совершенно не способен

заставить себя сосредоточиться на чем бы то ни было, то из этого вовсе не

следует, что у него сильно развито пассивное внимание: это последнее

представляется, в сущности, слож-

ным качеством, основу которого составляет возможность сосредоточивать внимание

под влиянием какого-нибудь сильно действующего чувства. Разбираемому нами

качеству правильнее было бы противополагать не пассивное внимание, а более или

менее полную пассивность внимания, т.е. неспособность к активному его

сосредоточению.

Еще один элемент, присутствующий нередко в более или менее сильной степени в

процессе активного внимания, - это наличие известных руководящих представлений,

а также представлений, соответствующих тому объекту, на котором должно быть

сосредоточено внимание, и, следовательно, как бы предвосхищающих этот объект в

нашем сознании (преперцепция). Особенно резко выступает этот элемент в так

называемом выжидательном внимании, когда мы всецело сосредоточиваемся на том

впечатлении, которое будет нами воспринято в ближайший момент. Однако и процесс

ожидания со всеми его особенностями также не представляется сколько-нибудь

характерным для активного внимания. Ожидание может быть как активным, так и

пассивным, может сопровождаться чувством как напряжения, так и беспокойства,

подавленности и т.д. Когда человек неожиданно встретил в лесу медведя и с ужасом

ожидает, что тот на него бросится, то "преперцепция" очень резко выражена, но об

активном внимании здесь, конечно, не может быть и речи. Таким образом,

единственным существенным элементом, характеризующим разбираемое нами качество,

является более или менее значительное усилие, сопровождающее (или вызывающее)

сосредоточение нашего внимания на том или ином объекте.

Что касается проявлений данного качества и его возбудителей, то эти две стороны

вопроса так тесно между собою связаны, что удобнее будет рассматривать их

вместе. Необходимость прибегнуть к произвольному усилию появляется, вообще

говоря, в тех случаях, когда человек в силу каких-либо отдаленных побуждений

желает сосредоточиться на одном или нескольких малозаметных и неинтересных

впечатлениях, отвлекаясь на время от того, что его гораздо более интересует.

Именно этим путем вырабатывается активное внимание у людей: чтобы понять

значение заинтересовавших его картинок, ребенок заставляет себя сосредоточиться

над трудным и скучным процессом чтения; для того чтобы порадовать мать, он

играет на фортепиано, учит немецкий язык и т.д. "В области наших чувств, -

говорит Джемс, - мы прибегаем к произвольному вниманию, когда нам нужно уловить

какой-нибудь едва уловимый оттенок в зрительном, слуховом, вкусовом,

обонятельном или осязательном ощущении, а также когда мы хотим выделить какое-

нибудь ощущение из массы подобных других или когда стараемся сосредоточиваться

на предмете, обыкновенно имеющем для нас мало привлекательности, и при

этом противодействуем влечениям в направлении более сильных стимулов. В области

умственной мы применяем произвольное внимание в совершенно аналогичных случаях,

например когда мы стараемся выделить и отчетливо представить себе идею, которая

лишь смутно таится в нашем сознании, или когда мы с величайшими усилиями

стараемся различить оттенки значения в синонимах, или когда мы упорно стараемся

удержать в границах сознания мысль, которая настолько резко дисгармонирует с

нашими стремлениями в данную минуту, что, не будь особых усилий с нашей стороны,

она быстро уступила бы место иным образам более безразличного характера"12.

Одним из самых частых проявлений произвольного внимания является систематический

труд в физической или умственной сфере. Рибо называет труд наиболее конкретной и

осязательной формой волевого внимания, рассматривая происхождение этого

последнего параллельно с происхождением способности к систематическому труду. У

дикарей как волевое внимание, так и способность к труду развиты в минимальной

степени. Вообще, наблюдения над тем, как человек работает',' могут доставить нам

много материала для суждения о степени развития у него способности к

произвольному вниманию: насколько энергично может он сосредоточиться над скучной

работой, в состоянии ли он, если бы это оказалось необходимым, тотчас оставить

интересное занятие и сосредоточиться на чем-нибудь другом и т.д.

Чем более развита у человека способность по произволу сосредоточивать свое

внимание на трудной и неинтересной работе, тем равномернее будет сама работа,

тем меньше будет так называемое "среднее колебание", т.е. величина, получающаяся

путем особого вычисления и указывающая на то, как велики колебания работы за

известный промежуток времени. Некоторые психологи придают в данном случае

среднему колебанию такое большое значение, что называют его "динамометром

внимания" (Буккола). Само собой разумеется, что чем труднее работа, тем больше

колебания внимания у одного и того же субъекта. Так, Эрн нашел, что величина

средней вариации равняется: при письме под диктовку - 2, 6%, при чтении вслух -

3, 4%, при счете букв по 1 - 4, 2%, при сложении однозначных чисел - 4, 6%, при

счете букв по 3 - 5,0%, при заучивании наизусть чисел - 14,7%, при заучивании

слогов - 27, 4% того времени, которое требуется для выполнения какой-нибудь

единицы работы13.

Джемс У. Психология. СПб., 1898.

ОеНгп А. ЕхрептепЬеПеп ЗЬисНеп гйг 1п(11у1(1иа1р5усЬо1оё1е. -Р5усЬо1о§15сЬе

АгЬеН, 1896. В<1.1.

Мимика произвольного внимания в общем сходна с мимикой внимания непроизвольного

и подобно этой последней изменяется в зависимости от того, направлено ли

внимание на внешние объекты или на собственные внутренние переживания. В первом

случае появляются те же признаки, о которых мы говорили выше: полная или почти

полная неподвижность, широко раскрытые глаза, горизонтальные складки на лбу

благодаря сокращению лобной мышцы, легкое раскрытие рта и т.д. Во втором случае

(при напряженном размышлении, при всякой серьезной умственной работе) веки могут

быть прищурены, глаза устремлены вдаль; но к этому присоединяются при

произвольном внимании также мимические признаки волевого усилия: брови сдвинуты

и выпрямлены, между ними проявляется вертикальная складка, губы плотно сжаты.

Дыхание замедляется, делается более поверхностным, а иногда на короткое время и

совершенно приостанавливается ("затаив дыхание"); глубокий вздох или зевота,

наступающие обычно после усиленного сосредоточения внимания, является

естественным следствием временной дыхательной задержки. У детей, по словам

Прейера14, значительное напряжение внимания сказывается, между прочим, также

своеобразным выпячиванием губ вперед. В раннем детстве движение это является

весьма характерным; иногда его удается подметить также и у взрослых (например,

при игре на фортепиано), причем нередко оно сопровождается также высовыванием

вперед кончика языка.

Изменяемость качества. Как у отдельных индивидов, так и у целых народов волевое

внимание вырабатывается лишь постепенно, являясь продуктом воспитания, культуры

и более или менее значительного умственного развития. У диких народов

способность к активному вниманию ничтожна. У ребенка Прейер на 7 нед. замечал

своеобразное настроение при слышании или видении сильных внешних раздражителей;

самостоятельное же обращение к предмету и внимательную остановку на нем в

течение нескольких мгновений удалось подметить только на 16 и 17 нед., когда

ребенок рассматривал свое изображение в зеркале. Способность к длительному

сосредоточению внимания вырабатывается значительно позже, иногда только в юности

и даже в зрелом возрасте.

Анатомо-физиологический коррелят активности внимания и в настоящее время не

может считаться еще сколько-нибудь установленным. "Мышечная теория" внимания,

предложенная Рибо, вызывает целый ряд возражений и едва ли может считаться

соответствующей действительности. Нередко приходится наблюдать, как люди,

обладающие хорошо развитыми мышцами, прекрасно владеющие ими

См. сн. 5.

и испытывающие, следовательно, обильное количество интенсивных мышечных

ощущений, оказываются, однако, совершенно неспособными к активному вниманию. Не

менее часты и обратные примеры, особенно при сосредоточении внимания на

внутренних переживаниях. По-видимому, центр тяжести лежит здесь не в одной

только задержке мышечных движений, но также и в каких-то других, еще не

известных нам процессах, происходящих в мозговой коре и имеющих тесную связь с

физиологическим механизмом волевого усилия вообще. Несомненно только одно:

напряжение активного внимания есть работа столько же физиологическая, сколько и

психологическая, работа, требующая значительной затраты сил и вызывающая

усиленное распадение мозговой ткани. Человек усталый, изнуренный,

выздоравливающий от тяжелой болезни, измученный бессонницей, почти не способен к

сколько-нибудь значительному напряжению произвольного внимания. Продолжительный

отдых и хорошее питание могут в подобных случаях значительно способствовать

восстановлению рассматриваемой нами наклонности в ее прежней силе.

Связи и отношения. Чтобы у человека могло образоваться произвольное внимание, он

уже должен обладать более или менее развитым вниманием непроизвольным. Только в

том случае, если какая-нибудь отдаленная цель, значительно интересующая нас,

привлекает к себе все наше внимание, мы можем ради этой цели, имея ее постоянно

в виду, заставить себя насильно сосредоточиться над трудным и скучным занятием.

Таким образом, развитие произвольного внимания предполагает наличие целого ряда

душевных качеств: существование руководящих, направляющих идей и стремлений,

более или менее сильные чувства, соединенные с этими идеями и выдвигающие их в

нашем сознании, значительное развитие сознательной жизни и т.д. По отношению ко

всем этим качествам разбираемая нами наклонность является высшей. Далее,

способность к произвольному сосредоточению внимания представляется, несомненно,

очень близкой (родственной) волевому усилию вообще, а также к различным видам

задержки, как физической, так и психического. Можно не считать явления

физиологической задержки единственной и исключительной основой произвольного

внимания, но тем не менее нельзя отрицать тесной связи между этими двумя

процессами. Обилие ненужных движений точно так же, как обилие ненужных

впечатлений и мыслей, чрезвычайно затрудняет произвольное сосредоточение

внимания. Недаром дети и люди сангвинического темперамента совершенно к нему не

способны. Способность координировать движения необходима для того, чтобы

наилучшим образом приспособить органы чувств в нужном направлении. Наконец,

обдуманность поступков, систематичность сложных действий и некото-

рые другие качества также находятся, по-видимому, в тесной связи с

произвольностью внимания, но только подробным выяснением этой связи до сих пор

еще сравнительно мало занимались.

УСТОЙЧИВОСТЬ ИЛИ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ

Определение качества. Фиксационная точка нашего сознания не может быть в течение

долгого времени занята одними и теми же объектами. В ней происходит постоянная

смена впечатлений, или, другими словами, внимание наше постоянно колеблется,

сосредоточиваясь то на одном, то на другом из бесчисленного множества

впечатлений, воспринимаемых нами в каждый данный момент. Даже в тех случаях,

когда человек углубляется в продолжительное рассмотрение одного какого-нибудь

небольшого объекта (портрет, монета и т.д.), он, в сущности, разглядывает

попеременно различные части и стороны этого объекта и таким образом непрерывно

подновляет, так сказать, свой интерес и оживляет свое внимание. Необычайная

способность некоторых великих умов (Ньютон, Дарвин) сосредоточиваться в течение

очень долгого времени, на одной какой-нибудь идее объясняется, по мнению

некоторых, вовсе не тем, что внимание у них сильнее развито, чем у других людей;

причина лежит скорее в том, что, обладая обширным кругозором и

наблюдательностью, гениальные люди в каждом объекте, в каждой идее находят

гораздо больше содержания и пищи для своего ума, чем простые смертные. Опыты

Урбанчича, Н. Ланге'5 и других показали, что если заставить себя в течение

долгого времени прислушиваться к едва уловимым непрерывным или ритмически

меняющимся звукам (тиканье часов среди ночной тишины, шум отдаленного водопада),

то можно заметить, что звуки эти периодически то ослабевают, то выступают с

новой силой. Объясняется это, по мнению Ланге, не какими-либо периферическими

процессами в воспринимающем органе, а постоянно происходящими в нас колебаниями

внимания, периодическим ослаблением и усилением тех направляющих представлений,

которые составляют необходимое условие ясного и отчетливого восприятия'6.

Итак, полной устойчивости внимания не существует. Даже в случаях наиболее

сильной и продолжительной концентрации внимания существуют мелкие и частые

колебания, которые можно обнаружить путем точного наблюдения. Однако не эти

малозаметные колебания,

Ланге И. Н. Психологические исследования. Закон перцепция. Теория волевого

внимания. Одесса, 1893.

с!ег РЬуз1о1ой15сЬеп Р5усЬо1о§1е. 1_е1р21^, 1893. В(1. 2.

присущие вниманию всех без исключения людей, интересуют нас в данном случае; для

индивидуальной психологии, как уже сказано, представляют интерес только те

психические особенности, которые значительно варьируют у разных людей но степени

своего развития. Л таким именно качеством является тот вид колебаний внимания,

который недавно стали называть "огвлекаемостью" внимания (АЫепкЪагкеИ; с1ег

Аигтегкзаткеп.). Некоторые люди совершенно не способны сосредоточиться в течение

сколько-нибудь продолжительного времени над одним каким-нибудь объектом. Спустя

короткое время они уже оказываются менее внимательными, и достаточно малейшего

воздействия извне для того, чтобы все их внимание направилось в совершенно




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.196 сек.